Основные категории и понятия истории педагогики.




История образования и педагогической мысли как учебная дисциплина предполагает знакомство с основными категориями и понятиями данной области научного знания.

Всемирный историко-педагогический процесс – базовая категория, получившая всеобщую научную интерпретацию, отражающая сущность процесса исторического развития педагогической мысли и практики образования и воспитания в контексте человеческой цивилизации.

Для трактовки данной категории существенное значение имеют понятия «историко-педагогические источники», «историко-педагогические факты, события, явления».

· Историко-педагогический факт – объективное, достоверное событие (ситуация) из области педагогической практики, теории, имеющее не только локальное, региональное, но и всемирное значение.

Изучение в исторической ретроспективе и перспективе на основе фактов и документов передового опыта в области воспитания и образования ориентирует на его творческое освоение.

· Историко-педагогическое событие – наиболее значимый факт всемирного историко-педагогического процесса, оказавший существенное влияние на дальнейшее развитие педагогической теории и практики.

· Историко-педагогическое явление – некая системная целостность, совокупность фактов, опыта из области педагогической теории и практики, несущая на себе пространственно-временной отпечаток (как историко-педагогическое явление может быть рассмотрен факт зарождения образовательных институтов – школ, научно-педагогического знания в виде учений, концепций и т.д.).

В понимании сущности и закономерностей протекания всемирного историко-педагогического процесса значительную роль имеет понятие «педагогическая традиция».

· Педагогическая традиция– исторически сложив­шиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы и идеи в облас­ти обучения и воспитания, благодаря которым осуществляется преемственность в разви­тии национальной педагогической культуры.

Рассмотрение всемирного историко-педагогического процесса как сложной динамичной системы позволяет выделить в нём такие подсистемы и соответствующие им категории, как «история образования» и «история педагогической мысли».

История образования – процесс становления и развития образовательной практики: от единичного опыта, не дифференцированного от общего процесса воспитания, до его конкретных форм в виде систем образования и его социальных институтов – образовательных учреждений различных типов и направленности.

История педагогической мысли – процесс зарождения и развития педагогического знания о сущности и закономерностях воспитания, образования, обучения.

Для понимания этих категорий существенное значение имеют понятия «педагогические идеи», «педагогические взгляды», «педагогическая концепция», «педагогическая мысль».

· Педагогические идеи– высшая форма познания, концентрированное выражение мысли того или иного мыслителя, педагога, отражающей состояние педагогической прак­тики и направленной на её преобразование, например: идея природосообразности в воспитании и образовании, идея соответствия педагогической теории и практики, идея самоценности детства для создания воспитательных систем, связь обучения с жизнью, трудом и т.д.

· Педагогические взгляды (воззрения) – совокупность идей, отражающих в себе детерминированные конкретно-историческими, социально-политическими и культурными условиями существенные тенденции развития современной педагогической мысли и прак­тики воспитания и оказавших на них существенное влияние.

· Педагогическая концепция (теория) – система идей, выводов о закономернос­тях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и методах осу­ществления, основанная на определённой методологии и обобщении современного пере­дового педагогического опыта, в т.ч. экспериментально проверенного.

· Педагогическая мысль – совокупность идей, концепций, теорий наиболее важных философов, педагогов в области обучения, воспитания, выработанных в процессе ис­торического развития, педагогической практики.

В свою очередь следует иметь в виду целый ряд специальных понятий из области истории образования и педагогической мысли, которые являются порождением конкретной исторической эпохи и цивилизации. В их трактовке поможет обращение к словарю историко-педагогических терминов, попытку составления которого предприняли авторы данного учебно-методического пособия.

В целом, история образования и педагогической мысли как область научного знания и учебная дисциплина призвана содействовать – с учётом сложившихся подходов к осмыслению современных модернизационных процессов в области образования – пониманию развития мира как единого, глобального организма, объективных тенденций взаимопроникновения и взаимообогащения национальных культур, интернационализации общественной жизни, формированию единого поля мировой культуры и опыта воспитания, единого мирового образовательного пространства.

