На станциях начинают применять телевидение, счетно-решающие устройства для управления движением поездов (автомашинисты) и замедлителями на сортировочных горках. Новая, совершенная техника открывает широкие перспективы дальнейшего развития наших железных дорог.
Железная дорога работает непрерывно, круглые сутки. Днем и ночью идут поезда, отправляются и прибывают пассажиры, нагружаются и выгружаются вагоны. Эта непрерывная и разнообразная деятельность требует слаженности труда многих и многих работников железных дорог — машинистов электровозов и тепловозов, кондукторов грузовых и пассажирских поездов, составителей поездов и диспетчеров, стрелочников и сигналистов, путевых обходчиков и ремонтных рабочих. Чтобы работа всех их была слаженной, нужна точность и дисциплина, своевременное выполнение всех обязанностей каждым работником, твердое соблюдение правил и приказов.
Движение поездов на железных дорогах совершается по графику и расписанию. График движения поездов определяет порядок работы всех отраслей железнодорожного хозяйства. С графиком движения поездов согласован график оборота локомотивов. От графика движения поездов зависит и работа станций по погрузке, выгрузке, формированию и расформированию поездов. В «окна» графика движения между двумя поездами рабочие ремонтируют путь, меняют рельсы и шпалы. С графиком движения поездов связана и работа вагонников и всех других железнодорожников.
Радио дает возможность диспетчеру связываться со всеми станциями и машинистами локомотивов. |
График движения поездов по одной дороге не может составляться оторванно от графика движения поездов по другой дороге, — они должны быть согласованы, так как поезда переходят с дороги на дорогу, обращаются по всей железнодорожной сети.
Если мы посмотрим на график движения поездов по какому-нибудь участку железной дороги, то увидим, что это большой лист бумаги, на котором нанесена сетка горизонтальных и вертикальных линий. Горизонтальные линии обозначают станции, а вертикальные — часы суток (жирные) и десятиминутки (тонкие). Движение поездов обозначается в виде наклонных линий. Линии, проведенные наискось сверху вниз и вправо, показывают движение поездов от станций, указанных вверху графика, до станций, указанных внизу. Линии, проведенные наискось снизу вверх и вправо, показывают движение поездов в обратном направлении. Чем круче наклон линий, тем выше скорость движения.
Схема автоблокировки. |
Когда график движения составлен, выписывается время отправления и прибытия составов ко всем станциям, на которых поезд имеет стоянки, и составляется расписание движения.
За выполнением графика движения поездов следят диспетчеры. Они имеют телефонную связь со всеми станциями своего участка по селектору, с помощью которого диспетчер может непосредственно связаться с любой станцией и депо своего участка. Диспетчеру сообщают о времени прохождения поездов через станции. На основе этих сведений ведут график исполненного движения, нанося на сетку графика линии, изображающие движение фактически проследовавших поездов.
Диспетчер — не просто регистратор, он командир движения. Видя по графику исполненного движения, где находятся и как продвигаются поезда по его участку, диспетчер дает по телефону станциям приказ пропустить поезд быстрее, чтобы нагнать его опоздание, если оно произошло; какому поезду, быть может, уступить место следующему за ним; как лучше использовать пути на станциях. И все это для того, чтобы выполнялось расписание, чтобы все отклонения от него были бы наименьшими, чтобы график движения в целом выполнялся бы как можно точнее. Сведения о продвижении поездов передаются из диспетчерской в управление дороги, а оттуда — в Министерство путей сообщения. Таким образом, всегда можно следить за движением поездов на каждом участке, каждой дороге и на всей сети в целом.
Огонь светофора, расположенного на пути, повторяется на светофорчике в кабине машиниста. И если машинист при красном свете почему-либо не затормозит, в действие вступит автостоп. |
Железнодорожный транспорт должен работать точно, как хорошие часы. Нужно, чтобы пассажир мог точно рассчитать время своего отъезда и приезда, чтобы на любом заводе, фабрике, шахте, элеваторе могли знать заранее, когда будут отправлены их грузы и когда они прибудут на место.
