Общее недоразвитие речи.
Определение понятия | Уровень речевого развития /Возраст | Этиология | Состояние неречевых/ речевых психических функций | Клинические формы речевых нарушений |
Общее недоразвитие речи - сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех структурных компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, при сохранном физическом слухе и интеллекте | ОНР I уровня, с 2,5 до 3 лет | Генетический фактор,различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребенка. Наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови, заболевания центральной нервной системы (нейроинфекции) и травмы мозга в первые годы жизни ребенка. Употребление алкоголя, никотина и наркотических средств во время беременности | Отсутствие общеупотребительной речи, скудный активный словарь, состоящий из звукоподражаний и звуковых комплексов. Пассивный словарь шире активного, фразовая речь отсутствует, способость воспроизводить слоговую структуру слова не сформирована | 1. Нарушения речи переферического характера: Дислалия, Дисфония (афония), Ринофония, Ринолалия |
ОНР II уровня, с 4 лет | Начатки общеупотребительной речи. Активный словарь состоит из сущ., глаголов, качественных прилагательных. Есть попытки изменять слова по родам, числам, падежам и временам. Начинают пользоваться фразой. Произношение звуков и слов резко нарушено | |||
ОНР III уровня, с 5 лет | Развернутая речь с выраженными элементами фонетико-фонематеческого и лексико-грамматического недоразвития. Явные недостатки чтения и письма | 2. Нарушения речи центрального характера: Дизартрия, Алалия, Афазия, Дислексия, Дисграфия, Заикание, Брадилалия, Тахилалия, Баттаризм, Парафразия, Полтерн (клаттеринг) | ||
ОНР IV уровня, с 6 лет | Встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Преобладают элизии, причем в основном в сокращении звуков, и только в единичных случаях – пропуски слогов. Также отмечаются парафазии, чаще – перестановки звуков, реже слогов; незначительный процент – персеверации и добавления слогов и звуков.Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция - смазанная речь. Отдельные нарушения смысловой речи. |
|
Фонетико-фонематическое недоразвитие.
Определение понятия | Возраст | Этиология | Состояние неречевых/ речевых психических функций | Клинические формы речевых нарушений |
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. | дошкольный | -подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье») - педагогическая запущенность. -часто болеющие дети -снижение слуха. | -голос звонкий, громкий -речевая активность повышена -речевое дыхание в норме -дети активны, подвижны -страдает звукопроизношение | акустикофонематическая дислалия-избирательная несформированность операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи; |
дошкольный | -билингвизм в семье | -голос звонкий, громкий -речевая активность повышена -речевое дыхание в норме -дети активны, подвижны -страдает звукопроизношение | артикуляторнофонематическаядислалия-несформированность операцийпереработки фонем по ихартикуляторным параметрам вмоторном звене производства речи | |
дошкольный | -поражение очагов головного мозга | -Моторная неловкость, -быстрая утомляемость при нагрузках, -атаксические признаки (ребёнок не всегда может прыгать на одной ноге, пройтись по бревну и т.д.). Подражательность движений нарушена. На занятиях физкультурой и музыкой эти дети заметно отстают от сверстников в таких моментах, как темп, ритм, перемена поз и т.д. -Нарушена мелкая моторика -речевое дыхание не сформировано -нарушение звукопроизношения: отсутствие, замена и искажение звука -речь монотонна | дизартрия- нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. | |
дошкольный | -расщелина нёба или губы - плохая проходимостью носовой полости (передняя), либо аденоидами (задняя) | -назальное произношение -снижено словесно-логическое мышление -нарушение звуковой стороны речи -нарушение тембра голоса и интонации-недостатки лексики и грамматического строя | Ринолалия -речевое нарушение, выражающееся в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи. |
Заикание.
|
Определение понятия | Возраст | Этиология | Состояние неречевых/ речевых психических функций | Клиническая характеристика |
заика́ние — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. | Невротическое заикание (внезапно с 2 до 6 лет) не фоне развития фразовой речи. | Две группы причин: 1) Предрасполагающие «Почву». -Невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные, соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС). -Невропатические особенности самого заикающегося (ночые страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность). 2) Производящие «толчки». -анатомо – физиологические (травмы, органические нарушения мозга, истощение НС в результате интоксикаций и заболеваний, таких как корь, рахит, глисты, коклюш). -психические причины (испуг, длительная действующая психическая травма, конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции, неожиданно возникающие потрясения). -социальные причины, перегрузка речевым материалом, переучивание леворукости, подражание заикающимся, быстрая нервная речь родителей. | Невротическое заикание. Речевая активность резко снижена, темп речи различный, звукопроизношение без особенностей, выразительность речи различная. Течение заикания волнообразное. | Речь заикающегося сопровождается запинками, остановками (тонические речевые судороги), повторениями отдельных звуков, слогов, слов (клонические речевые судороги). Заикающимся свойственно введение в речь добавочных слов (эмболофазия), подмена "трудных" слов "легкими" (уловки), сопутствующих речи движений (кивки, подергивание, зажмуривание, покачивание). У многих заикающихся более старших возрастных групп наблюдается страх речи (логофобия). Заикание возникает в возрасте 3-4 года вне связи с психогенными моментами на фоне наиболее интенсивного развития фразовой речи и утяжеляется постепенно, судорожные проявления имеют тенденцию к генерализации. Заикание имеет тенденцию к стойкому монотонному или прогредиентному течению. Раннее речевое и двигательное развитие может проходить в срок или с некоторым опозданием. Дети с неврозоподобным заиканием обнаруживают наличие стертой формы дизартрии или выраженной дислалии. В ряде случаев неврозоподобное заикание возникает на фоне недоразвития речи. Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук. |
Неврозоподобное заикание (постепенно в 3 – 4 года). | Неврозоподобное заикание. Речевая активность повышенная, темп речи – тахилалия. Звукопроизношение часто дислалия, иногда дизартрия. Речь невыразительная, монотонная, глуховатая. |
|