1. Укажите правильный ответ.
К стрессогенным факторам, характерным для работы учителя, относятся:
а) информационные перегрузки;
б) высокая степень ответственности;
в) дефицит времени для принятия оптимальных педагогических решений;
г) эмоциональные перегрузки;
д) все перечисленное.
2. Укажите правильный ответ.
Какие факторы являются производными от внутреннего состояния учителя?
а) внешний вид учителя;
б) мимика и пантомимика;
в) осанка;
г) вербальные и паралингвистические средства общения;
д) все перечисленное.
3. Укажите правильный ответ.
К методам регуляции психических состояний Л.П. Гримак относит:
а) рефлексотерапию;
б) цветомузыку;
в) релаксационные упражнения;
г) все перечисленное.
4. Расположите в нужной последовательности следующие способы саморегуляции:
а) произношение вслух и мысленно словесных формулировок в такт дыханию;
б) использование активной роли представлений, чувственных образов;
в) произвольная регуляция дыхания;
г) релаксация, снятие мышечных зажимов.
5. Укажите правильный ответ.
К какому способу саморегуляции относится музыкотерапия?
а) психическая саморегуляция;
б) воспитание доброжелательности и оптимизма;
в) разрядка в деятельности;
г) контроль своего поведения.
6. Укажите правильный ответ.
К приемам психофизической саморегуляции учителя-логопеда можно отнести:
а) глубокое осознание социальной роли своей профессии;
б) чувство долга;
в) эмоциональная отзывчивость и открытость;
г) стремление к самоанализу и адекватной самооценке;
д) все перечисленное.
7. Укажите правильный ответ.
Глубину эмоциональных переживаний можно изменять, влияя на их внешние проявления и направляя контроль:
а) на тонус мимической мускулатуры;
б) на тонус скелетной мускулатуры;
в) на дыхание, голос;
г) на темп речи;
д) все перечисленное.
8. Укажите правильный ответ.
Определите цели аутогенной тренировки:
а) управление эмоциями;
б) устранение чрезмерного напряжения, «зажатости»;
в) восстановление работоспособности;
г) использование скрытых запасов сил;
д) все перечисленное.
9. Укажите правильный ответ.
Релаксация – это….
а) расслабление мышц тела;
б) вызывание ощущения тяжести;
в) вызывание ощущения тепла;
г) регуляция дыхания;
д) все перечисленное
10. К паралингвистическим средствам невербального общения относятся:
а) различные характеристики голоса и интонации;
б) мимика;
в) пантомимика;
г) смех;
д) все перечисленное.
11. Укажите правильный ответ.
По особенностям голоса можно определить:
а) эмоциональное состояние человека;
б) пол;
в) национальность;
г) возраст;
д) все перечисленное.
12. Укажите правильное определение.
Психотехника речи – это…
а) система индивидуально-психологического управления голосом;
б) система индивидуально-психологического управления дикцией;
в) система индивидуально-психологического управления интонацией;
г) раздел психотехники общения;
д) все перечисленное.
13. Укажите правильное определение.
Техника речи – это…
а) комплекс умений и навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции;
б) приемы эффективного использования невербальных средств взаимодействия людей;
в) приемы эффективного пользования экстралингвистическими средствами взаимодействия;
г) приемы, определяющие содержательность словесного действия;
д) все перечисленное.
14. Укажите правильное определение.
Паралингвистика – это наука, изучающая…
а) громкость и интонацию голоса;
б) тембр, темп и высоту голоса;
в) влияние качества голоса на коммуникацию;
г) все ответы верны.
15. Признаками речевого (фонационного) дыхания являются:
а) ротовой тип дыхания;
б) быстрый вдох и замедленный выдох;
в) максимальное расхождение голосовых складок на вдохе;
г) значительное сближение голосовых складок на выдохе;
д) все перечисленное.
16. Укажите ошибку.
Голос обеспечивает:
а) разборчивость речи;
б) выразительность речи;
в) эмоциональность речи;
г) грамматическую правильность речи;
д) получение информации об индивидуальных особенностях говорящего.
17. Укажите ошибку.
Голос человека может быть:
а) речевой;
б) певческий;
в) медленный;
г) шепотный.
18. Выберите правильный ответ.
К акустическим характеристикам голоса относятся все перечисленные, кроме:
а) силы;
б) высоты;
в) темпа;
г) тембра;
д) резонанса.
19. Укажите ошибку.
Причинами расстройств голоса являются:
а) снижение зрения;
б) несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса;
в) перенапряжение голоса;
г) неправильная техника голосоподачи;
д) заболевания гортани и носоглотки, ротоглотки.
20. Укажите правильный ответ.
О нарушениях силы голоса свидетельствует голос:
а) хриплый;
б) назализованный;
в) иссякающий;
г) скрипучий;
д) глухой.
21. Укажите правильный ответ.
Высота голоса зависит:
а) от амплитуды колебаний голосовых складок;
б) от частоты колебаний голосовых складок;
в) от работы дыхательного аппарата;
г) от активности артикуляции;
д) от всего перечисленного.
22. Укажите ошибку.
К представителям голосоречевых профессий относятся:
а) лекторы;
б) программисты;
в) проповедники,
г) педагоги;
д) продавцы.
23. Укажите правильный ответ.
Увеличение заболеваемости голосового аппарата у педагогов в последние десятилетия объясняется:
а) стрессовыми ситуациями в экономической и социальной жизни;
б) отсутствием знаний по гигиене голоса;
в) увеличением часовой недельной нагрузки;
г) недостаточной техникой владения просодическими средствами речи;
д) всем вышеперечисленным.
24. Укажите правильный ответ.
В комплекс работы по коррекции нарушений голоса входит:
а) артикуляционная гимнастика;
б) статическая дыхательная гимнастика;
в) динамическая дыхательная гимнастика;
г) массаж;
д) все перечисленное.
25. Укажите правильный ответ.
К основным характеристикам ритмико-мелодической стороны устной речи относятся:
а) интонация;
б) дикция;
в) темп речи;
г) сила и тембр голоса;
д) все перечисленное.
26. Укажите ошибку.
В комплекс интонационных средств входит:
а) мелодика;
б) четкость звукопроизношения;
в) логическое ударение;
г) степень громкости;
д) интенсивность движения тона.
Тестирование
1. Определите с помощью этого научно-популярного теста свою подверженность к стрессам. Для этого ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:
1. Хлопаете ли вы дверью, выходя из квартиры?
2. Раздражают ли вас расставленные в комнате вещи, задеваете ли вы их, ходя по комнате?
3. Теряете ли самообладание в споре?
4. Прерываете ли собеседника?
5. Разговаривая, размахиваете ли руками?
6. Не можете удержать кончиками пальцев лист бумаги так, чтобы он не дрожал?
7. Говорите ли вы иногда сами с собой?
8. Обижаетесь ли по пустякам?
9. Долго ли не можете вечером уснуть?
Обработка результатов
Если у вас набралось 9 «да», знайте: Ваше нервное напряжение перешло все границы и Вам нужно срочно заняться своим здоровьем.
7 «да» – намечается тенденция «жить на нервах», что, очевидно, не приведет к добру.
Если среди ответов только 3 «да» или меньше, то можете считать, что у Вас нервы в порядке.
2. Определите свою способность к саморегуляции с помощью следующего теста [119].
Инструкция. Ответьте словами «да» или «нет» на вопросы, касающиеся самочувствия и настроения:
1. Вы всегда спокойны и выдержаны?
2. Ваше настроение, как правило, мажорное?
3. Во время занятий в аудитории и дома вы всегда внимательны и сосредоточены?
4. Вы умеете управлять своими эмоциями?
5. Вы всегда внимательны и доброжелательны в общении с товарищами и близкими?
6. Вы легко усваиваете изученный материал?
7. У Вас нет вредных привычек, от которых хотелось бы избавиться?
8. Вам не приходилось жалеть, что в какой-то ситуации Вы вели себя не лучшим образом?
Обработка результатов
Подсчитайте количество «да» и «нет» и сделайте выводы.
Если все ответы положительные, то это свидетельствует либо о спокойствии, отсутствии тревог, умении управлять собой, либо о завышенной самооценке; если ответы отрицательные на все или некоторые вопросы, то это говорит о тревожности, неуверенности, неудовлетворенности собой, самокритичности. Смешанные ответы (и «да», и «нет») указывают на умение видеть свои недостатки, а это первый шаг к самовоспитанию. Следующие шаги можно сделать, если осознать способы саморегуляции и овладеть ее методикой.
3. Оцените уровень личностной тревожности с помощью «Личностной шкалы проявлений тревоги» (И. Тейлор) [78].
Инструкция. Если вы согласны с утверждением, то отвечаете «да», если не согласны – «нет».
Утверждения:
1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.
2. Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей.
3. У меня редко бывают запоры.
4. У меня редко бывают головные боли.
5. Я редко устаю.
6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.
7. Я уверен в себе.
8. Практически я никогда не краснею.
9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.
10. Я краснею не чаще, чем другие.
11. У меня редко бывает сердцебиение.
12. Обычно мои руки достаточно теплые.
13. Я застенчив не более, чем другие.
14. Мне не хватает уверенности в себе.
15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
17. Мой желудок сильно беспокоит меня.
18. у меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.
19 Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.
20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.
21. Мне нередко снятся кошмарные сны.
22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.
23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничего не угрожает.
26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-нибудь задании.
27. Я работаю с большим напряжением.
28. Я легко прихожу в замешательство.
29. Я почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.
30. Я склонен принимать все слишком всерьез.
31. Я часто плачу.
32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.
33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.
36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.
37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.
38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.
40. Даже в холодные дни я легко потею.
41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.
42. Я – человек легко возбудимый.
43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.
44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и я вот-вот выйду из себя.
45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.
47. Я почти все время испытываю чувство голода.
48. Меня нередко охватывает отчаяние.
49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.
50. Ожидание всегда нервирует меня.
Обработка результатов
При подсчете суммарного показателя тревожности складывается количество совпадений ответов «да» («+») и «нет» («-») с ключевыми значениями. В один балл оценивается каждый ответ «нет» на высказывания 1–13 и ответ «да» на высказывания 14–50.
Суммарная оценка:
40–50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревожности;
25–39 баллов свидетельствуют о высоком уровне данного показателя;
15–24 – о среднем (с тенденцией к высокому) уровне;
5–14 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровне;
0–4 балла – о низком уровне тревожности.
Как низкие, так и высокие показатели тревожности требуют особого внимания. В первом случае есть смысл подумать о том, что во взаимоотношениях с другими людьми отсутствие тревожности может проявляться как безответственность, попустительство, недостаточное внимание к партнеру. Высокий же уровень тревожности сопровождается стремлением избегать социальных контактов, подозрительностью, неуверенностью в собственных возможностях.
Ответы на тестовые задания
1 д; 2 д; 3 г; 4 г, в, б, а; 5 в; 6 д; 7 д; 8 д; 9 д; 10 а; 11 д; 12 д; 13 а; 14 г; 15 д; 16 г; 17 в; 18 в; 19 а; 20 в; 21 б; 22 б; 23 д; 24 д; 25 д; 26 б.