Цель работы: ознакомиться с требованиями к организации садово-парковых дорожек и площадок.
Дороги, дорожки, тропы, площадки - одни из важнейших планировочных элементов объекта ландшафтной архитектуры. Большую роль играют протяженность дорожной сети, габариты дорожек площадок в различных частях территории, их конструкции, прочность, долговечность и декоративность покрытий.
Поверхность дорожек и площадок воспринимается посетителем с различных точек - с видовой площадки, с плоских крыш зданий или с террас. Разнообразие типов покрытий на небольшом объекте может создать иллюзию масштабности и как бы увеличить его площадь. Величина, габариты аллей, дорог, троп, площадок, рисунок их покрытий, форма и пропорции их элементов, сам материал, из которого сделаны покрытия, должны соответствовать общему композиционному решению объекта и закономерностям построения пейзажа.
Дорожно-тропиночная сеть, площадки, аллеи обычно подразделяются на классы в зависимости от их функций и классифицируются по типам покрытий. Выделяются 6 классов дорог, дорожек, аллей:
I класс - главные дороги и аллеи, по которым распределяются основные потоки посетителей объекта. Так, главная аллея в городском парке должна обеспечить пропускную способность до 400...600 чел./ч в выходные дни; ширина аллеи должна быть не менее 30 м, а ее конструкция очень прочной, выполненной из мало изнашиваемых материалов - из плит, камня и др.
II класс - второстепенные дороги, дорожки, аллеи, предназначены для соединения различных узлов объекта и более равномерного распределения посетителей, подведения их к главным маршрутам движения, площадкам отдыха и спорта, видовым точкам объекта и другим элементам планировки. Интенсивность движения по второстепенным дорожкам, их пропускная способность ниже, чем на главных. Однако покрытия таких дорожек должны быть декоративными, так как они по своим функциям выполняют важную планировочную роль.
|
III класс - дополнительные дороги, дорожки, тропы, служат для соединения второстепенных планировочных элементов объекта, играют роль переходов, подходов к сооружениям, к цветникам, являются «ответвлениями» от главных и второстепенных маршрутов движения. Интенсивность движения на дополнительных дорожках снижается в сравнении с дорожками первых двух классов. Конструкции и покрытия таких дорожек делаются упрощенными.
IV класс - велосипедные прогулочные дороги и тропы, предусматриваемые обычно в парках и лесопарках в обособленных полосах главных аллей и дорог по специальным маршрутам движения с целью прогулки, осмотра достопримечательностей, в ряде случаев, спортивных соревнований; велодорожки должны иметь прочные устойчивые конструкции.
V класс - дороги для конной езды, в экипажах, на санях, верхом, предусматриваются по специально проложенным маршрутам движения; предназначены для прогулок, осмотра достопримечательностей, занятий конным спортом; проектируются в больших парках, лесопарках, спорткомплексах; должны иметь специальные типы покрытий.
VI класс - хозяйственные дороги и проезды, предназначенные для ограниченного движения автотранспорта, средств механизации, поливомоечных машин, для перевозки материалов и оборудования по текущему и капитальному ремонту парка, для подвозки товаров к торговым точкам и т. п. Конструкции и покрытия таких дорог устраиваются из прочных твердых материалов, выдерживающих большие нагрузки.
|
Каждому классу дорог соответствуют свои габариты - протяженность и ширина.
Для проведения расчетов ширины дорог принимается во внимание:
- ширина полосы движения одного человека, которая составляет по расчётным данным 0,75 м при средней прогулочной скорости движения в 35... 45 м/мин;
- «плотность потока» посетителей.
На главных аллеях, в парках, плотность потока посетителей в среднем составляет до 0,5 чел./м2. По тротуарам на улицах и проездах плотность пешеходов составляет до 0,7 чел./м2 (пороговая). При плотности до 1...1,5 чел./м2 пешеходный поток квалифицируется как толпа, а более 1,5 чел./м2 - как давка.
В разделительных полосах главных аллей в парках проектируют цветники или растительные группировки декоративных кустарников, обрамленные участками газона.
По внешним границам парковой аллеи предусматривают "запады" для установки скамеек, урн, светильников. В ряде случаев "запады" проектировщиками не предусматриваются, и тогда полосы для размещения оборудования проектируют с учетом общей ширины дороги: её ходовая часть увеличивается в соответствии с шириной полосы под оборудование.
Пропускная способность дорог и аллей определяется исходя из единовременной емкости объекта, которая рассчитывается на посещаемость в выходной день в час пик - 11...12 час дня.
Общая ширина дороги рассчитывается по формуле
S=I/P×0,75 (4.1)
где I - интенсивность движения посетителей по одной аллее, чел./ч; Р - пропускная способность одной полосы, принимаемая 400...600 чел./ч; 0,75 - ширина одной полосы движения, м.
|
Интенсивность движения по аллее или дороге устанавливается с учетом коэффициента распределения посетителей по входным узлам объекта.
Посещаемость объекта в час пик рассчитывается исходя из установленных нормативов режима пользования объектом, численности проживающего населения в жилом районе (городе).
Площадки в садах и парках имеют определённое назначение, используются посетителями в различных целях и подразделяются на следующие категории (классы):
- площадки тихого отдыха, группового, одиночного, для тихих игр посетителей разных возрастов, в том числе для созерцания пейзажей;
- площадки активного, "шумного", отдыха - семейного или коллективного, группового, площадки для игр, для пикников, зрелищ, проведения массовых мероприятий;
- детские площадки различного возрастного состава: первичные, для дошкольников, для младших школьников, для старшего школьного возраста и молодежи;
- спортивные площадки: футбольные поля, для игры в гольф, для волейбола и баскетбола, тенниса, гандбола, городков, специальные площадки для игры в шахматы и шашки;
- хозяйственные площадки, предназначаемые для установки передвижных служебных помещений, бытовок, раздевалок, хранения оборудования и инвентаря; площадки для контейнеров с мусором; площадки для складирования компоста, удобрений; площадки для прикопа посадочного материала; площадки, занятые теплицами и т. п.
Все площадки имеют различные типы конструкций и покрытий в зависимости от нагрузок на поверхности, посещаемости, интенсивности движения, частоты проводимых
Вертикальная планировка
Проект вертикальной планировки озеленяемой территории - сада, бульвара, сквера, парка - выполняется поэтапно, в три стадии.
За основу берётся чертёж генерального плана объекта.
Первая стадия - это разработка схемы вертикальной планировки территории или построение её высотного каркаса, определение общего высотного решения территории по проектным отметкам и уклонам поверхности, обеспечивающим организацию стока поверхностных и талых вод.
Вторая стадия - детальный проект вертикального решения территории путём наведения новых, «красных», горизонталей и проектирования нового рельефа территории.
Третья стадия - рабочая стадия, разработка картограммы земляных работ с расчётом объёмов вывозимого и ввозимого на объект грунта.
Построение проектных горизонталей на перекрестке парковой дороги.
Перекрёсток парковой дороги является основным планировочным узлом при проектировании вертикальной планировки. Основные требования при проектировании перекрестка – удобство передвижения пешеходов в различных направлениях, обеспечение стока поверхностных вод, сопряжение поверхностей дорог. Перекресток – это место пересечения нескольких плоскостей с различными по величине и направлению уклонами. Переход от поперечного профиля аллеи выполняют «размосткой», с помощью которой производится переход от двускатного профиля к односкатному.
Проектирование подпорных стенок.
Подпорные стенки - это элементы вертикальной планировки, применяемые для сопряжения поверхностей участков объекта с различными отметками (рис. 4.2).
Проектирование ведётся с учётом разницы высот сопрягаемых террас, инженерно-геологических и гидрологических условий территории. При перепадах рельефа более 0,4 м подпорные стенки проектируют и рассчитывают как инженерные сооружения, в соответствии со СниП 2.01.15-90. Подпорные стенки включают те же элементы, что и откосы; высоту заложения Н, длину заложения L и крутизну заложения i, или «скос» стенки. Оптимальное соотношение элементов подпорной стенки: 3:1, то есть Н:L=3/1 =3, или L= 1/3*Н. Подпорная стенка включает конструктивные элементы: «тело» стенки, фундамент, водоотвод в виде лотка.
При высоте подпорных стенок и откосов более 1 м и проектировании садово-парковых дорожек вдоль террас следует предусматривать ограждения в виде низких решёток.
Проектирование лестниц.
Лестницы - это сооружения, служащие для сопряжения поверхностей рельефа с различными отметками (рис. 4.2).
Лестницы устраивают на аллеях и дорогах в случае превышения допустимых продольных уклонов, при террасировании отдельных участков территории на пересечённом рельефе в сочетании с подпорными стенками и откосами.
Например, при уклоне парковой дороги свыше 90 %о необходимо запроектировать лестницу или пандус.
Элементы лестницы: высота заложения Н, длина заложения L, крутизна заложения i, ширина ступени А.
В садах и парках лестницы, как правило, рассчитываются по эмпирической формуле 2Н+А = 0,58...0,64.
Крутизну откоса лестницы принимают, как правило, 1:4, при ширине ступени в 38...40 см и высоте ступени 10…12 см. Такая лестница по направлению уклона не вмещается в откос заложением 1:1,5. В этом случае устраивают площадки в верхней и нижней части откоса шириной не менее 1,5 м. Число ступеней определяют делением высоты заложения откоса на высоту заложения. Через каждые 8...10 ступеней устраивают площадки длиной не менее 2,0 м.
Рис. 4.2. Схемы, показывающие проектные решения подпорных стенок и лестниц:
А - подпорная стенка, устраиваемая на перепаде рельефа с организацией террас;
Б- изображение плана и продольного профиля лестницы, проектируемой на склоне с уклоном в 60 %о;
В - элементы лестницы: план, профиль
Практическая работа №5