Самостоятельная деятельность детей.




Образовательная область «Познание».

 

Октябрь 3 неделя.

Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа. Вызвать интерес к русской старине. Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Рассказать о том, что любая вещь создана трудом многих людей. Учить детей воспринимать предметы с помощью осязания, анализировать, выявлять существенные признаки материалов, предметов. Упражнять в умении определять материалы, из которых изготовлены предметы.

Совместная деятельность с детьми 5-6 лет.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Предметное и социальное окружение.

Выставка «Русская народная игрушка».

Задача. Вызвать интерес детей к русскому народному творчеству. Познакомить детей с русской народной игрушки. Учить различать игрушки разных промыслов.

Экспонаты выставки: дымковские, богородские, филимоновские, каргопольские игрушки, куклы из соломы, матрёшки.

Руководство.

— Дети, сегодня у нас выставка русской народной игрушки.

Дети рассматривают игрушки, педагог отвечает на вопросы детей.

— Дети, вы знаете, как появилась детская игрушка? (предположения детей).

— Игрушка появилась давным-давно. В далёкие, далёкие времена детских садов не было. Чтобы дети дома не скучали, да работать взрослым не мешали, родители детям игрушки придумывали. Что было под рукой из того и игрушку делали. Если жили возле реки, где глина есть, лепили глиняные игрушки. Если жили в лесу, вырезали игрушки из дерева. А то просто возьмут клок соломы, да и куколку сплетут. Дети, из чего сделаны игрушки на нашей выставке? (ответы детей).

— Со временем появились мастера, у которых получались красивые игрушки. Слава о таких мастерах не только по всей Руси шла, но и по всему миру. Издалека приезжали люди полюбоваться дымковской, филимоновской, богородской, каргопольской игрушкой. Полюбоваться да купить своим детям в подарок. Особенно знаменита русская матрёшка. Педагог показывает игрушку.

— Русская матрёшка – это деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

Педагог предлагает детям поиграть с матрёшкой.

Ситуативный разговор

 

Задача. Развивать познавательный интерес.

Разговор.

— Дети, почему так говорят: «Знание и мудрость украшают человека?» (предположения детей).

Презентация «Русская изба. Горница».

Задачи. Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа. Вызвать интерес к русской старине.

Оборудование. Презентация, оборудование для демонстрации презентации.

Рассказ.

Презентация «Русская изба. Горница».

— Дети, русская изба просторна да хороша, в гости нас приглашает она. В избе комната одна, горницей названа она. «Изба о четырёх углах». Один угол русская печь занимала, семью от бед оберегала. Этот угол печным называли, царством женщины считали. Здесь хозяюшки колыбельку качали, в тепле старые да малые обитали, возле печки дети играли, на полатях в тепле спали. Русская печь необычна, для зимы придумана отлична. Холодной зимой на печи лежали, старые да малые бока отогревали. Внутри печь пустая, там топкая большая. Дровами её заполняли, огонь разжигали. Заслонкой печь закрывали, тепло в печи сохраняли.

— Горшки на шестке стоят, в печь скорей они хотят. Хозяюшка тесто замесила, хлеба сотворила. Для щей всё в горшок накрошила, да крупу для каши замочила. Огонь прогорал, жар в печи остывал. Это кочерга – угли мешать помогает она. Для горшков место освобождает, от огня хозяюшку оберегает. Это ухват – хозяюшке помочь он рад.

Ухватом горшки держали, да в горнила печи толкали. Хлебная лопатка хозяйке нужна, хлеб выпекать помогает она. Хозяйка лопаткой хлеб подхватила, глубоко в печь положила. Хлеб в печи поднимался, корочкой румяной покрывался. Щи томились в печи, были очень хороши. Каша рассыпчата да вкусна, детям нравилась она.

— Дети, «Изба о четырёх углах». Второй угол избы напротив печи. Здесь женщины и девицы на лавках сидели, пряли да ткали, шили да вышивали, всю семью одевали.

Зрительная гимнастика «Чудеса».

