Д. Г. Левицкий (1735–1822) – русский художник, мастер портретной живописи. «Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия» (1783)




Великим мастером русской портретной живописи был Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822). В своих произведениях он с наибольшей полнотой и художественной выразительностью воплотил многогранное восприятие человеческой личности и создал глубокие образы представителей разных слоев русского общества 70-х – 80-х гг. XVIII в.

Жизнеописание: Биография Дмитрия Григорьевича Левицкого изучена пока недостаточно. Архивы сохранили до наших дней мало сведений о его жизни и деятельности. Левицкий родился на Украине. Учился у отца, украинского гравёра Г. К. Левицкого, который, по-семейному преданию был «справщиком» (то есть редактором) изданий Киево-Печорской лавры. Около 1758 г. переехал в Петербург.

1770-е - начало 1780-х гг. - период расцвета творчества Левицкого. В произведениях общая торжественность в традициях позднего барокко часто сочетается с неожиданными чертами естественности и обыденности. В 1771-87 гг. Он возглавлял портретный класс Академии художеств[1]. Его взгляды оказали значительное влияние на формирование целого поколения русских портретистов (В. Л. Боровиковского; учеников Л. – П. С. Дрождина, Е. Д. Камеженкова, Л. С. Миропольского и др.).

Со второй половины 1780-х гг., в период нарастающей неудовлетворённости Левицкого рационалистическими идеалами просветителей, его работы утрачивают прежнюю целостность и гармоничность. К концу 1790-х он стал членом масонской ложи «Умирающий сфинкс». После 1800 г. из-за болезни глаз Левицкий почти не работал.

Левицкий был близко знаком со многими выдающимися людьми своего времени: Н. Львовым, Г. Державиным, В. Капнистом, И. Дмитриевым, И. Долгоруким, Н. Новиковым.

Творчество Левицкого – одно из лучших проявлений русской художественной культуры второй половины XVIII в.

 

В отличие от Франции, где идеи Просвещения способствовали революции, в России, они воплотились в форме просвещенного абсолютизма, то есть исходили из идеи, разделяемой частью просветителей, что «просвещенный монарх» в состоянии преобразовать жизнь своего государства на разумных основах, ликвидировать некоторые, наиболее устаревшие, социальные институты. В определенной мере такое представление разделялось и самими правителями. В связи с этим они охотно вступали в переписку с виднейшими представителями Просвещения, поощряли распространение их произведений в своих странах и, наконец, действительно принимали отдельные меры, соответствующие духу Просвещения.

Екатерина II[2] изучала политику, экономику, историю, читала труды Вольтера, Д.Дидро, Ш.Монтескье (с некоторыми из них вела переписку), оказывала французским энциклопедистам материальную поддержку. Она занималась журналистикой, литературным, научным творчеством, собирала коллекцию живописи (положившую начало Государственному Эрмитажу), основала Публичную библиотеку в С.-Петербурге. Укрепляя самодержавие, Екатерина II провела ряд крупных реформ в духе «просвещенного абсолютизма».

В последние годы жизни Екатерина работала над законопроектами в области уголовного, гражданского и семейного права; готовила реформу государственного управления, предусматривавшую введение поста канцлера юстиции, создание Главной расправной палаты – высшего судебного органа, состоявшего из выборных представителей дворянства, горожан и крестьян.

Заказы двора на царские портреты с конца 1770-х гг. шли через государственного канцлера А. А. Безбородко, ценителя искусства, обладателя большой коллекции живописи и покровителя Левицкого. В 1783 г. он и заказал художнику для своего петербургского дома парадное изображение государыни, в дальнейшем известное под названием «Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия» (далее «Портрет Екатерины II – Законодательницы»).

Новое произведение Левицкого стоит особняком в его творчестве. В портрете менее всего отражены личные качества и характер Екатерины II. Художник создал абстрагированный образ императрицы, иллюстрацию идеального типа монархического правления, каким он представлялся среде просветителей второй половины восемнадцатого века.

Левицкий дал в нем характерный для классицизма идеальный образ просвещенного монарха, подобно тому, как в одах Ломоносова и Державина под видом заслуг и добродетелей Екатерины и Елизаветы выражались надежды на просвещенное и законосообразное управление. Портрет был своего рода утопическим «рассуждением о государе-гражданине».

«Портрет Екатерины II – Законодательницы» с полным основанием может быть отнесен к разряду аллегорических картин. Образ «идеальной государыни» требовал от художника подтверждения в виде различных эмблем и символов. В композицию привнесены предметы, соседство которых может быть оправдано только иносказательными смыслами, отчего полотно окончательно утратило реалистический характер.

Д.Г. Левицкий. «Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия» (1783)

 

Средина картины представляет внутренность храма богини Правосудия. Статуя богини Фемиды и своды законов у ног императрицы свидетельствуют о ее государственной деятельности, корабли на дальнем плане – о победах России на Черном море. Изящным жестом императрица бросает в алтарь маки, которые во времена Античности считались символом сна и покоя. Тем самым, Екатерина II изъявляет готовность пожертвовать своим спокойствием ради процветания свои подданных.

Все детали, вместе с маковыми цветами, сжигаемыми на жертвеннике, – аллегория образа справедливой, приносящий свой покой в жертву общественному служению правительницы.

В исторической литературе существуют различные оценки времени правления Екатерины, результатов ее деятельности. Ученые, основывающиеся на концепции «просвещенного абсолютизма», обращают внимание на консервативный характер проводившейся политики, направленной на укрепление традиционных институтов самодержавия. Иная точка зрения у тех, кто видит во времени Екатерины попытку реализации политической модели, основанной на идеях Просвещения, что нашло отражение в картине Левицкого.

 

 


[1] После воцарения Екатерины II годом основания Академии художеств (а фактически лишь дарования ей устава и открытия при ней Воспитательного училища» указано было считать 1764, с тем, чтобы честь открытия академии можно было приписать Екатерине II.

[2] Екатерина II (урожденная принцесса Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская) (1729–1796) происходила из обедневшего немецкого княжеского рода. Получила домашнее воспитание и образование в лютеранских традициях. В 1744 г. по приглашению императрицы Елизаветы прибыла в Россию, в 1745 г. обвенчана с будущим императором.Петром III. С восшествием Петра на престол у Екатерины возникли опасения, что ее могут удалить от двора. Опираясь на группу гвардейских офицеров, Екатерина свергла мужа с престола. Успех заговора был обеспечен недовольством политикой Петра, в частности заключением мира с Пруссией, а также намерением реформировать православную церковь на протестантский лад.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: