Образовательная область «Коммуникация» (Развитие речи).
Октябрь 3 неделя.
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения. Расширять знания детей о старинных предметах быта. Формировать умение детей составлять по образцу сложные предложения. Уточнять представления детей о жизни русского народа в прошлом. Продолжать развивать фонематический слух детей.
Совместная деятельность с детьми 5-6 лет.
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Ситуативный разговор «Почему вы поссорились?»
Задача. Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Руководство.
Педагог вовлекает в разговор детей, которые поссорились.
— Дети, почему вы поссорились? Что произошло?
Педагог наводящими вопросами выясняет причину ссоры. Помогает детям решить спорные вопросы с помощью речи: убеждая, доказывая, объясняя.
— Дети, ссоры словами решайте, драки не допускайте. Умный человек правду кулаками не доказывает.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.
Формирование словаря.
Речевая игра «Узнай по описанию».
Задачи. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения. Расширять знания детей о старинных предметах быта.
Ход игры
— Дети, русскую избу мысленно посетим, горницу оглядим.
Игровое правило: описание предмета запоминай, о чём рассказали, угадай.
Этот предмет стоит возле печи, на длинную палку похож, чёрный как ночь, огонь мешает, жар разгоняет – … (кочерга).
|
Этот предмет прямоугольная доска, резьбой да цветами украшена она, на лавке в избе обитает, девушкам прясть помогает – … (прялка).
Это предмет во главе стола, и шипит, и кряхтит, воду быстро кипятит, кран на брюхе открывает, кипятком чай разбавляет – … (самовар).
Этот предмет – берестяной, из берёзовой коры сделан он. Мёд, ягоды сохраняет, разные продукты переносить помогает – … (туесок).
Этот предмет стоит возле печи, длинная палка да рога, за бока чугунок хватает, да в печь его толкает – … (ухват).
— Спасибо, дети, старинные слова мне подсказали, предметы правильно угадали.
Грамматический строй речи.
Речевая игра «Раньше и сейчас».
Задачи. Формировать умение детей составлять по образцу сложные предложения. Уточнять представления детей о жизни русского народа в прошлом.
Ход игры.
— Дети, в далёкие-далёкие времена люди жили не так, как мы сейчас живём. Помогите мне рассказать о жизни людей в прошлом и в настоящем.
Педагог следит, чтобы дети полностью произносили вторую часть сложного предложения.
Лексический материал:
Раньше люди на лошадях ездили, а сейчас … ездят на машинах.
Раньше девочки сарафаны носили, … а сейчас девочки платья одевают.
Раньше лапти обували, … а сейчас сапоги обувают.
Раньше мамы в печках суп варили, … а сейчас мамы суп на плите варят.
Раньше деревянными ложками щи хлебали, … а сейчас металлическими ложками суп кушают.
Раньше дети спали на полатях, … а сейчас дети спят в кроватке.
Раньше одежду хранили в сундуках, … а сейчас вешают в шкаф.
|
— Вот так, дети, раньше жили, не тужили. Время течёт, жизнь меняет, и наш быт тоже изменяется.
Звуковая культура речи.
Занимательная игра «Страна Скороговория».
Задачи. Учить детей чётко и красиво говорить. Закреплять с детьми правильное, отчетливое произнесение звука "з". Развивать память.
Руководство.
Этап разучивания.
— Дети, я вас приглашаю в удивительную страну, страну Скороговорию. В этой стране все любят говорить скороговорки. Что такое скороговорки? (ответы детей).
— Скороговорки – это небольшие стихотворения, предложения, которые нужно запомнить, а затем правильно и быстро произнести. Скороговорки – скоро, быстро говорить. Послушайте скороговорку.
Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки.
Зоиного резинового зайку
Все зовут Зазнайкой.
— Дети, сегодня мы произносим скороговорку, меняя силу голоса, его громкость.
Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки шёпотом, обычным голосом и громко. Предлагает детям по очереди произнести скороговорку. Каждый ребёнок получает своё задание: произнести скороговорку шёпотом, обычным голосом или громко. Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.
Совет педагогу. Детям, которые обычно кричать в группе, предложите произнести скороговорку тихо, шёпотом. Детям, которые отвечают на вопросы взрослых тихо, еле слышно, проговорить скороговорку громко.
Этап разучивания.
Педагог читает скороговорку.
Зоиного резинового зайку
Все зовут Зазнайкой.
— Дети, сегодня у нас Школа актёрского мастерства. Мы с вами проговорим нашу скороговорку с разной интонацией. Дети, не забывайте, скороговорку нужно произнести чётко, проговаривая все слова и звуки.
|
Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки, меняя интонацию: удивлённо (вопросительная интонация), сердито (восклицательная интонация). Предлагает детям по очереди произнести скороговорку. Каждый ребёнок получает своё задание: произнести скороговорку радостно или сердито, удивлённо или грустно. Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.
Этап разучивания.
Педагог читает скороговорку.
Зоиного резинового зайку
Все зовут Зазнайкой.
— Дети, сегодня мы познакомимся с ритмом нашей скороговорки. Мы проговариваем скороговорку и с помощью ладоней измеряем ритм скороговорки. Дети, не забывайте, скороговорку нужно произнести чётко, проговаривая все слова и звуки.
Педагог произносит скороговорку медленно по слогам, чётко проговаривая все звуки, и одновременно прохлопывает ритм скороговорки. При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Педагог хлопает как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки.
Предлагает детям по очереди прочитать скороговорку, прохлопывая ритм. Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки, начинали читать медленно, постепенно ускоряя ритм.
Этап разучивания.
Педагог читает скороговорку.
Зоиного резинового зайку
Все зовут Зазнайкой.
— Дети, сегодня у нас конкурс чтецов. Каждый должен проговорить скороговорку три раза подряд. Мы читаем скороговорку быстро, чётко, проговаривая все звуки. Начинаю конкурс чтецов я.
Педагог произносит скороговорку три раза подряд быстро, чётко проговаривая все звуки. Все дети по очереди произносят скороговорку по три раза подряд. Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.
Этап.
Педагог читает скороговорку.
Зоиного резинового зайку
Все зовут Зазнайкой.
— Дети, сегодня у нас соревнование «Кто быстрее проговорит скороговорку». Соревноваться будем парами, время засекаем по секундомеру. Дети, не забывайте, скороговорку нужно произнести не только быстро, но и чётко, проговаривая все слова и звуки. Желающие дети произносят скороговорку, педагог засекает время, оценивает чёткость произношения звуков. В конце соревнования подводится итог, выбирается победитель.
Примечание. Скороговорку повторяют два раза в день с каждым ребёнком.
Занимательная игра «В гостях у Колобка (звук О)».
(Подготовка к обучению грамоте).
Задачи. Формировать умение детей определять место звука в слове. Продолжать знакомить детей со звуковым анализом слова.
Материалы. Карточки с заданиями на каждого ребёнка, цветные карандаши.
Руководство.
1. — Дети, ждёт нас в гости Колобок, Колобок – румяный бок. Колобок наш не простой, а волшебный, звуковой. Какую песенку поёт Колобок? (ответы детей).
— Дети, а вы помните, что слова состоят из звуков. Звуки мы слышим и произносим. Звук «о» – это гласный звук, его можно спеть, прокричать, ничто не мешает воздуху произносить этот звук. Посмотрите, как Колобок поёт этот звук. И мы вместе с вами споём песенку Колобка.
Дыхательная гимнастика.
— Дети, встали, подбородок слегка приподняли, руки отпустили вниз, ноги на ширине плеч. Сейчас мы вдохнём носом воздух, поднимём правую руку вверх. Затем будем медленно отпускать руку, и, округляя рот, поём звук «о». Сначала мы поём высоким звуком (как мышка), а потом всё ниже, ниже, и в конце, низким звуком (как мишка).
Педагог вместе с детьми выполняет дыхательную гимнастику.
2. — Дети, что увидел Колобок, когда вышел гулять? (Облака, слона, огурец, гнома, бревно).
— Облака, слон, огурец, гном, бревно – всё это слова. Дети, вы услышали звук «о» в этих словах? Скажите эти слова так, чтобы я услышала звук «о».
Дети произносят слова, выделяя звук «о».
3. — Дети, в каждом слове есть начало, середина и конец. Где в слове «сло-о-он» живёт звук «о», в начале слова, в середине или в конце? (ответы детей).
— Слово «о-о-огурец», где мы слышим звук «о»? (ответы детей).
— Слово «бревно-о-о», где мы слышим звук «о»? (ответы детей).
— Обозначьте звук «о» в словах крестиком.