— Дети, «Изба о четырёх углах». Третий угол избы, по диагонали от печи, хозяева избы почитали, красным углом его называли. Здесь душа избы обитает, всю семью объединяет. Малые да старые за столом сидят, деревянными ложками из одной чашки едят. На лавке медный самовар, для русских особенный дар. В нём для чая горячая вода, в холодные зимы согревает она. Гостей в красный угол провожают, за стол на лавки сажают. Ты, хозяюшка, что есть в печи, всё на стол мечи. Хлебом, солью угощай, да гостей привечай. Не зря в народе молва, что хлеб всему голова. Не красна изба углами, а красна пирогами.

— Дети, «Изба о четырёх углах». Четвёртый угол мужской, этот угол не простой. Здесь лавка-коник стоит, инструменты хозяин хранит. Вечерами мужчина на лавке сидит, для хозяйства что-то мастерит. Лапти из лыка плетёт, да туески из бересты ладит. Из дерева игрушки вырезает, да детишкам дарит.

— Горница – узорница чудо хороша. Горница – узорница сказки припасла. Дети, есть такая сказка, где печка девочке помогала, от кого печка детей спасала? (ответы детей).

— А в какой сказке печка из избы сбежала, и Емелю по лесу катала? (ответы детей).

— Путешествие по горнице завершаем. Все вы, дети, молодцы! Внимательно рассказ о горнице внимали, многое узнали.

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Задачи. Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Рассказать о том, что любая вещь создана трудом многих людей. Формировать элементарные представления детей об истории нашего народа через знакомство с образом жизни людей в прошлом.

Оборудование. Презентация, оборудование для демонстрации презентации.

Чтение.

Презентация «Как рубашка в поле растёт».

— Давным-давно жил да был русский педагог – Константин Дмитриевич Ушинский. Константин Ушинский любил рассказывать детям поучительные истории. Одна из его историй называется «Как рубашка в поле выросла». Художник-иллюстратор Тамара Петровна Шеварева нарисовала иллюстрации к рассказу Дмитрия Ушинского. Дети, а вы знаете, как растут рубашки в поле? (ответы детей).

— Слушайте и смотрите. Эта история произошла в давние-давние времена.

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает: – Что ты, тятя, делаешь?

– А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.

Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли. Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка». Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть, и всякий раз говорили девочке: – Славная у тебя рубашечка будет!

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У братца Васи такие глазки, – подумала Таня, – но рубашечек таких я ни на ком не видала». Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл. Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:

– Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.

– Славная у тебя рубашка будет, – опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала: «Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».

Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть. «Это нитки, – думает Таня, – а где же рубашечка?»

Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст. Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые как снег рубашечки.

— Дети, теперь вы знаете, как одежда в поле растёт? Расскажите мне, пожалуйста. (Рассказы детей).

Развитие познавательно - исследовательской деятельности.

Занимательная игра

«Удивительные превращения дерева».

Задачи. Познакомить детей с превращениями в мире предметов. Учить детей анализировать, выявлять существенные признаки материалов, предметов.

Материал к деятельности: деревянные игрушки и изделия, картина «Что сделано из дерева?». Ложки деревянные и металлические (на каждого ребёнка).

Руководство.

— Дети, продолжаем изучение удивительного, волшебного мира превращений. Что такое превращение? (ответы детей).

— Превращение, это изменение. Мы с вами живём в волшебном мире – мире, где всё изменяется. Сегодня мы поговорим о деревянных изделиях. Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя и скажите, что в нашей группе сделано из дерева? (ответы детей).

— Деревянные предметы из дерева, а что такое дерево? (ответы детей).

— Дерево – это высокое растение, у которого один толстый твёрдый ствол, много твёрдых толстых веток и тонких веточек. Дети, как вы думаете, какая часть дерева используется для изготовления предметов? (предположения детей).

— Добрые великаны – деревья, делятся с нами своей древесиной. Хорошие лесорубы выбирают нужные деревья и аккуратно срубают их. Настоящие лесорубы не губят лес, а только берут то, чем лес готов с нами поделиться. В основном для изготовления деревянных предметов используют ствол дерева. Но и из других частей дерево можно изготовить разные предметы. Из коры изготовляют народные умельцы туески, из лыка плетут лапти, из ивовых прутьев (веточек) корзины. Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, во что можно превратить дерево? (ответы детей).

Педагог раздаёт металлические и деревянные ложки детям и предлагает обследовать предметы.