А это требует величайшей слаженности в работе всех служб железнодорожного транспорта, всех отраслей его большого и сложного хозяйства. На сети железных дорог трудится больше двух миллионов человек, а если считать вместе с железнодорожниками промышленных предприятий — больше трех миллионов работников. От всей этой армии железнодорожников требуется величайшая организованность и дисциплина в работе. Для того чтобы поезда ходили точно по графику и расписанию, нужно заботливо содержать в исправности локомотивы и вагоны, путь и связь, нужно вовремя и тщательно их ремонтировать, нужно соблюдать правила технической эксплуатации, приказы и инструкции. Вот почему так важно, чтобы железнодорожники были дисциплинированны и пунктуальны, хорошо знали порученное им дело, любили его и постоянно стремились улучшать свою работу.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВАГОНЫНА АСФАЛЬТЕ Может ли железнодорожный вагон, прибыв на станцию назначения, продолжить затем свой путь по асфальту и доставить груз непосредственно получателю? Оказывается, может. Имеются вагоны, которые снабжены колесными парами обычного типа и шинными колесами. В зависимости от вида пути одна из колесных пар приподнимается, а вторая опускается и служит для перемещения вагона. Тягач доставляет такие вагоны от места погрузки к железной дороге. Здесь специальный составитель-тягач с помощью мощного домкрата в течение нескольких минут передвигает вагон на рельсы, опускает железнодорожные колеса и сцепляет его с другими вагонами. Так железнодорожные вагоны научились передвигаться по шоссейным дорогам. |
Корабли
Такие плоты называют катамаранами. Местные жители юго-восточных берегов Индии и сейчас смело выходят на них в море. |
Рыбаки Ирландии иногда плавают на лодках, похожих на хорошо просмоленные корзины. Их называют «корейкл». |
Такое судно можно встретить на реках Ирака. Его называют гуфой. Оно сплетено из прутьев, обшито кожей и просмолено. |
Эти небольшие рыбачьи суда можно встретить у северных берегов Австралии, у Филиппин и о-вов Фиджи. Балансирнеє бревно (слева от корпуса) придает судну устойчивость в непогоду. |
Просмотрите на карту мира. Моря и океаны пересекают тонкие пунктирные линии. Это водные транспортные пути. Такие пути пролегают и по озерам. А на реках они обозначены самими руслами. Человек пользуется этими путями с древнейших времен. Уже люди каменного века умели строить челноки и плоты. На берегах морей и рек возводили они свои первые поселения. Водные пути как бы питали их жизнью. Рост торговли, развитие ремесел, снабжение строительными материалами — все было связано с водным транспортом.
Еще сравнительно недавно — когда не было железных дорог и паровозов, не было шоссе и автомобилей — только водные пути давали возможность совершать массовые перевозки.
Водные пути остаются одним из важнейших средств сообщения и в настоящее время. Водный транспорт самый дешевый, потому что использует естественные водные дороги, а иногда и даровую силу течения. Наконец, крупное судно за один рейс может доставить сразу тысячи пассажиров или десятки тысяч тонн груза.
Чтобы справиться с огромными перевозками, нужны соответствующие плавучие средства. В ближайшие годы появится много новых судов самого различного назначения. Мир современных кораблей велик и разнообразен.
РОДОСЛОВНАЯ КОРАБЛЯ
Первым «судном», вероятно, служил людям обыкновенный ствол большого дерева. С помощью длинного шеста «пассажир» отталкивался и управлял движением.
Но плавающий в воде ствол был неустойчив, и люди пришли к мысли, что лучше связывать несколько стволов. Так появился первый плот. И в наше время подобные плоты можно увидеть у юго-восточных берегов Индии. Местные жители смело выходят на них в море.
Затем древнейшие судостроители начали выжигать и выдалбливать сердцевину ствола, т. е. делать челны.
У древних славян суда-однодеревки служили основой корпуса лодьи, на которой отважные торговые люди и воины выходили в Русское море (как тогда называли Черное море).
И еще в каменном веке рыбаки и охотники научились «собирать» суда из отдельных легких частей. Так, например, делались челны из коры деревьев.
Сначала сшивали пласты коры и придавали им форму челна, затем вставляли в него специально изогнутые продольные и поперечные жерди, связанные в единый скелет лодки. А в других местах корпус челна сплетали из толстых, но гибких ветвей. Затем этот «скелет» обшивали грубо выделанными шкурами животных. Чтобы обшивка не пропускала воду, шкуры и швы пропитывали смолой.
Связанные из стволов плоты совершенствовались по-другому. Их стали строить из двух параллельно расположенных бревен, соединенных поперечными жердями, из которых делали настил для людей и грузов. Впоследствии одно из двух бревен заменили челном, а другое оставалось прикрепленным к нему с помощью поперечных жердей. Оно служило своего рода балансиром, придававшим судну устойчивость.
Строительство судов из многих частей было величайшим событием в судостроительной технике. Оно открывало путь к созданию более совершенных кораблей, крупных и в то же время сравнительно легких и устойчивых. Продольный прочный согнутый брус, сделанный из цельного дерева или из нескольких крупных частей, служил «становым хребтом» такого судна. На него набивались поперечные «ребра», которые скреплялись продольными связями.
Древнеегипетское судно. |
Все эти части имеют теперь названия: становой брус — киль; поперечные ребра — шпангоуты, продольные связи — стрингера. Палубные суда имеют еще и бимсы, которыми сверху стягивают шпангоуты. Это главные детали «скелета» — набора — корпуса всякого судна, на них держится его обшивка. За историю развития корабля, конечно, многое изменилось, улучшилось в их устройстве. Менялись, улучшались способы расположения и сборки киля, шпангоутов, стрингеров и т.п., менялась форма отдельных частей, менялся материал. Благодаря этому корпус становился более прочным. Но набор большинства кораблей пока остается таким же. И внешний вид их в своих общих очертаниях остается пока прежним и у мелких, и у крупных судов различных типов.
Корабль викингов-норманнов. |
Древне русское судно. |
Бригантина — легкое и быстроходное двухмачтовое судно. На его фок-мачте прямые паруса, а на грот-мачте только косые. |