План
Введение. 3
Глава 1. Теоретические и правовые основы аудита и финансовой безопасности в предотвращении коррупции в организации. 5
§ 1. Нормативно-правовая основа регулирование антикоррупционного аудита, как инструмента противодействия коррупции. 5
§ 2. Аудит как средство борьбы с коррупцией. 13
§ 3. Работа органов по противодействию коррупции. 17
Глава 2. Анализ современной организации финансового контроля по противодействию коррупции на примере ООО "Миякинская Рыбная Компания" Республики Башкортостан. 24
§ 1. Общая характеристика и основные направления деятельности организации 24
§ 2. Разработка плана и программы аудита с целью предотвращения коррупции 32
§ 3. Выявление коррупционных нарушений в ведении финансовой отчетности компании. 36
Глава 3. Разработка методов аудиторского контроля в предотвращении коррупции в ООО "Миякинская Рыбная Компания" Республики Башкортостан. 44
§ 1. Получение аудиторских доказательств. 44
§ 2. Аудиторские выводы и подготовка письменной информации руководству организации с целью предотвращения коррупции. 49
Заключение. 57
Список использованной литературы: 59
Приложения.. 64
Введение
Актуальность темы. Для организации эффективной борьбы с коррупцией требуется не только концентрация всех существующих правовых механизмов, но и выработка принципиально новых подходов. В борьбе с коррупцией могут быть разные: немедленное повышение эффективности, долгосрочная динамическая эффективность экономики, ее рост, социальная справедливость, политическая стабильность.
Все вышесказанное свидетельствует о несомненной актуальности рассмотрения вопросов, связанных с природой коррупции, формами ее проявления и определением пути противодействия коррупции.
|
Кроме того, актуальность данных вопросов подчеркивается и тем вниманием, которое уделяют им известные ученые: Сенчагов В.К., Латов Ю., Левин М.Й., Цирик М., Райсман В., Роуз-Аккерман С., Сатаров Г.С., Пархоменко С.А., Тимофеев Л.М., и многие другие.
Объектом исследования особенности коррупция, ее природы и форм проявления, а также пути противодействия коррупции на примере компании ООО "МИЯКИНСКАЯ РЫБНАЯ КОМПАНИЯ".
Предметом исследования – нормативные документы, учебная литература и научные работы авторов, а также практические примеры освещающих особенности и проблемы роли аудита в предотвращении коррупции.
Целью исследования является изучение темы «Роль аудита в предотвращении коррупции» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике, в частности, рассмотреть особенности и выявить существующие проблемы сдерживания коррупции, форм ее проявления и определения пути противодействия коррупции на примере деятельности ООО "МИЯКИНСКАЯ РЫБНАЯ КОМПАНИЯ".
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить теоретические и правовые основы аудита и финансовой безопасности предотвращения коррупции в организации;
2. провести анализ современной организации финансового контроля по противодействию коррупции на примере ООО "МИЯКИНСКАЯ РЫБНАЯ КОМПАНИЯ";
3. изложить пути особенности разработки методов аудиторского контроля в предотвращении коррупции.
Структура работы состоит введения, трех глав, заключения, списока использованной литературы и приложение.
|
Глава 1. Теоретические и правовые основы аудита и финансовой безопасности в предотвращении коррупции в организации
§ 1. Нормативно-правовая основа регулирование антикоррупционного аудита, как инструмента противодействия коррупции
Противодействие коррупции - сложная, многоаспектная и ответственная функция современного российского государства и гражданского общества. По мнению отечественных специалистов, к ее исполнению для достижения основных целей привлечено значительное количество материальных, кадровых, информационных и иных ресурсов не только государства, но и всего общества. Поэтому обеспечение контроля за достижением основных целей государственной политики противодействия коррупции является одним из наиболее важных ее направлений. Это положение нашло свое правовое закрепление в пункте 6 статьи 6 Федерального закона "О противодействии коррупции" и региональном антикоррупционном законодательстве, где указано, что наравне с государственным контролем необходимо развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением российского законодательства о противодействии коррупции. На сегодняшний день в России создается система инструментов и механизмов, позволяющая обеспечить эффективный государственный контроль в сфере противодействия коррупции[1].
Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в статье 14 Федерального закона № 273-ФЗ. В соответствии с данной статьей, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающие условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом применение мер ответственности за коррупционное правонарушение к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо. Привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, данные нормы распространяются на иностранные юридические лица.
|
Статья 19, 28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) устанавливает меры ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, влечет наложение на юридическое лицо административного штрафа).
Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения установлена статьей 13 Федерального закона № 273-ФЗ. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Трудовое законодательство не предусматривает специальных оснований для привлечения работника организации к дисциплинарной ответственности в связи с совершением им коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации. Тем не менее, в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – ТК РФ) существует возможность привлечения работника организации к дисциплинарной ответственности. Так, согласно статье 192 ТК РФ к дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336, а также пунктами 7 или 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в том числе в следующих случаях:
- · однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в разглашении охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашении персональных данных другого работника (подпункт «в» пункта 6 части 1 статьи 81 ТК РФ);
- · совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (пункт 7 части первой статьи 81 ТК РФ);
- · принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (пункт 9 части первой статьи 81 ТК РФ);
- · однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей (пункт 10 части первой статьи 81 ТК РФ)
Организациям и их работникам следует принимать во внимание, что к ним могут применяться нормы и санкции, установленные не только российским, но и зарубежным антикоррупционным законодательством, в частности:
- в отношении российской организации может применяться антикоррупционное законодательство тех стран, на территории которых организация осуществляет свою деятельность;
- в отношении зарубежной организации за совершение на территории Российской Федерации коррупционного правонарушения могут применяться меры ответственности, предусмотренные антикоррупционным законодательством страны, в которой организация зарегистрирована или с которой она связана иным образом.
В этой связи российским организациям рекомендуется изучить антикоррупционное законодательство тех стран, на территории которых они осуществляют свою деятельность, в части оснований привлечения организации к ответственности за коррупционные правонарушения.
Особое значение при этом имеет законодательство, направленное на противодействие подкупа иностранных должностных лиц. Общие подходы к борьбе с данным преступлением закреплены в Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок.
При возникновении сложных ситуаций, связанных с подкупом иностранных должностных лиц, российские организации, осуществляющие свою деятельность за пределами территории Российской Федерации, могут обращаться за консультацией и поддержкой в дипломатические и торговые представительства Российской Федерации за рубежом.
Обращение может осуществляться, в том числе в целях сообщения о ставших известными организации сведениях о фактах подкупа иностранных должностных лиц российскими организациями или для получения поддержки, когда организация сталкивается со случаями вымогательства взятки или получения (дачи) взятки со стороны иностранных должностных лиц.
На территории России исключительной компетенцией по расследованию фактов подкупа иностранных должностных лиц (дача взятки и получение взятки) обладает Следственный комитет Российской Федерации. В этой связи о фактах подкупа иностранных должностных лиц физическими и юридическими лицами рекомендуется информировать следственные органы Следственного комитета Российской Федерации.
Анализ литературных источников и нормативных правовых актов позволяет выделить несколько объектов, на которые может быть направлен антикоррупционный аудит. Несомненно, в числе таких объектов должны выступать и уже выступают: а) федеральные органы государственной власти; б) органы государственной власти субъектов Российской Федерации; в) органы местного самоуправления; г) предприятия, организации и учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством отдельные публичные полномочия; д) отдельные должностные лица органов публичной власти (лица, замещающие государственные должности; лица, замещающие должности субъектов Российской Федерации; лица, замещающие муниципальные должности; государственные служащие; муниципальные служащие); е) руководители предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих в соответствии с законодательством отдельные публичные полномочия. Эти объекты можно условно разделить на юридических и физических лиц, а указанные формы антикоррупционного аудита именовать соответственно корпоративным антикоррупционным аудитом и антикоррупционным аудитом персонала. Объекты антикоррупционного аудита выбираются организаторами различного уровня и даже закрепляются ими в рамках государственного планирования вопросов противодействия коррупции. Например, в качестве объектов антикоррупционного аудита Национальным планом противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы определены:
1) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;
2) Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству;
3) государственная корпорация по атомной энергии "Росатом";
4) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предметом антикоррупционного аудита может выступать антикоррупционная деятельность указанных объектов. Для физических лиц - соблюдение ими антикоррупционных запретов, ограничений и иных требований, предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе, о муниципальной службе и о противодействии коррупции, - "антикоррупционный аудит персонала". Для юридических лиц - организация системы противодействия коррупции, а также отдельных механизмов ее осуществления (антикоррупционного мониторинга, антикоррупционного образования, антикоррупционного просвещения, антикоррупционного планирования, антикоррупционной экспертизы, антикоррупционной пропаганды, в том числе антикоррупционной рекламы) или отдельных направлений деятельности (правового регулирования противодействия коррупции, взаимодействия в сфере противодействия коррупции) - "корпоративный антикоррупционный аудит".
Безусловно, что с учетом специфики объекта антикоррупционного аудита перед ним инициаторами и/или организаторами могут ставиться и различные цели. Основной целью антикоррупционного аудита персонала является проверка соблюдения физическими лицами антикоррупционных запретов, ограничений и иных требований, предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе, о муниципальной службе и о противодействии коррупции. Здесь задачами антикоррупционного аудита персонала могут выступать: а) соблюдение государственными (муниципальными) служащими и иными лицами антикоррупционных ограничений; б) соблюдение государственными (муниципальными) служащими и иными лицами антикоррупционных запретов; в) соблюдение государственными (муниципальными) служащими и иными лицами антикоррупционных обязанностей[2].
Как показывает анализ региональных нормативных правовых актов, исполнителями антикоррупционного аудита, как правило, назначаются уполномоченные специализированные органы по вопросам противодействия коррупции - управления (отделы, комитеты и т.д.) по вопросам противодействия коррупции при осуществлении корпоративного антикоррупционного аудита либо специально созданные для этих целей межведомственные рабочие или экспертные группы. Вместе с тем при осуществлении антикоррупционного аудита персонала организаторами и исполнителями этого вида деятельности могут выступать подразделения (сотрудники) кадровых служб по профилактике коррупционных или иных правонарушений. Следовательно, субъектами антикоррупционного аудита могут выступать аудиторы и аудиторские группы, которые осуществляют проверку исполнения антикоррупционного законодательства в соответствии с нормативными предписаниями, как правило, такими предписаниями могут быть технические задания (планы проверки) на осуществление антикоррупционного аудита, утвержденные его инициатором. По результатам проведенного корпоративного антикоррупционного аудита аудиторами составляется заключение, а по результатам антикоррупционного аудита персонала могут составляться иные документы, предусмотренные действующим антикоррупционным законодательством (доклад, справка, представление, акт и др.)[3].
Анализ результатов проведенного нами исследования позволяет сформулировать собственное правовое рабочее определение антикоррупционного аудита. На наш взгляд, антикоррупционный аудит - это профессиональная деятельность уполномоченных на то лиц, осуществляемая в целях проверки соблюдения требований антикоррупционного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и учреждениями (юридическими лицами), а также их сотрудниками (физическими лицами) с использованием различных средств, предусмотренных законодательством о государственном (муниципальном) и общественном контроле. При этом в зависимости от объекта осуществления антикоррупционного аудита следует выделять два его основных вида - корпоративный антикоррупционный аудит и антикоррупционный аудит персонала.
§ 2. Аудит как средство борьбы с коррупцией
Коррупция - явление отнюдь не новое в жизни общества, оно имеет многовековую историю и присуще буквально всем государствам. Говорить о том, что коррупция возникла в современной России, не приходится, поскольку она существовала столько же, сколько существует государственность, только проявлялась она в разных формах.
В соответствии с общепринятым определением понятие «коррупция» или «коррумпированное поведение» - это нечестное отношение к исполнению должностных обязанностей любого лица, назначенного или уполномоченного осуществлять эти обязанности. Коррупция - это преступное поведение должностных лиц, использующих свое служебное поведение для личного обогащения [4].
Такое определение понятия «коррупция» подразумевает, что коррумпированными могут быть не только государственные чиновники, но и все те, кто благодаря своему экономическому или политическому статусу могут влиять на вопросы, представляющие общественный интерес, либо же те, кто управляет финансовыми средствами или другими активами государства.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» коррупция представляет собой:
- а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
- б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
Коррупция - это системный дефект, обусловленный нехваткой формальных норм (первичного и вторичного законодательства) регулирования деятельности частного сектора, а также дефицитом неформальных норм, то есть искажением систем ценностей и личностных устремлений людей.
Для того чтобы успешно бороться с коррупцией, необходимо не только тщательно исследовать причины этого явления, но и определить основные проблемы, которые препятствуют эффективной борьбе с ним.
В соответствии с Указом Президента РФ № 129, подписанным 3.02.2007 г, создана межведомственная рабочая группа, которая готовит предложения по реализации в российском законодательстве положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 г. В этих документах особое место отведено вопросам аудита.
Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Можно выделить три вида аудиторских проверок: 1) финансовый аудит; 2) аудит общих показателей деятельности; 3) аудит показателей деятельности, сфокусированный на требованиях, относящихся к этике (или борьбе с коррупцией).[5]
Следует отметить, что ни один из видов аудита не призван быть средством измерения коррупции, по существу. Скорее они рассматриваются в качестве инструментов сдерживания должностных преступлений и источников данных для следователей (в основном финансовый аудит) или в качестве инструментов для оценки деятельности органов (в основном аудит общих и специальных показателей деятельности).
Проблема коррупции может быть решена только при участии государства, его воздействием на разные сферы экономической, политической и социальной жизни и контролем над выполняемыми ими функциями, в связи с чем необходимо иметь четкую нормативно-законодательную базу, способную вовремя выявить и противостоять факту коррупции. Существует ПРОГРАММА № ПК-5-010-2009 повышения квалификации аудиторов «Противодействие коррупции в ходе аудиторской деятельности» (Утверждена приказом Минфина России от 10 марта 2009 г. № 21н). Однако, как показывает практика, нормативная база, связывающая вопросы аудита и коррупции, является мало разработанной, не отвечает в полной мере насущной проблеме борьбы с коррупцией и требует значительных доработок, особенно в практическом применении.
Объективность и справедливость аудита укрепляет доверие и содействует развитию эффективных рынков. В связи с экономическим кризисом и существующими экономическими условиями аудиторам и заинтересованным лицам приходится преодолевать многочисленные трудности. Во всем мире экономика подрывается корпоративной коррупцией, поэтому важно переосмыслить будущее аудита и особенно понимание обществом его роли для экономики.
Борьба с коррупцией не просто так превратилась в проблему международной важности. Установлено, что коррупция представляет собой серьёзную угрозу национальной безопасности стран и влечет за собой серьезные негативные экономические, социальные и политические последствия. Борьба с коррупцией может быть эффективной только в том случае, если начало этой борьбы будет предварено установлением первопричин самого явления коррупции.
Коррупция - серьезное хроническое заболевание современного российского общества. Конечно, корни вопроса уходят, как уже отмечалось, глубоко в прошлое. Но именно на наши дни пришелся апогей проблемы борьбы с коррупцией не только в экономике, но и во всех сферах жизни общества.
Противодействие коррупции может быть эффективно, если оно осуществляется не только со стороны государственных правоохранительных органов, но и со стороны «жертв», в том числе корпоративного сектора экономики. На наш взгляд, сегодня для многих российских менеджеров коррупция стала базовым принципом собственного личного и даже (что самое неприятное) профессионального процветания. Многие, если не большинство, делают хорошую карьеру и обеспечивают себе будущее, являясь неотъемлемым звеном каких-либо коррупционных схем.
В борьбе с коррупцией нужно учесть то обстоятельство, что аудиторская компания работает в условиях рыночной экономики, и стоит ей хотя бы один раз без согласования с клиентом сообщить о факторах угрозы коррупции в компетентные органы, как такая информация сразу станет известна везде и всюду, и аудиторская компания лишится своих клиентов. Не является секретом, что аудиторские компании зависят от своих клиентов, потому что они им платят деньги и могут выбирать того, кто будет проводить аудиторскую проверку. Собственно по этой причине и выдаются «чистые» аудиторские заключения, в которых отражена та информация, которая выгодна клиенту, поэтому клиент очень дорожит аудиторской фирмой, с которой он «сработался», иначе говоря, аудит превращается в фарс, и такое аудиторское заключение не что иное, как «липа».
Можно выстраивать сколько угодно схем, придумывать методики контроля для аудиторских фирм, озадачивать составлением отчетов, но все эти разработки будут бесполезны до тех пор, пока в законодательстве не появится жесткая материальная ответственность за выдачу «липового» аудиторского заключения. Кроме того, по нашему мнению, должны быть пересмотрены сами методики проведения аудиторской проверки. Аудиторская проверка должна стать наиболее углубленной и инициативной. Понятие обязательного аудита должно исчезнуть, потому что сегодня обязательный аудит осуществляется чаще всего для «галочки» особенно в ГУПах и МУПах. Должно существовать одно понятие - аудиторская проверка бухгалтерской отчетности. Аудиторская компания при проведении аудита должна понимать, что, написав некорректное аудиторское заключение, неотвратимо понесет ответственность, причем кратную выданному «липовому» аудиторскому заключению, иными словами, некорректное проведение аудиторской проверки налоговой отчетности для аудитора должно быть невыгодно. Также необходимо помнить, что собственники аудиторских фирм - это чаще всего бизнесмены, и многие из них сами дают взятки чиновникам за выигранный, например, тендер.
Делая выводы из данного параграфа укажем, что для эффективной работы и выявления признаков коррупции государство должно самостоятельно выступать в роли «клиента» и нанимать аудиторские компании, давая аудиторам конкретные задания на выявление коррупции, только тогда работа аудиторских компаний будет эффективной. Роль аудиторов в антикоррупционной деятельности сегодня невысока. Громкие разоблачения коррупционеров, инициаторами которых были бы аудиторы, на практике достаточно редки. Антикоррупционная кампания в России не дает заметных результатов: лишь пятая часть российских респондентов заявила об ужесточении практики противодействия корпоративному мошенничеству.
§ 3. Работа органов по противодействию коррупции
Противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей для органов прокуратуры. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка утвердил стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. В соответствии с ней прокуроры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий.
Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяет Президент Российской Федерации. Кроме того, Президент Российской Федерации устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.
Разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контроль деятельности органов исполнительной власти в пределах своих полномочий обеспечивает Федеральное Собрание Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.
В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
- формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
- антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
- рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
- предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
- установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;