— Дети, какие свойства древесины использует человек? (предположения детей).

— Древесина прочная, не сломается. Попробуйте, пожалуйста, согнут деревянную ложку. Дети исследуют предмет.

— Древесина лёгкая, поэтому изделия из древесины лёгкие. Сравните, пожалуйста, вес деревянной и металлической ложки. Дети исследуют предметы.

— Древесина пластичная. С помощью специальных инструментов можно древесину разрубить, распилить, вырезать игрушку. У древесины красивый внешний вид. Многие деревянные изделия не раскрашивают, а только покрывают лаком, чтобы сохранить рисунок древесины. Например, богородская игрушка.

Дети рассматривают деревянные изделия естественного цвета.

— В давние, давние времена на Руси всё делали из дерева. Дома (избы и терема), корабли – ладьи, мебель, телеги, даже колеса были деревянные. Дети, посмотрите, пожалуйста, на эту картину. Картина «Что сделано из дерева?»

— Дети, назовите, что нарисовано на картине? (ответы детей).

— Изба и кирпичный дом, автомобиль и телега, стол, стул, табурет и холодильник, корабль и ладья. Дети, что сделано из дерева? (ответы детей).

— Дети, какие изделия мы сегодня исследовали? (ответы детей).

— Что мы узнали? (ответы детей).

— Впереди нас ждут новые открытия! Спасибо, дети, мне было интересно с вами играть.

 

Дидактическая игра «Что я вижу».

Задача. Развивать воссоздающее и творческое воображение детей.

Ход игры.

— Дети, представьте, что вы в музыкальном зале. Расскажите, пожалуйста, что вы там видите. Начните свой рассказ, со слов «Я вижу…» (рассказы детей).

— Дети, а что вы видите за окном? (рассказы детей).

— А что вы видите на стене? (рассказы детей).

— Дети, что можно увидеть в чашке? (рассказы детей).

— Спасибо, дети, ваши рассказы были очень интересны, теперь и я увидела, много необычного за окном, на стене, в чашке.

Игра проводится, пока дети поддерживают к ней интерес.

Сенсорное развитие.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Задачи. Учить детей воспринимать предметы с помощью осязания. Упражнять в умении определять материалы, из которых изготовлены предметы. Закреплять умение отвечать полным предложением.

Игровой материал. Чудесный мешочек с предметами, которые можно узнать на ощупь из разных материалов (мяч, шарик, грибок, маленькая машинка, матрёшка, медвежонок…).

Ход игры.

— Дети, у меня есть чудесный мешочек, в нём лежат разные предметы. Ваши удивительные пальчики исследуют предметы в чудесном мешочке и вынут тот предмет, какой я попрошу. Напомню вам правила игры.

Игровые правила:

Ø глаза закрываем, или смотрим в другую сторону, а не на мешочек;

Ø предмет из мешочка достаём одной рукой;

Ø ищем предмет и быстро достаём руку с предметом из мешочка;

Ø показываем предмет всем детям.

Дети по-очереди подходят к педагогу и одной рукой достают предмет

— Найди, пожалуйста, резиновую игрушку. Ребёнок выполняет задание.

— Из чего сделан мяч? (Мяч сделан из резины).

— Найди, пожалуйста, деревянную игрушку. Ребёнок выполняет задание.

— Из чего сделана матрёшка? (Матрёшка сделана из дерева).

— Найди, пожалуйста, меховую игрушку. Ребёнок выполняет задание.

— Из чего сделана игрушка? (Игрушка сделана из меха).

— Найди, пожалуйста, пластмассовую игрушку. Ребёнок выполняет задание.

— Из чего сделан шарик? (Шарик сделан из пластмассы).

— Найди, пожалуйста, железную игрушку. Ребёнок выполняет задание.

— Из чего сделана машинка? (Машинка сделана из железа) и так далее.

— Дети, молодцы, ваши удивительные пальчики всё правильно нашли.

Самостоятельная деятельность детей.

Цель. Создать условия для самостоятельной познавательно – исследовательской деятельности детей.

Задачи.

Способствовать проявлению интереса к познавательной деятельности.

Воспитывать уважительное отношение к мнению других детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: