Кадетские корпуса – предшественники суворовских училищ




Х. Об организации для детей воинов Красной Армии и партизан Отечественной войны, а также детей-сирот, родители которых погибли от рук немецких оккупантов, - суворовских военных училищ, специальных ремесленных училищ, специальных детских домов и детских приемников-распределителей.

1. Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать в Краснодарском, Ставропольском краях, Ростовской, Сталинградской, Ворошиловградской, Воронежской, Харьковской, Курской, Орловской, Смоленской и Калининской областях:

а) девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов, по 500 человек в каждом, всего 4 500 человек со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников;

б) двадцать три специальных ремесленных училища по 400 человек в каждом, всего 9 200 человек со сроком обучения 4 года; из них для мальчиков - 12 училищ и для девочек - 11;

в) специальные детские дома с общим количеством воспитанников

16 300 человек и дома ребенка на 1 750 детей;

г) двадцать девять детских приемников-распределителей на 2 тысячи человек.

Содержание всех перечисленных учреждений полностью отнести за счет государства, по сметам НКО, Главного управления трудовых резервов, Наркомпросов РСФСР и УССР, НКВД и Наркомздрава СССР.

О СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩАХ.

2. Обязать НКО:

а) сформировать в период с 1 октября по 1 декабря 1943 года:

Краснодарское суворовское военное училище в г. Майкопе,

Новочеркасское суворовское военное училище в г. Новочеркасске,

Сталинградское суворовское военное училище в г. Астрахани,

Воронежское суворовское военное училище в г. Воронеже,

Харьковское суворовское военное училище в г Чугуеве,

Курское суворовское военное училище в г. Курске,

Орловское суворовское военное училище в г. Ельце,

Калининское суворовское военное училище в г. Калинине,

Ставропольское суворовское военное училище в г. Ставрополе,

б) разработать и издать к 1 октября 1943 г. штаты и положения

о суворовских военных училищах, учебные программы и планы

и укомплектовать училища руководящими кадрами и постоянным

офицерским, педагогическим и обслуживающим персоналом

3. Установить, что суворовские военные училища имеют целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и

дать им общее среднее образование.

Установить, что в суворовские военные училища принимаются воспитанники с 10-летнего возраста со сроком обучения на 7 лет.

Организовать при суворовских военных училищах младшие и старшие приготовительные классы, с годичным сроком обучения в каждом классе. В приготовительные классы принимать детей в возрасте от 8 до 10 лет,

Установить, что воспитанники суворовских военных училищ и приготовительных классов при них живут при училищах и находятся на полном закрытом пансионе за счет государства.

В целях полного укомплектования одновременно всех суворовских военных училищ в 1943 году, в виде исключения, произвести прием 4 возрастов - от 10 до 13 лет включительно.

Обязать НКО:

а) к 1 октября 1943 г. отвести и отремонтировать в пунктах дислокации суворовских военных училищ соответствующие помещения;

б) разработать образцы форм воспитанников суворовских военных училищ и к 15 сентября представить на утверждение СНК СССР.

6. Разрешить для руководства суворовскими военными училищами сформировать в составе Управления военно-учебных заведений Красной Армии Отдел суворовских военных училищ.

 

ИЗ ИСТОРИИ

Суворовские военные училища в Советском Союзе были созданы в год коренного перелома в Великой Отечественной войне. Решение об их создании было принято советским правительством, когда в августе 1943 года в небе над Москвой прогремел первый победный салют в честь завершения разгрома немецко-фашистских войск на Курской дуге.

Многовековая история свидетельствует, что могущество и безопасность Российского государства определяются крепостью его армии и флота. Победы русского оружия в крупнейших войнах убедительно доказали, что одним из главных факторов в достижении побед был высокий уровень профессионализма командного состава русской армии. Этому в немалой степени способствовала система военного образования, которая в нашей стране на протяжении столетий являлась приоритетным направлением государственной политики. Она рассматривалась как стратегический фактор развития и основа национальной безопасности.