Таблица 1- Основные исторические этапы развития педагогической науки

 

Этап Характеристика
I. Эмпирический этап Начиная с древнейших времен человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и воспитания различных времен и народов, создания различных образовательных учреждений
II. Этап формирования педагогики как науки В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии, образование во многом потеряло свободу и прогрессивную направленность античных времен
III. Этап развития педагогики в XX в. В XX в. педагогическая наука развивалась бурными темпами, как на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля

Педагогика прошла длительное развитие, которое можно разделить на три больших этапа.
I. Эмпирический этап развития педагогики. Начиная с древнейших времен человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и воспитания различных времен и народов, создания различных образовательных учреждений.
На Западе издавна существовали школы афинского и спартанского воспитания, школы греческой культуры, монастырские, городские, соборные и городские школы, системы иезуитского и христианско-като-лического обучения.
На Востоке китайские ученые реализовывали в школьном обучении изучение четырех дисциплин: морали, языка, политики и литературы; впервые выдвинули концепцию идеального человека — не по происхождению, а благодаря обучению и воспитанию. Арабские же и иранские мыслители всегда стремились повысить всеобщую ценность образования, подчеркивали важность систематического и постоянного учения, необходимость всестороннего физического и духовного развития людей, формирования у них таких качеств, как уважительное отношение к старшим, справедливость, вежливость, смелость.
II. Этап формирования педагогики как науки. В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии, образование во многом потеряло свободу и прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались незыблемые принципы догматического и схоластического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. Среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы — например, Тертуллиан (160-222), Августин (354-430), теолог Фома Аквинский (1225-1274) и др.,создавшие обширные трактаты по воспитанию и духовному образованию людей.
Научная педагогика зародилась в начале XVII в. Ее основателем считается педагог-гуманист Я. А. Коменский (1592-1670). Впоследствии основное внимание уделялось разработке теорий элементарного и воспитывающего обучения (И. Гербарт), реализации дидактики развивающего обучения (Ф. Дистерверг), экспериментальной педагогики и педоцентризма (Д. Дьюи).
В России развитие педагогики шло по пути формирования стройной системы образовательных учреждений во главе с созданным специально Министерством народного просвещения. В основу ее деятельности легли мысли и идеи основоположника отечественной педагогики К. Д. Ушинского, который добивался реализации на практике идеи народности общественного воспитания.
III. Этап развития педагогики в XX в. В XX в. педагогическая наука развивалась бурными темпами, как на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля. В окончательном итоге за рубежом сложились предпосылки для превращения педагогики в узкоприкладную область знаний, ориентированную на решение, прежде всего, проблем, относящихся к подготовке педагогов-управленцев. Основные исторические этапы развития педагогической науки в таблице 1.

Цель преподавания истории педагогики – расширение общего педагогического кругозора студентов, формирование у них ценностного отношения к педагогическому наследию.

Из цели вытекают следующие задачи курса: выработка исторического подхода к педагогическим явлениям; формирование педагогического мировоззрения, системы ценностных профессиональных установок; развитие умений использовать историко-педагогическое знание для оценки современного состояния образования и прогнозирования его развития; повышение педагогической культуры студентов.

Изучение истории педагогики и образования в системе профессиональной подготовки педагога-психолога имеет особое значение, поскольку расширяет педагогический кругозор студента, содействует становлению профессионально-личностной позиции, позволяет осознавать глубинные связи педагогических явлений в их целостности и взаимодействии с общекультурными процессами в мире и понимать роль педагогического наследия в теории и практике современного образования. На основе ведущих концептуальных подходов к осмыслению историко-педагогического процесса предлагается целостное изложение основных явлений теории и практики образования, начиная с рассмотрения предмета истории педагогики и образования и заканчивая современными тенденциями развития педагогической действительности. Вместе с тем следует помнить, что историко-педагогическое осмысление современной теории и практики образования – весьма сложная задача, поскольку для верной ее оценки необходимо время как критерий жизнеспособности любых педагогических новаций и условие определения ведущих и случайных тенденций.

Материал выстроен в логике анализа важнейших образовательных идей, взглядов выдающихся представителей педагогической мысли прошлого в тесной связи с историей развития человеческого общества и рассмотрения реализации этих идей в практике образования. В процессе аналитического изучения содержания теорий и концепций великих педагогов у студентов должно формироваться целостное педагогическое сознание и вырабатываться самостоятельный взгляд на педагогический опыт человечества и возможности его использования в настоящем.

Раньше педагогическая наука решала преимущественно задачи воспитания, повышения эффективности и качества образования, всестороннего развития личности. Ее главными отраслями были: детская педагогика (преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов); педагогика профессионального образования, семейного воспитания, педагогика высшей школы, военная педагогика, дефектология, история педагогики.
В настоящее время в современной России педагогика нацелена на обслуживание процесса обучения в многочисленных учебных заведениях страны, профессиональное совершенствование деятельности специалистов различного профиля, подготовку кадров работников социальной сферы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: