Патологическое развитие речи и его причины




 

Общее недоразвитие речи.

Определение понятия Уровень речевого развития /Возраст Этиология Состояние неречевых/ речевых психических функций Клинические формы речевых нарушений
Общее недоразвитие речи - сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех структурных компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, при сохранном физическом слухе и интеллекте ОНР I уровня, с 2,5 до 3 лет Генетический фактор,различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребенка. Наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови, заболевания центральной нервной системы (нейроинфекции) и травмы мозга в первые годы жизни ребенка. Употребление алкоголя, никотина и наркотических средств во время беременности Отсутствие общеупотребительной речи, скудный активный словарь, состоящий из звукоподражаний и звуковых комплексов. Пассивный словарь шире активного, фразовая речь отсутствует, способость воспроизводить слоговую структуру слова не сформирована 1. Нарушения речи переферического характера: Дислалия, Дисфония (афония), Ринофония, Ринолалия
ОНР II уровня, с 4 лет Начатки общеупотребительной речи. Активный словарь состоит из сущ., глаголов, качественных прилагательных. Есть попытки изменять слова по родам, числам, падежам и временам. Начинают пользоваться фразой. Произношение звуков и слов резко нарушено  
ОНР III уровня, с 5 лет Развернутая речь с выраженными элементами фонетико-фонематеческого и лексико-грамматического недоразвития. Явные недостатки чтения и письма 2. Нарушения речи центрального характера: Дизартрия, Алалия, Афазия, Дислексия, Дисграфия, Заикание, Брадилалия, Тахилалия, Баттаризм, Парафразия, Полтерн (клаттеринг)
ОНР IV уровня, с 6 лет Встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Преобладают элизии, причем в основном в сокращении звуков, и только в единичных случаях – пропуски слогов. Также отмечаются парафазии, чаще – перестановки звуков, реже слогов; незначительный процент – персеверации и добавления слогов и звуков.Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция - смазанная речь. Отдельные нарушения смысловой речи.  

 

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие.

Определение понятия Возраст Этиология Состояние неречевых/ речевых психических функций Клинические формы речевых нарушений
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. дошкольный -подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье») - педагогическая запущенность. -часто болеющие дети -снижение слуха. -голос звонкий, громкий -речевая активность повышена -речевое дыхание в норме -дети активны, подвижны -страдает звукопроизношение акустикофонематическая дислалия-избирательная несформированность операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи;  
дошкольный -билингвизм в семье -голос звонкий, громкий -речевая активность повышена -речевое дыхание в норме -дети активны, подвижны -страдает звукопроизношение артикуляторнофонематическаядислалия-несформированность операцийпереработки фонем по ихартикуляторным параметрам вмоторном звене производства речи  
дошкольный -поражение очагов головного мозга -Моторная неловкость, -быстрая утомляемость при нагрузках, -атаксические признаки (ребёнок не всегда может прыгать на одной ноге, пройтись по бревну и т.д.). Подражательность движений нарушена. На занятиях физкультурой и музыкой эти дети заметно отстают от сверстников в таких моментах, как темп, ритм, перемена поз и т.д. -Нарушена мелкая моторика -речевое дыхание не сформировано -нарушение звукопроизношения: отсутствие, замена и искажение звука -речь монотонна дизартрия- нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.  
дошкольный -расщелина нёба или губы - плохая проходимостью носовой полости (передняя), либо аденоидами (задняя) -назальное произношение -снижено словесно-логическое мышление -нарушение звуковой стороны речи -нарушение тембра голоса и интонации-недостатки лексики и грамматического строя Ринолалия -речевое нарушение, выражающееся в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи.

Заикание.

Определение понятия Возраст Этиология Состояние неречевых/ речевых психических функций Клиническая характеристика
заика́ние — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Невротическое заикание (внезапно с 2 до 6 лет) не фоне развития фразовой речи. Две группы причин: 1) Предрасполагающие «Почву». -Невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные, соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС). -Невропатические особенности самого заикающегося (ночые страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность). 2) Производящие «толчки». -анатомо – физиологические (травмы, органические нарушения мозга, истощение НС в результате интоксикаций и заболеваний, таких как корь, рахит, глисты, коклюш). -психические причины (испуг, длительная действующая психическая травма, конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции, неожиданно возникающие потрясения). -социальные причины, перегрузка речевым материалом, переучивание леворукости, подражание заикающимся, быстрая нервная речь родителей. Невротическое заикание. Речевая активность резко снижена, темп речи различный, звукопроизношение без особенностей, выразительность речи различная. Течение заикания волнообразное. Речь заикающегося сопровождается запинками, остановками (тонические речевые судороги), повторениями отдельных звуков, слогов, слов (клонические речевые судороги). Заикающимся свойственно введение в речь добавочных слов (эмболофазия), подмена "трудных" слов "легкими" (уловки), сопутствующих речи движений (кивки, подергивание, зажмуривание, покачивание). У многих заикающихся более старших возрастных групп наблюдается страх речи (логофобия). Заикание возникает в возрасте 3-4 года вне связи с психогенными моментами на фоне наиболее интенсивного развития фразовой речи и утяжеляется постепенно, судорожные проявления имеют тенденцию к генерализации. Заикание имеет тенденцию к стойкому монотонному или прогредиентному течению. Раннее речевое и двигательное развитие может проходить в срок или с некоторым опозданием. Дети с неврозоподобным заиканием обнаруживают наличие стертой формы дизартрии или выраженной дислалии. В ряде случаев неврозоподобное заикание возникает на фоне недоразвития речи. Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.  
Неврозоподобное заикание (постепенно в 3 – 4 года).   Неврозоподобное заикание. Речевая активность повышенная, темп речи – тахилалия. Звукопроизношение часто дислалия, иногда дизартрия. Речь невыразительная, монотонная, глуховатая.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: