Лабораторная работа №5
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПУСКА, ТОРМОЖЕНИЯ И РЕВЕРСА АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ В ФУНКЦИИ ЭДС
Цель работы: изучение релейно-контакторной схемы управления пуска, торможения и реверса ДПТ параллельного возбуждения в функции ЭДС.
Основные теоретические положения
В релейно-контакторных схемах управления электроприводами постоянного тока в функции скорости используются реле напряжения, катушки которых подключают параллельно якорю двигателя. По мере разгона ЭДС якоря возрастает в соответствии с выражением и реле напряжения последовательно срабатывают при определенных напряжениях и подают сигналы на включение силовых аппаратов.
Построение пусковых и тормозных характеристик
Построение пусковых и тормозных характеристик рассмотрим на примере.
Пример. ДПТ параллельного возбуждения с параметрами РН = 75 кВт, UН = 220 В, IH = 380 А, nH = 900 об/мин, используется для автоматизации пуска, реверса и торможения в функции ЭДС (рис. 47).
Для данного двигателя необходимо:
1) рассчитать и построить естественную механическую характеристику;
2) рассчитать и построить две искусственные характеристики и характеристику торможения противовключением;
3) рассчитать пусковые и тормозные сопротивления;
4) определить, при каком напряжении происходит срабатывание реле KV1,KV2 и KV3.
Решение
1. Построение естественной механической характеристики.
Рассчитаем вспомогательный КПД двигателя
Сопротивление обмотки якоря
Ом.
Частота вращения идеального холостого хода, считая, что IЯ = IН
об/мин.
Номинальный момент электродвигателя
Нм.
Рис. 47. Исследуемая схема
|
Естественную характеристику строим по двум точкам (рис. 48)
т.А n(A)=n0=950 о6/мин, M(А)=0;
т.В n(B)=nH=900 о6/мин, M(B)=MH=800 Н м.
Рис. 48. Пусковая диаграмма
2. Построение искусственных и тормозной характеристик.
Для построения искусственных характеристик задаемся:
а)наибольшим моментом М1=(2–2,5)MН;
б)моментом М2=(l–1,2)MС, при котором происходит шунтирование пусковых сопротивлений.
Пусть: M1=2,5МН=2,5 800=2000 Н м,
М2=0,94МН=0,94 800=750 Н м.
Момент М2 подбирается графически, в зависимости от мощности электродвигателя и числа пусковых ступеней.
Через точки, соответствующие моментам М1, и М2, проводим линии, перпендикулярные оси моментов. Соединяем точки 1 и А. Получаем первую искусственную характеристику, по которой разгоняется двигатель с пусковым сопротивлением R1+R2. В точке 2 срабатывает реле KV1 и закорачивается сопротивление R1. Двигатель “переходит” в точку 3 и разгоняется по второй искусственной характеристике. В точке 4 срабатывает реле KV2, закорачивающее пусковое сопротивление R2 и двигатель выходит на естественную характеристику в точке 5. Если при построении пусковой диаграммы не попадаем в точку 5, то необходимо изменить значение М2 независимо от предварительного расчета.
3. Расчет сопротивлений.
Рассчитаем номинальное сопротивление двигателя
Ом.
Определим масштаб сопротивлений.
Длина отрезка [1,6] = 9,5 см. соответствует RH = 0,579 Ом, тогда Ом/см.
Сопротивления пускового реостата (отрезки берутся при номинальном моменте двигателя МН) равны:
Ом,
Ом.
Сопротивление торможения противовключением равно (задаёмся током IДОП=2,5IH)
Ом.
Определим напряжения срабатывания реле КVI, KV2 и KV3. При постоянном магнитном потоке ЭДО ДПТ прямо пропорционально скорости Е= kФw. Поэтому катушку реле напряжения можно включать непосредственно на зажимы якоря. Однако напряжение на зажимах якоря UЯ отличается от ЕК на величину падения напряжения в обмотке якоря, тогда
|
В соответствии с пусковой диаграммой (рис. 48) шунтирование пусковых сопротивлений происходит при моменте двигателя М2=0,94МН. Так как момент М пропорционален току М= kФl, то величина тока, при котором происходит шунтирование, равен:
А
Определим напряжение срабатывания реле KV1:
В,
где рад/с – угловая скорость, при которой шунтируется R1 (по рис. 47).
В с – из формулы М= кФl.
Напряжение срабатывания реле KV2 определим аналогично:
В,
где рад/с – угловая скорость, при которой шунтируется R2.
Определим напряжение срабатывания реле KV3, когда двигатель остановится (w = 0).
Напряжение на катушке KV3 может быть определено по формуле
где UC = 220 В – напряжение сети;
кФ = 2,1 В с – определено ранее;
w = 0;
– суммарное сопротивление цепи якоря при пуске;
RX – часть сопротивления пускового реостата, которая зависит от точки подключения катушки реле KV3.
Как видно из формулы, напряжение UKV3 зависит от величины RX.
Зададимся отношением тогда
UKV3=220 (220 + 2,1 0) 0,5 = 110 В.
С учетом времени срабатывания аппаратов напряжение срабатывания реле KV3 равно:
UCP3=0,8 UKV3 =0,8–110 = 88 В.
При таком напряжении скорость двигателя практически равна нулю.
Описание работы релейно-контакторной схемы
Включаем автомат QF1 и QF2. По обмотке возбуждения LM начинает протекать ток и срабатывает токовое реле КА. Его контакт КА в цепи управления замыкается.
|
Пуск. При нажатии кнопки SB2 напряжение подается на катушку КМ1 по цепи: QF2 – КА – SBl – SB2 – КМ4.2 – катушка КМ1 – QF2. Контактор КМ1 срабатывает, при этом:
– замыкается КМ1.1 (шунтируется кнопка SB2);
– размыкается КМ 1.2 (предотвращает одновременное срабатывание контакторов КМ1 и КМ4);
– замыкаются силовые контакты КМ 1.3, КМ 1.4 (напряжение подается на якорь электродвигателя).
Двигатель начинает разгоняться по первой искусственной характеристике с номинальным магнитным потоком и пусковым сопротивлением в цепи (R1+R2). При достижении некоторой скорости (по пусковой диаграмме) ЭДС якоря увеличится настолько, что сработает реле напряжения KV1. Контакт KV1 в цепи управления замыкается и напряжение подается на катушку контактора КМ2. Замыкается контакт КМ2 и шунтирует первую ступень пускового реостата R1. Двигатель продолжает разгоняться по второй искусственной характеристике. При достижении некоторой скорости срабатывает реле напряжения KV2. Контакт KV2 в цепи управления замыкается и напряжение подается на катушку КМЗ и шунтирует вторую ступень пускового реостата R2. Все сопротивления в цепи якоря закорочены и двигатель разгоняется по естественной характеристике.
Торможение. Нажимаем кнопку SB1 при работающем двигателе. Обесточивается цепь питания катушки контактора КМ1 и все его контакты переключаются. Якорь двигателя отключается от сети. Подается напряжение на катушку контактора КМ4 и его якорь притягивается, при этом:
– замыкается контакт КМ4.1 (шунтируется кнопка SB1);
– размыкается контакт КМ4.2 (предотвращает одновременное срабатывание контакторов КМ1 и КМ4);
– размыкается контакт КМ4.5 (в цепь якоря включается тормозное сопротивление RT);
– замыкаются силовые контакты КМ43, КМ4.4 (на якорь двигателя подается напряжение другой полярности).
Начинается процесс торможения противовключением с полным сопротивлением (R1+R2+RT) в цепи якоря. По мере снижения скорости ЭДС якоря уменьшается и растет напряжение на катушке реле напряжения KY3. При уменьшении скорости двигателя до нуля срабатывает реле KY3. Размыкается его контакт KV3, катушка контактора КМ4 отключается и якорь двигателя отключается от сети.
Защита силовой цепи от КЗ и перегрузок осуществляется автоматом QF1. Защиту от обрыва цепи возбуждения выполняет токовое реле КА. От КЗ цепь управления защищает автомат QF2.