1 слайд У Василия Макаровича Шукшина в его повести «Мастер» есть такие строки: «…Именно такая неброская, одухотворенная красота и поразила Семку Рыся в Талицкой церкви. Каменная, небольшая, она открывалась взору вдруг, сразу за откосом, который огибала дорога в Талицу. Ещё с детства помнил Семка, что если едешь в Талицу и задумаешься, то на повороте у косогора вздрогнешь – внезапно увидев церковь, белую, изящную, легкую среди темной зелени тополей».
2 слайд Это про другую церковь, тоже Талицкую, но в Пензенской области. И стоит наша среди тёмной зелени елей, и находится на высоком пригорке. А чувства те же, и лёгкость, и изящество такие же!
На Руси каждое поселение обязательно имело храм или часовню. Не был исключением и наш Талицкий завод. По некоторым сведениям первый храм, деревянный, здесь был построен в 1734 году. Однако, по мнению клирика храма Петра и Павла иеромонаха Серафима, это была скорее часовня, а не храм, поскольку наличие храма предполагает наличие прихода. А Талицкий завод относился к разным приходам на протяжении почти столетия, пока не был организован Талицкий приход в 1804 году. До этого мы относились к Куяровскому приходу.
3 слайд Перед тем как началось строительство храма, таличане отправили выборных «со слёзным прошением» о его постройке. Пермская духовная консистория журнальным определением, утверждённым Его Преосвященством Иустином, епископом Пермским и Екатеринбургским постановила:
«Соображая прошение мастеровых Талицкого казённого завода и государственных крестьян окрестных деревень о разрешении на построение в Талицком заводе и с образованием при новостроящейся церкви особого прихода с донесением благочинного о том, что:
- Место, на котором предполагается воздвигнуть церковь, весьма удобно и прилично;
- Прихожан для нового прихода имеется прилично
- Для постройки означенной церкви мастеровые и крестьяне деревень Белоялани, Езовкиной, Тарасовой, Истоур подписали 639 рублей и обязуются нужные материалы доставить своевременно. В обеспечении причта прихожане обязуются на первое время отвести приличные квартиры без платы на оные денег, а потом за свой счёт построить приличные дома в неотъемлемую собственность церкви, отвести в ближайшем и удобном месте известное количество земли, за требоисполнения давать определённое вознаграждение, и, наконец, в дополнении к сим способам содержанию впредь до положения жалования причту от казны производить таковые от себя согласно штатам, а именно: священнику – 108 руб., дьячку – 36 руб., дьякону – 90 руб., пономарю – 24 руб. Соображая сии обстоятельства Консистория положила постройку каменной церкви в Талицком заводе по плану, утверждённому Губернским правлением за счёт прихожан, под наблюдением архитектора или опытного техника разрешить с тем, чтобы с постройкою церкви возводимы были и дома для членов причта и чтобы пахотной и сенокосной земли отведено было в указанной пропорции, смотря по наделу каждого домохозяина, имеющего войти в Талицкий приход».
4 слайд Для организации работ по формированию прихода и строительству храма в Талицкий завод были направлены священник и дьякон. Строительство началось 2 июля 1805 года при усердии прихожан и деятельном участии мастерового Онисима Трофимовича Маркова и освящён 29 июля 1807 года во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Первым священником в храме был Грамолин Николай Яковлевич.
5 слайд «В таком виде храм существовал до 1848 года, в этом году храм повреждён был пожаром. Пользуясь этим случаем, в виду тесноты храма, причт и церковный староста исходатайствовали у епархиального начальства разрешение увеличить трапезу с отнесением колокольни далее к западу. Для этой постройки было пожертвовано кунгурским купцом Кириллом Георгиевичем Кузнецовым 200 тысяч штук кирпичей. Постройка окончена в 1858 году».
6 слайд В 1859 году Талицкий завод был взят в аренду польским предпринимателем Альфонсом Фомичём Поклевским-Козелл. Среди первых своих начинаний, он жертвует средства на оштукатуривание храма, а в 1864 году на средства Поклевского создана церковная ограда, которая стоит до сих пор.
7 слайд В 1862 году был построен и освящён южный придел в честь Святой Великомученицы Екатерины,
В 1878 году на средства кунгурского купеческого сына Михаила Максимовича Буторина, временно проживавшего в Талицком заводе, устроен в трапезе северный придел и в том же году освящён во имя Рождества Богородицы.
8 слайд Центральная часть храма по архитектурной форме напоминает восьмиконечную Вифлеемскую звезду, а трапезная часть создана в форме ковчега. Само здание выполнено в стиле классицизма. Имеется три алтаря. По сведениям Т.П. Долгушиной на строительство приделов ушло 390 тысяч кирпичей, а велось оно под руководством Ксенофонта Афанасьева, крепостного, уроженца Нижегородской губернии.
В приход Петро-Павловской церкви помимо поселения вокруг винокуренного завода вошли деревни: Белая Елань, Тарасова (Мало- Тарасовка), Язовкина, Истоур и Зотино.
9, 10, 11 слайды Известен наш храм и своей росписью. Расписывали его русские мастера под руководством итальянцев. По воспоминаниям Т.П. Долгушиной: «Когда-то моя бабушка говорила, что малярничал по украшению храма и мой далёкий предок – Константин Яковлевич Фёдоров». Храм расписывался в течение года, краску возили из Камышлова. Смешивали краску мастера сами, добавляя яичные белки. В дальнейшем фрески почти не реставрировались, так как не нуждались в этом.
12 слайд Интересна судьба икон Петро-Павловского храма. Здесь находится главная святыня – особо чтимая икона Казанской Божией Матери, точный список (копия) с подлинной чудотворной иконы, перед ней всегда теплится неугасимая лампада.
13 слайд Есть две уникальные иконы, расположенные у самого входа в церковь. Это икона Александра Невского, Святого благоверного князя и Святой Равноапостольной Марии Магдалины, работы юных иконописцев. Первая выполнена учащимися Талицкого мужского училища, о чём имеется подпись. На второй подпись стёрлась, но полностью перечислен класс девочек и имя учительницы, работавших над иконой. Значит при двухклассном мужском и женском училищах были иконописные мастерские.
14 слайд В главном храме высоко под куполом находится ещё одна икона Божией Матери – Благодатное небо. По воспоминания протоиерея отца Владимира (Зязева) она находилась в Ильинской церкви. Когда к власти пришли большевики и стали разорять храм, они вынесли эту икону на улицу и решили поупражняться в стрельбе по ней. Мимо шла женщина и закрыла её собой, сказав: «Стреляйте тогда в меня, а икону не трогайте». Вокруг собрались люди. А на иконе появились капли, похожие на кровь. Испугавшись Божьего гнева, молодые красноармейцы, бывшие православные христиане, оставили икону. Её передали в наш храм. С тех пор она здесь и находится.
Наш удивительный храм знаменит и тем, что он не закрывался никогда, вынес годы гонений и преследований, всегда оставаясь храмом Божиим. Рассказывают, что в первые годы Советской власти большевики пытались закрыть церковь. Но прихожане даже ночевали в храме, не давая его захватить и разрушить.
15 слайд Может быть, поэтому в нём совершаются необыкновенные чудеса. В 2004 году, когда праздновалось 200-летие Талицкого прихода, произошло чудо – образ иконы «Всех скорбящих радость» отпечатался на стекле. Эта икона находится в храме с 1872 года – сейчас ровно 150 лет, а тогда 132 года.
Священники и сотрудники храма отмечают, что были и мироточения икон.
При храме Петра и Павла была создана одна из первых в Талице народных общедоступных библиотек. Занимался ею священник Николай Евстигнеевич Оглоблин, прослуживший в храме 40 лет.
16,17 слайд В 90-е и 2000-е годы в нашем храме появился ещё один иконописец – Юрий Павлович Стекольников. С благословения протоиерея Владимира Зязева он создавал новые фрески на стенах храма. А в часовне Георгия Победоносца на городском кладбище находится икона Святого Великомученика Георгия Победоносца его работы.
18 слайд Отрадно, что наш храм с годами не только не стареет, а преображается. В 2019 году был обновлён главный иконостас. Сменили оклады и центральные иконы. Отреставрированы колонны при входе в храм, постоянно реставрируются потускневшие фрески.
19 слайд Идут века, а храм Петра и Павла возвышается над нами. Далеко-далеко видны теперь его золочёные купола. Он по-прежнему несёт добро и свет каждой открытой Богу душе.
Окружённый красивой оградой,
Устремлённый в небесный простор,
Возвышается над елями сада
Петро-Павловский белый собор.
Крест на шпиле его колокольни
Золотится в лазури небес.
И торжественный звон колокольный
Раздаётся далёко окрест…
Т.П.Долгушина.
Использованные материалы:
1. Воспоминания С. И. Брусковой в архиве библиотеки.
2. Долгушина Т. Талицкая Петро-Павловская: История православных храмов / Т. Долгушина // Сельская новь. – 2003. – №67
3. Змановских О.А. Священное, древнее, вечное: историко-поэтическая композиция / О.А.Змановских – Архив библиотеки.
4. Материалы архива Талицкой центральной районной библиотеки им. Поклевских-Козелл.
5. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. – 1994. – Ксерокопия.
6. Хайдаршина Л. Чудо в Талицком храме / Л. Хайдаршина. – Сельская новь. – 2004. -