Единый государственный экзамен
По ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
КИМ №0010000318
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ТИПЫПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
ТИПЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
... политические процессы | Политические процессы, связанные с принятием ключевых политических решений и характеризующиеся разнообразием способов политического участия граждан |
Периферийные политические процессы | Политические процессы, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти |
Ответ: базовые
2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Зарплата, факторный доход, рента, процент, прибыль.
Ответ: Факторный доход
3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют рынок труда.
1) безработица
2) квалификация
3) прожиточный минимум
4) валюта
5) занятость
6) бюджет
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 46|64
4. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.
2) Познавательная деятельность в отличие откоммуникативной предполагает использование понятий и терминов.
3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.
4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.
5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.
5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека — нет, неверно, в детстве игра и учеба.
Ответ: 34|43
5. Установите соответствие между характеристиками и функциями наук: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | Функции науки | |
А) показывает возможные опасные тенденции развития общества Б) предлагает рекомендации по преодолению угрожающих человечеству проблем В) способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нём Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира | 1) мировоззренческая 2) прогностическая |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Ответ: 22112
6. В стране Z развито фабричное производство. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что она развивается как общество индустриального типа? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Происходит демократизация политической жизни, провозглашены политические свободы.
2) Религия оказывает значительное влияние на развитие общества.
3) Формируется класс промышленных рабочих.
4) Существует разделение труда.
5) Происходит механизация производства.
6) Развивается сельское хозяйство.
Ответ: 135
7. Выберите верные суждения об экономическом развитии и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) На экономическое развитие страны оказывают влияние исторические и географические условия её существования.
2) Для экономического развития разных стран не существует единых закономерностей.
3) Одним из показателей экономического развития общества является отраслевая структура экономики.
4) Для экономического развития характерны как положительная динамика экономики, так и отрицательная.
5) Объём ВВП на душу населения характеризует экономический потенциал страны.
Ответ: 134
8. Установите соответствие между видом экономической системы и ее признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА | |
A) производство определяют обычаи Б) примитивные технологии B) основная цель — получение прибыли Г) свободное ценообразование Д) товарное производство | 1) рыночная 2) традиционная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Ответ: 22111
9. Иван составляет бизнес-план развития своего предприятия. Что из перечисленного ниже он может использовать как источники финансирования бизнеса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) привлечение кредитов
2) налоговые отчисления
3) прибыль от реализации продукции предприятия
4) средства амортизационного фонда
5) выпуск и размещение акций предприятия
6) повышение производительности труда
Ответ: 1345
10. На графике отражено изменение предложения бытовой техники на соответствующем рынке: кривая предложения переместилась из положения S в положение S 1 (на графике Р — цена товара‚ Q — количество товара).
Какие из перечисленных факторов могли вызвать такое изменение?
1) увеличение доходов производителей бытовой техники
2) увеличение цен на исходные комплектующие
3) банкротство нескольких компаний-производителей бытовой техники
4) уменьшение налога на аренду производственных мощностей
5) повышение цен на транспортные услуги
Ответ: 235
11. Выберите верные суждения о социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные группы позволяют удовлетворить важные психологические или социальные проблемы людей.
2) Социальные группы помогают в достижении целей, которые человек не смог бы осуществить в одиночку.
3) Любое сообщество людей социологи рассматривают в качестве социальной группы.
4) Группа является второстепенным элементом социальной структуры общества.
5) Одним из признаков первичной социальной группы является высокий уровень ее эмоциональности.
Ответ: 125
12. В стране Z был проведён социологический опрос среди представителей разных возрастных групп на тему: «Как часто Вы пользуетесь интернетом»?» Результаты отражены в диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Большинство опрошенных респондентов пользуется интернетом каждый день.
2) Среди молодёжи тех, кто не пользуется интернетом, меньше, чем тех, кто пользуется интернетом несколько раз в месяц.
3) Чаще всего интернетом пользуются люди среднего возраста.