Кадетские корпуса – предшественники суворовских училищ

Важнейшее место в подготовке профессиональных военных кадров в царской России занимали кадетские корпуса. Суворовские военные училища являются полноценными правопреемниками кадетских корпусов, аккумулировавшими в своей деятельности лучшие их традиции, имеющие многовековую историю развития.

Более 300 лет назад великим преобразователем России Петром I была создана Навигацкая школа, ставшая прообразом будущих кадетских корпусов. Петр I был первым монархом на Руси, кто стал уделять особое внимание подготовке офицеров для создаваемой им регулярной русской армии и зарождающегося флота.

В 1731 году указом Анны Иоанновны был учреждён первый кадетский корпус в Петербурге, официальное открытие которого состоялось через год - в 1732 году. С момента открытия и до 1860-х годов кадетские корпуса были единственными подготовительными военно-учебными заведениями, выпускники которых пополняли офицерские кадры императорской армии. Отличительной чертой данных учебных заведений являлось сочетание общего образования с военным обучением и военизированным внутренним режимом. Контингент воспитанников составляли дети дворян.

Первые военные школы имели целью не столько производство своих воспитанников в офицеры, сколько получение ими специальных знаний. Поэтому и были школы артиллерийскими, инженерными и морскими. Естественно, выпускники их, направляемые в войска унтер-офицерами, производились в офицеры в первую очередь. Офицерами стали выпускать только воспитанников Сухопутного кадетского корпуса, но и то далеко не всех: часть прапорщиками, часть - унтер-офицерами, только лучшие получали сразу чин подпоручика и даже поручика. Созданный в конце XVIII века Военно-сиротский дом тоже выпускал своих воспитанников юнкерами и портупей-прапорщиками, лишь отличники производились в офицеры сразу при выпуске. То же касалось и Шкловского благородного училища.

В начале XIX века кадетские корпуса и училища в основном выпускали с правами на производство, а не офицерами (это не относится к Пажескому корпусу, все воспитанники которого выпускались офицерами). Но, конечно, выпускники военно-учебных заведений производились в офицеры очень быстро, обычно через несколько месяцев после прибытия в войска, им не надо было выслуживать срок в унтер-офицерском звании.

Производство всех выпускников кадетских корпусов и училищ в офицеры сразу при выпуске было установлено в 1830 году, и с тех пор унтер-офицерами в виде исключения стали выпускаться только худшие по успехам воспитанники специальных училищ. На флоте офицеры с середины XVIII века производились в первый офицерский чин мичмана только по аттестатам Морского корпуса (непосредственно при выпуске).

С дальнейшим развитием сети военно-учебных заведений их воспитанники по-прежнему начинали службу с чинами разных классов - в зависимости от успехов в учёбе (по разрядам). В царствование Николая I окончившие кадетские корпуса по 1-му разряду выпускались поручиками в армию (или прапорщиками в гвардию), по 2-му разряду - подпоручиками, по 3-му - прапорщиками, по 4-му - в линейные батальоны (а неспособные к учёбе в специальных классах - во внутреннюю стражу). С 1862 года все выпускники кадетских корпусов 1-го разряда, удостоенные к производству в гвардию, получали чин поручика армии, а к гвардейским полкам прикомандировывались лишь те, кто имел там ближайших родственников, или по выбору самого гвардейского начальства.

В связи с реформаторской деятельностью министра Д.А. Милютина, система военного обучения претерпела значительные преобразования. Крымская война 1853-1856 годов показала не только насущную необходимость реформ в армии, но также и назревшую потребность России в высокообразованных офицерских кадрах.

Д.А. Милютин ещё в 1840 году записал в своём дневнике:

«Наши офицеры образуются совершенно как попугаи, до производства их они содержатся в клетке. И беспрестанно толкуют им: «Попка, налево кругом!» — и попка повторяет: «Налево кругом». «На караул!» — и попка повторяет это... Когда же попка достигает того, что твердо заучит все эти слова и притом будет уметь держаться на одной лапке... ему надевают эполеты, отворяют клетку, и он выступает из нее с радостью, с ненавистью к своей клетке и прежним своим наставникам».