Дети выполняют задание. Педагог контролирует выполнения задания детьми, объясняет ещё раз тем детям, кто не правильно выполнил задание.
4. — Дети, слово «д-д-д-о-о-о-м-м-м». Сколько звуков в слове «дом». Дети, я открою вам секрет. Сколько звуков в слове, столько и кружочков рисует Колобок.
— Назовите первый звук в слове «дом» (ответы детей).
— Назовите второй звук в слове «дом» (ответы детей).
— Назовите последний звук в слове «дом» (ответы детей).
— Какой по счёту гласный звук «о»? (второй).
— Звуки «д», «м» – это согласные звуки. Мы их закрасим серым цветом. А гласный звук «о» – красным цветом.
Дети выполняют задание. Педагог контролирует выполнения задания детьми, объясняет ещё раз тем детям, кто не правильно выполнил задание. Точно так же проводит фонематический разбор слова «сад».
5. — Дети, отгадайте, кто из Колобков играет дома, а кто любит гулять в саду. Почему? (ответы детей).
— Проведите дорожку от Колобков к дому или к саду. Дети выполняют задание.
— Дети, с каким звуком мы сегодня играли? (ответы детей).
— Молодцы! Вы справились со всеми заданиями Колобка. Звук «о» живёт во многих словах. Слова разные произносите, звук «о» в словах ищите.
Артикуляционную гимнастику лучше проводить индивидуально или с подгруппой детей во второй половине дня. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно
Артикуляционная гимнастика.
Задачи. Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в умении удерживать язык в спокойном, расслабленном состояние. Учить удерживать кончик языка за нижними зубами. Отрабатывать умение детей выгибать спинку языка. Развивать речевое дыхание детей. Вырабатывать длительную направленную воздушную струю.
Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности и ловкости языка, губ, щёк, уздечки.
Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребёнку.
В начальный период артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребёнок должен видеть, что делает его язык.
Артикуляционная гимнастика проводится в виде игры, сказки не дольше 5–10 минут.
Упражнения выполняются после показа взрослого.
Если некоторые упражнения не получаются с первого раза, повторите их вместе с ребёнком ещё раз. Будьте терпеливы, ласковы, спокойны.
После того, как упражнение усвоено, ребёнок может выполнять его без показа взрослого (по названию).
Взрослый обязательно контролирует правильность и чёткость выполнения упражнений. Не наказывайте ребёнка за неправильно выполненное упражнение.
Этот маленький дружок -
Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Артикуляционная гимнастика «Гостеприимство»
(для постановки свистящих звуков).
Улыбкою гостей встречай, Да сердечно принимай. Зубки ровно ты смыкай И заборчик получай. Один, два, три, четыре, пять. | Упражнение «Улыбка». Улыбнись без напряжения. В уголке губ носогубная складка. Удержи губы в таком положение 5 секунд. Повтори 5-6 раз. | |
Самовар на стол неси, Гостей чаем напои. Губы трубочкой тяни, Чай горячий остуди. | Упражнение «Трубочка». Вытяни губы вперёд трубочкой, не разжимая зубов. Подуй на свою ладошку. Повтори 5-6 раз. | |
Тесто замеси, Да блинов напеки. Улыбнись и блин положи, На окошке его остуди. Один, два, три, четыре, пять. Отдыхай! Блинчик убирай! | Упражнение «Блинчик». Улыбнись, открой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно 5 секунд. Повтори 5-6 раз. | |
Гостей гулять пригласи, Да на горку своди. Вот так горка! Что за чудо! Выгнулся язык упруго. Кончик в зубы упирал, Бока кверху поднимал. От зубов язык не отрывался, Очень крепко он держался. | Язычок играет «Горка». Широко открой рот. Широкий язык отпусти за нижние зубы, упрись в них языком. Плотно прижми боковые края языка к верхним коренным зубам. Получилась высокая горка. Удержи «горку» пока слушаешь стихотворение. Отдохни. Повтори 2-3 раза. | |
Гостей на поле приглашай, В футбол с ними поиграй. Вот послушный язычок Превращаем в желобок. Щёк своих не надувай, Мяч в ворота загоняй. | Язычок играет «Загони мяч в ворота» Вытяни губы вперед трубочкой. Дуй на ватный шарик, загони его в ворота между двумя кубиками. Повтори 3-4 раза. |