4) Число опрошенных, не пользующихся интернетом, увеличивается с увеличением возраста.
5) Среди опрошенных, пользующихся интернетом несколько раз в месяц и реже, преобладают люди старшего возраста.
Ответ: 1245
13. Выберите верные суждения о политическом участии в демократическом государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политическое участие в демократическом государстве создаёт условия для более полного раскрытия личностного потенциала каждого гражданина.
2) Политическое участие граждан способствует реализации их права участвовать в управлении государством.
3) Многообразие форм политического участия в демократическом государстве зависит только от активности и желания гражданина.
4) Политический протест может выражаться как в активных формах, так и в форме невмешательства в политику — абсентеизма.
5) Одной из форм политического участия граждан является участие в парламентских выборах.
Ответ: 1245
14. Установите соответствие между полномочиями и органами государственной власти Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЕ | ОРГАН ВЛАСТИ | |
А) назначение выборов Президента РФ Б) обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики В) объявление амнистии Г) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека РФ Д) обеспечение охраны общественного порядка | 1) Правительство 2) Государственная Дума 3) Совет Федерации |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Ответ: 31221
15. Глава государства Z является верховным главнокомандующим вооружёнными силами государства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что государство Z монархия? Запишите цифры, псд которыми они указаны.
1) Глава государства получает власть по наследству.
2) Глава государства пользуется своей властью пожизненно.
3) При вступлении в должность глава государства приносит присягу.
4) Государство состоит из нескольких административных единиц.
5) Наиболее знатные люди входят в число советников главы государства.
6) Законы принимает избранный населением парламент.
Ответ: 12
16. Найдите в приведённом списке основные конституционные обязанности гражданина РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) забота о памятниках истории и культуры
2) получение основного общего образования
3) получение социального обеспечения по возрасту
4) уплата законно установленных налогов и сборов
5) участие в выборах в органы местного самоуправления
Ответ: 124
17. Выберите верные суждения о субъектах гражданского права и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Юридические лица — это организации, имеющие право участвовать в гражданско-правовом обороте.
2) Лица без гражданства не могут являться субъектами гражданского права.
3) Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно распоряжаться своими заработками, стипендией и иными доходами.
4) Гражданская дееспособность физического лица возникает с момента рождения человека.
5) Гражданская правоспособность юридического лица возникает с момента его регистрации в установленном законом порядке.
Ответ: 135
18. Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | МЕРЫЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РФ | |
А) выговор Б) предупреждение В) увольнение по соответствующим основаниям Г) замечание Д) лишение свободы на определённый срок | 1) наказания по Уголовному кодексу РФ 2) дисциплинарные взыскания по Трудовому кодексу РФ 3) административные наказания по Кодексу РФ об административных правонарушениях |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Ответ: 23221
19. 15-летняя Марина хочет устроиться на работу курьером. При каких условиях работодатель может заключить с ней трудовой договор? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие условия.
1) согласие органа опеки и попечительства
2) согласие обоих родителей (попечителей)
3) наличие решения суда об эмансипации
4) выполнение лёгкого труда
5) труд не должен причинять вреда здоровью
6) прохождение медицинского осмотра
Ответ: 456
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Гражданское право — одна из отраслей _______ (А). _______ (Б) гражданского права включает две группы отношений: имущественные и личные неимущественные. Имущественные отношения возникают по поводу _______ (В). К характерным особенностям гражданско-правового регулирования относятся юридическое равенство субъектов права, _______ (Г) субъектов в принятии решений и их реализации, имущественный характер ответственности.
Участниками гражданских правоотношений выступают физические и юридические лица. Правовое положение гражданина как участника гражданских правоотношений определяется такими его качествами, как _______ (Д) и дееспособность. Юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, _______ (Е) или оперативном управлении имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) публичное право
2) правотворчество
3) частное право
4) правоспособность
5) гражданство
6) хозяйственное ведение
7) предмет
8) материальные блага
9) инициативность
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ: 378946
21. О каких двух критериях выделения поколений говорят авторы? От чего, по их мнению, зависит подвижность границ поколения?
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
В основе выделения поколения как определённой социальной общности людей лежат два взаимосвязанных момента: возрастная дифференциация людей в обществе и характер социальной деятельности. Используя демографический подход, в котором «поколение» определяется как совокупность людей одного и того же года рождения или интервал времени между средними возрастами родителей и их детей, можно разделить население на возрастные периоды.
Возрастной признак - тот признак, по которому мы, прежде всего, судим о принадлежности индивида к определённому поколению. Возрастная граница - объективная мера, обусловленная естественной дифференциацией людей. Чрезвычайно трудно однозначно определить возрастной интервал поколения. Во всяком случае, поколение и возрастная группа не тождественны между собой. Возрастной признак фиксирует количественную сторону, но поколения, естественно, отличаются не только количественными характеристиками. Социологическое понятие поколения охватывает несколько возрастных групп. Границы поколений не абсолютны; они подвижны и зависят от периода существования человеческого общества, продолжительности жизни, которая, в свою очередь, определяется социально-экономическими, политическими, историческими и другими факторами.
Поколение как определённая совокупность - носитель общих свойств и отношений. Поэтому другим существенным признаком является социальный, который придаёт поколению качественную определённость. Когда мы говорим о качественной характеристике социального признака, то имеем в виду два момента: содержание социальной деятельности поколения и направленность его социальных действий... Люди одного поколения участвуют в одних и тех же событиях, испытывают на себе их влияние. Разумеется, и отношение к этим явлениям и событиям, и влияние последних на различные группы поколения разные, тем не менее всё поколение в целом несёт на себе печать тех исторических событий, в которых оно принимало непосредственное участие...
Введение понятия о родительском поколении необходимо сегодня, на наш взгляд, для обозначения социальной дифференциации группы, которую в отечественной социологии называли «отцами». В условиях устойчивой иерархии общественных ценностей в группу «отцов» реально попадало всё взрослое население страны по отношению к молодёжи - их родители, деды и прадеды. Сегодня коренная качественная ломка систем ценностей особенно остро проявляется в кризисе воспитательной функции родительского поколения. Социализация нового поколения протекает на фоне смены иерархии ценностей, а значит, и дестабилизации воспитательных ориентиров в институте семьи.
(В. В. Гаврилюк и др.)
В правильном ответе должны быть указаны:
Критерии:
1) возрастной;
2) социальный
Подвижность границ зависит:
"от периода существования человеческого общества, продолжительности жизни, которая, в свою очередь, определяется социально-экономическими, политическими, историческими и другими факторами."
22. Почему авторы считают необходимым выделение родительского поколения? Какую современную проблему родительского поколения они отметили? Чем, по их мнению, вызвана эта проблема?
В правильном ответе должны быть указаны:
- Введение понятия о родительском поколении необходимо сегодня, на наш взгляд, для обозначения социальной дифференциации группы, которую в отечественной социологии называли «отцами».
Проблема: Сегодня коренная качественная ломка систем ценностей особенно остро проявляется в кризисе воспитательной функции родительского поколения.
Она вызвана: сменой иерархии ценностей и дестабилизации воспитательных ориентиров в институте семьи.
Возможны иные формулировки ответа, не искажающие смысла.
23. Используя факты общественной жизни, привлекая межпредметные связи, подтвердите тремя примерами мысль авторов о том, что «всё поколение в целом несёт на себе печать тех исторических событий, в которых они принимали непосредственное участие».
Могут быть приведены следующие примеры:
1) Поколение шестидесятников вкусило глоток свободы во время хрущевской оттепели, наблюдало полет Гагарина в космос, обсуждало "культ личности". Это привело к подъему духовной культуры.
2) Поколение 30-гг пережило коллективизацию и массовые репрессии, жило в обстановке постоянного страха, но радовалось успехам индустриализации, полетам Чкалова и подвигу "челюскинцев", переживало за события в республиканской Испании.
3) Поколение 80-х гг принимало активное участие в процессе "перестройки": радовались гласности, спорили о о рыночных реформах, сопереживали по поводу Чернобыльской аварии и "Адмирала Нахимова", шли защищать Белый дом.
Могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысл.
24. Какие социальные институты помимо семьи осуществляют социализацию молодого поколения? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, личный социальный опыт, укажите любые три социальных института и поясните, в чём проявляется социализирующее воздействие каждого из них.
Могут быть приведены следующие институты:
1) образование (приобщает молодого человека к системе знаний, накопленных человечеством),
2) СМИ (формирует отношение к определенным сторонам жизни общества),
3) религия (формирует основы нравственности и духовности)
Могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысл.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «субъекты гражданского права»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах субъектов гражданского права, и одно предложение, раскрывающее сущность понятия дееспособности.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: субъекты гражданского права – это обладатели гражданских прав и обязанностей. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о видах субъектов гражданского права, например: Субъектами гражданского права могут быть граждане (физические лица), юридические лица, государства. (Может быть составлено любое другое предложение о видах субъектов гражданского права.)
3) одно предложение, раскрывающее сущность понятия дееспособности, например: Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность понятия дееспособности.)
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.
26. Как осуществляется защита прав человека в России? Приведите примеры трёх официальных организаций (или должностных лиц) и кратко охарактеризуйте круг полномочий каждой (каждого) из них.
В ответе должны быть указаны официальные организации (или должностных лица) и кратко охарактеризован круг полномочий каждой (каждого) из них:
1) Уполномоченный по правам человека в РФ (омбудсмен) (контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц);
2) Уполномоченный по правам ребёнка в РФ (контроль за соблюдением законных прав и интересов детей, в том числе и детей, попавших в трудные жизненные ситуации, вынесение рекомендаций относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов);
3) судебные органы (защита нарушенных прав и интересов человека);
4) Общественная палата РФ (согласование интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя и демократических принципов развития гражданского общества в стране).
Могут быть указаны другие организации, даны другие характеристики их круга полномочий
27. Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся. С опорой на курс обществоведения и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе могут быть даны следующие подтверждения:
1) с развитием общества меняются и игры (например, родители сегодняшних школьников не играли в детстве в компьютерные игры);
2) игры можно выдумать, т. е. игра как проявление творчества;
3) можно изменять правила игры, в результате чего игра фактически меняется;
4) в игре может проявляться выдумка и фантазия в выборе средств, целей игры.
Могут быть даны иные подтверждения.
28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные институты». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие социального института (социальный институт как постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения).
2. Характеристики социального института:
а) возникает на основе совместной деятельности больших масс людей;
б) осуществляемая им деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества;
в) осуществляемая им деятельность регулируется нормами, традициями, обычаями;
г) является устойчивой формой организации деятельности;
д) складывается исторически.
3. Основные социальные институты:
а) институт семьи и брака;
б) политические институты (государство, партии и др.);
в) экономические институты (производство, обмен и др.);
г) институты науки, образования и культуры;
д) институт религии.
4. Значение социальных институтов (стабилизируют социальные отношения, вносят согласо-ванность в действия членов общества).
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
29.1 Философия: «Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков». (Лао-Цзы)
29.2 Экономика: «Реальная ценность – это вовсе не та ценность, которой обладает сам по себе твой товар или услуга, а ценность, которой он наделён в сознании клиента». (Б. Бишоп)
29.3 Социология, социальная психология: «Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения». (П. Блау)
29.4 Политология: «Сущность демократии – не в народном произволе, а в праве народа устанавливать через своих избранников разумное законодательство». (Сократ)
29.5 Правоведение: «Судебное решение должно приниматься за истину». (Латинское юридическое изречение)