Суть реформ Милютина состояла в отделении общеобразовательного курса в военно-учебных заведениях от военно-специального и создании для каждого из них отдельных учебных заведений: военных гимназий и военных училищ. На них и разделились прежние кадетские корпуса.

Теперь производство в офицеры решено было осуществлять только после получения специального военного образования. Для чего и решили пропускать через военные учебные заведения вольноопределяющихся, юнкеров и унтер-офицеров, т.е. всех выслужившихся нижних чинов и дворянских недорослей, которые ранее получали офицерское звание непосредственно в частях после срока выслуги или по праву принадлежности к дворянскому роду. Поскольку этот контингент обладал худшим общеобразовательным уровнем, чем выпускники военных гимназий, для него были созданы особые училища с облегченной программой, получившие названия юнкерских. Также были организованы и общеобразовательные военные учебные заведения сокращённого курса - военные прогимназии, которые готовили к поступлению в юнкерские училища. Военные же гимназии должны были готовить только к поступлению в военные училища.

Таким образом, с 1860-х годов все общевойсковые военно-учебные заведения России подразделялись на четыре основных типа: военные училища, юнкерские училища, военные гимназии и военные прогимназии.

Основной целью реформы Милютина была попытка воспитать высокообразованных, самостоятельно мыслящих, талантливых офицеров, которые не ограничивали бы круг своих интересов только военным делом и повышением по службе. Поэтому в основу педагогической системы военных гимназий и прогимназий была положена идея «общечеловеческого» воспитания, военное же обучение часто отодвигалось на второй план.

В военные гимназии зачислялись сыновья потомственных дворян, офицеров и чиновников военного ведомства в возрасте от 10 до 17 лет. В гимназии обучалось 350—400 воспитанников, но лишь часть из них числилась на «казённых вакансиях» (в основном – военные сироты и офицерские дети). Остальные — «своекоштные», обучались за свой счет (200 рублей в год). Во многих крупных городах в военные гимназии допускались также и «приходящие» воспитанники, за которых должны были платить родители. Как и в гражданских гимназиях, после окончания занятий такие гимназисты уходили домой. В Петербурге и в Москве 3 гимназии были целиком для приходящих, что значительно сокращало государственные расходы на подготовку будущих офицеров.

С 1874 года в военных гимназиях были введены конкурсные вступительные экзамены, что должно было улучшить состав учащихся и сократить количество исключённых по неуспеваемости (а таковых было более чем достаточно). Теперь исключать гимназистов по этой причине разрешалось только из старших классов, когда уже можно было определить, что тот или иной юноша не может или не хочет продолжать образование. После выпускных экзаменов воспитанники делились на три разряда. Окончившие по первому разряду, т.е. набравшие по каждому предмету не ниже 8 баллов по 12-балльной шкале, имели преимущественное право поступления в военные училища без экзаменов. Те, кто окончил гимназию по второму разряду, т.е. получил хоть одну оценку ниже 8 баллов, — должны были сдавать вступительные экзамены в военные училища. Окончивших по третьему разряду либо переводили в военные прогимназии, отчисляли в полки вольноопределяющимися или их могли забрать родители на своё попечение.

Подобный «либерализм» в сфере военного образования в конечном итоге привёл к тому, что воспитатели слишком увлеклись «общими» предметами, а чрезмерная опёка с их стороны не самым лучшим образом отражалась на боевых качествах будущих офицеров. Таким образом, в начале 1880-х годов практически стёрлась грань между военным образованием и обычным, причём престиж военного образования в обществе заметно снижался. Лучшие выпускники военных гимназий предпочитали не поступать в военные училища: выбирали себе гражданскую службу или продолжали учёбу в университете. В училища, а затем и в армию попадали только те, кто шёл туда по убеждению или семейной традиции, либо не был более ни на что способен.

В 1882 году, в период «контрреформ» Александра III, военные гимназии вновь преобразовали в кадетские корпуса, главной задачей которых являлась непосредственно подготовка воспитанников к военной офицерской службе. Кадетские корпуса, по сути, являлись закрытыми учебными заведениями. Они включали полный пансион для воспитанников; кадеты не имели права покидать территорию корпуса без разрешения начальства и сопровождения соответствующих лиц (родителей, опекунов, офицеров-воспитателей). Значительно ужесточились и дисциплинарные требования к обучающимся, одним из главных факторов в оценке подготовки кадета стала оценка его поведения. Военные прогимназии, в большинстве своём, были закрыты или преобразованы в военные школы, куда направлялись неуспевающие или провинившиеся ученики кадетских корпусов.

Обучение и воспитание в кадетских корпусах было поставлено так, чтобы максимально способствовать формированию у воспитанников моральных и боевых качеств, необходимых для успешной службы. Основными целями воспитания являлось формирование у будущих офицеров таких качеств как патриотизм, верность воинскому долгу и воинской чести, смелость, дисциплинированность, товарищество, преданность царю и Отечеству.

Однако общие наработки «милютинских» программ не были забыты. В стенах кадетских корпусов воспитанники получали прекрасное общенаучное, гуманитарное, языковое и начальное военное образование. Большинство воспитанников кадетских корпусов продолжали обучение в самых престижных кавалерийских, артиллерийских, инженерных и морских училищах, получали офицерские звания и оставались на военной службе. Те же, кто по различным причинам уходили из армии, успешно работали в самых различных сферах деятельности. Об успешной работе педагогов в осуществлении учебно-воспитательных задач говорит и тот факт, что в годы Гражданской войны подавляющее большинство кадет сохранило верность Отечеству, доблестно воевало на стороне белых армий, а затем продолжило своё обучение в тяжёлых условиях эмиграции.

После 1917 года

После октябрьского переворота 1917 года кадетские корпуса прекратили своё существование. Место военных училищ прочно заняли различные командные курсы, которые в течение нескольких месяцев могли «натаскать» вчерашнего рабочего или крестьянина для выполнения обязанностей красного командира.

Часть кадет и юнкеров отправилась на Дон – поступать в Добровольческую армию, остальные были вынуждены снять форму, дабы избежать преследований новоявленной властью. Известны случаи, когда в начале Гражданской войны кадеты бежали на Дон всем училищем, рискуя жизнью, спасали свои знамёна и другие реликвии от надругательства большевиков.

е военно-учебные заведения, которые оказались на территории, занятой армиями ВСЮР, продолжали свою деятельность вплоть до трагической осени 1919 года. Многие из них были эвакуированы в полном составе в Крым, на территорию Турции, Болгарии и других сопредельных государств. Летом 1920 года главнокомандующий Русской Армией генерал Врангель издал приказ об удалении из действующей армии подростков и несовершеннолетних лиц, не завершивших обучение в военных учебных заведениях. Бывшие кадеты вновь были собраны в корпуса, которые эвакуировались вместе с Русской Армией в Турцию, а затем нашли себе приют на территории государства К.С.Х.С. (Югославии). Король К.С.Х.С. Александр I сам являлся воспитанником русского Пажеского корпуса, а потому всячески покровительствовал кадетским корпусам в изгнании. Многие из русских военно-учебных заведений просуществовали в эмиграции до середины 1930-х и даже 40-х годов.

Но на родине бывшие воспитанники кадетских корпусов подвергались репрессиям и социальной дискриминации: им, как «чуждому элементу», часто отказывали в приёме в обычные советские школы, вузы и даже на рабфаки. Завершить своё образование такие юноши могли лишь в школах-колониях, где содержались малолетние преступники и бывшие беспризорники (вспомним «Республику ШКИД» Г.Белых и Л.Пантелеева).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: