Институт транспорта
Кафедра «Прикладная механика»
Инженерная графика
Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Инженерная графика», «Инженерная
и компьютерная графика», «Компьютерная графика» для студентов специальности: 140200.62 «Электроэнергетика»
Тюмень 2014
Утверждено редакционно-издательским советом
Тюменского государственного нефтегазового университета
Составители:
Т.В.Бощенко, доцент;
Е.А. Фролкова, ассистент.
В В Е Д Е Н И Е
Инженерная графика рассматривает построение графических моделей инженерной сферы деятельности: чертежей, пространственных моделей, схем и других изображений – на основе современных компьютерных технологий.
Особенностью курса инженерной графики является практическая направленность, опора на прогрессивную трехмерную технологию проектирования реализующуюся с использованием пакета AutoCAD.
Предлагаемые методические указания предназначены для студентов изучающих курс «Инженерная графика», «Инженерная и компьютерная графика». Они предназначены для оказания помощи студентам по выполнению курсовой работы, основанной на 3D технологии построения чертежа. Полученные знания дадут возможность студентам на современном уровне выполнять графическую часть заданий и по другим дисциплинам в течении всего периода обучения.
В данных методических указаниях представлен пример выполнения курсовой работы на основе чертежа общего вида «Пневмоаппарат клапанный» (прил.1). Основное внимание уделено рассмотрению методики формирования трехмерной модели детали «Седло клапана» (поз. 2) и последовательности выполнения по 3D модели рабочего чертежа. Методические указания содержат также образцы твердых копий 3D моделей и рабочих чертежей деталей входящих в сборочную единицу: клапан (поз. 1) и корпус (поз. 6).
|
Общие положения
Целью данных методических указаний является - научить студентов использованию в своей дальнейшей инженерной деятельности прогрессивные технологии формирования графических моделей: чертежей, пространственных моделей, схем и т.д.
Предлагаемая работа является заданием по теме рассматриваемой в курсе инженерной графики «Деталирование чертежа общего вида», где требуется выполнить рабочие чертежи деталей входящих в изделие, но в курсовой работе используется современная 3D -технология построения чертежа. Сущность этой технологии заключается в том, что сначала создается пространственная виртуальная модель детали, а затем строится чертеж, состоящий из проекций модели, сечений, разрезов, которые AutoCAD выполняет почти автоматически.
Задание:
- прочитать чертеж общего вида;
- построить трехмерные модели трех деталей входящих в изделие, по указанию преподавателя;
- выполнить фотореалистичную визуализацию моделей;
- создать рабочие чертежи трех деталей средствами 3D технологии.
Размеры для формирования моделей берутся с чертежа общего вида с учетом масштаба, замеряя линейкой или измерителем. Формат и масштаб подбирается самостоятельно в зависимости от сложности детали, количества изображений, учитывая, что 75% поля чертежа должно быть занято изображениями.
Курсовая работа включает: титульный лист (прил.3), 3D модели 3 деталей -3 листа, рабочие чертежи 3 деталей – 3 листа, общий объем - 7 листов формата А 4 или А3(если деталь сложной формы), подшитые в единую папку.
|
Трехмерные модели должны быть представлены в таком ракурсе, чтобы как можно больше информации было видно на изображении, если необходимо показать внутреннее содержание детали - желательно вырезать четвертую часть. Для визуализации модели используйте команды фотореалистичной визуализации в меню «Вид» или загрузите панель инструментов.
Чтение чертежа общего вида
Для выполнения задания необходимо «прочитать» чертеж общего вида в такой последовательности:
- на данном чертеже изображено изделие «Пневмоаппарат клапанный » – это мы видим из основной надписи;
- сборочная единица представлена в виде четырех изображений: главное - фронтальный разрез по оси симметрии, на месте вида сверху – половина вида и половина горизонтального разреза, а также местный разрез на виде сверху для того, чтобы показать сквозное отверстие в детали позиции 2, на виде слева выполнен местный разрез для выявления формы детали позиция 6, и вынесенное сечение, которое определяет форму детали позиции 1;
- название и количество составных частей, из которых состоит данное изделие, представлено в прилагаемой таблице перечня деталей(прил. 2);
- принцип работы изделия, роль каждой детали в работе механизма приводится в описании чертежа: воздушный клапан тормозного крана служит для подачи сжатого воздуха из воздушного баллона в тормозные камеры. Он состоит из корпуса 6, клапана 1, седла клапана 2, толкателя 4, пружины 5. Воздушный клапан открывается при нажатии на тормозную педаль. Сжатый воздух из баллона поступает в тормозные камеры. Когда педаль тормоза опущена, пружина поднимает толкатель и держит клапан в закрытом состоянии. При этом подача сжатого воздуха в тормозные камеры прекращается;
|
- для того чтобы полностью уяснить принцип работы изделия, нужно продумать процесс сборки и разборки. Разобрать пневмоаппарат клапанный можно начиная с детали позиции 2, которую необходимо выкрутить из детали позиции 6, затем снять деталь позиция 3 и вынуть детали позиций 1,4,5;
- для выявления формы каждой детали требуется: найти все ее изображения на чертеже общего вида, мысленно удалив изображения других деталей. При выявлении изображений детали учитывается: проекционная связь; штриховка. Одна и та же деталь на всех проекциях в разрезе заштриховывается одинаково с сохранением всех параметров штриховки, смежные детали заштриховываются в разные стороны с изменением расстояния между линиями штриховки;
- определить наружную и внутреннюю геометрическую форму детали, из каких поверхностей она состоит, габаритные размеры.