Программная аннотация
Понятие олигополии и процесс ее становления. Дуополия как частный случай олигополии. Типы олигополий. Ценовая конкуренция и максимизация прибыли. Особенности поведения предприятия-олигополиста. Формы неценовой конкуренции: тайный сговор, лидерство в ценах, ценовая накидка. Положительные и отрицательные моменты монополистической структуры рынка.
Понятийный аппарат
Олигополия – рынок, на котором действует ограниченное количество фирм, производящих однородную или дифференцированную продукцию.
Ломаная кривая спроса – кривая спроса фирмы-олигополиста при отсутствии сговора, основанная на допущении, что фирмы-конкуренты присоединятся к решению о снижении цен, но проигнорируют решение о повышении цен.
Картель – рыночная ситуация, при которой фирмы образуют сговор относительно цен и объема производства с целью максимизации совокупной прибыли картеля.
Равновесие Бертрана – описывает ситуацию на рынке, при которой в условиях дуополии фирмы конкурируют, понижая цену товара и увеличивая объем выпуска. Стабильность равновесия достигается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам, т.е. достигается конкурентное равновесие.
Равновесие Курно - описывает ситуацию на рынке, при которой в условиях дуополии каждая фирма, действует самостоятельно, выбирая такой оптимальный объем производства, какой ожидает от нее другая фирма. Равновесие Курно возникает как точка пересечения кривых реагирования двух фирм.
Теория игр – наука, исследующая математическими методами поведение участников ситуаций, связанных с принятием решений.
6.3Контрольные вопросы
|
1. В чем состоит главная особенность рынка олигополии?
2. Что характерно для дифференцированной олигополии?
3. Что затрудняет реализацию картельного соглашения?
4. Что показывает ломаная кривая спроса?
5. В чем сущность ценовых войн?
6. Какие формы неценовой конкуренции характерны для рынка олигополии?
7. Является ли олигополия эффективной рыночной структурой?
Задания для самостоятельной работы
1. В условиях олигополии предприятие:
а) полностью контролирует цены;
б) ведет жесткую ценовую политику;
в) контролирует цены в узких рамках;
г) не контролирует цены.
2. Уникальным свойством олигополии в ценовой политике является:
а) использование рекламы;
б) всеобщая взаимозависимость;
в) обладание значительными финансовыми ресурсами;
г) способность вести ценовые войны.
3. Ломаная кривая спроса характеризует поведение олигополиста,
предрасположенного:
а) к тайному сговору;
б) к молчаливому соглашению;
в) к ценовой конкуренции;
г) к лидерству в ценах.
4. Рынок монополистической конкуренции схож с олигополистическим в
том, что:
а) отсутствуют любые барьеры для проникновения в отрасль;
б) для предприятий характерно стратегическое поведение;
в) предприятия обладают рыночной властью;
г) для предприятий не характерны слияния и поглощения.
5. Если в олигопольной отрасли ведущее предприятие точно предсказывает
время и величину изменения цены, то это политика:
а) тайного сговора;
б) ценовой конкуренции;
в) лидерства в ценах;
г) ценовой накидки.
6. Если на олигополистическом рынке фирма повысит или понизит цену или объем выпуска продукции:
|
а) это приведет к увеличению прибыли данной фирмы;
б) не окажет влияния на объем прибыли данной фирмы;
в) окажет влияние на продажу и прибыль фирм конкурентов;
г) не произойдет никаких изменений.
7. Рыночное поведение отраслевого картеля, максимизирующего прибыль, аналогично поведению:
а) чистой монополии;
б) олигополии;
в) монополистической конкуренции;
г) чистой конкуренции.
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
1. Рынок олигополии и его характерные признаки.
2. Характеристика основных моделей ценообразования на рынке олигополии.
3. Оценка эффективности рынка олигополии.
Вопросы для дискуссионного обсуждения:
1. Как вы думаете, к какой рыночной структуре относится рынок высшего образования? Какие факторы влияют на структуру рынка высшего образования? Насколько важна экономия на масштабах? Насколько важны входные и выходные барьеры? Что можно сказать о роли случайных факторов?
2. Экономисты считают, что допущение о возможной реакции конкурентов в модели ломаной кривой спроса не является правильным, если понижение цены одним из конкурентов расценивается не как попытка ценовой конкуренции, а как следствие того, что: а) или товар устарел и возникли проблемы с его сбытом; б) или фирма находится в сложном финансовом положении и пытается расширить рынок сбыта. В этих условиях реакция конкурентов будет зависеть от их видения ситуации. Кроме того, тенденция игнорирования повышения цены не действует в условиях инфляции и при серьезных изменениях в отраслевых издержках или рыночном спросе.
|
Дайте ваши комментарии и приведите примеры, подтверждающие или опровергающие данное положение.
3. Время от времени в определенных отраслях начинаются войны цен. Сталелитейная
Сталелитейная, алюминиевая промышленности и система снабжения бензином испытывали периоды резкого снижения цен. Как можно объяснить войны цен с точки зрения принципов олигополии и монополистической конкуренции? Возможна ли война цен в отраслях с высокой конкуренцией или монополией? Объясните ответ.
Список рекомендуемой литературы
1. 50 лекций по микроэкономике: Учеб.: В 2 т. Т. 1 – СПб.: экономическая школа, 2000.
2. Ивашковский, Станислав Николаевич.: Экономика: микро- и макроанализ: Учебник / Ивашковский, Станислав Николаевич. – 3-е изд., испр. - М.: Дело, 2004.
3. Курс лекций по экономике: Мультимедийный обучающий курс: CD. – (Для вас, студенты).
4. Курс экономической теории: Учеб. / МГИМО МИД России: Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – 5-е изд., доп. и перераб.. – Киров: АСА, 2003, 2004.
5. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учеб. пособие / Рук. Авт. Коллектива и науч. Ред. А.В. Сидорович. – 2-е изд., перераб.. и доп. – М.: ДИС, 2001.
6. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. пособие / Финансовая академия при Правительстве РФ; Под. Ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – 4-е изд., испр. и доп.- М.: КНОРУС, 2004.
7. Экономика: Учеб. / Под ред. А.С. Булатова. – 3-е изд., перера. И доп. – М.: ЮРИСТЪ, 1999, 2001, 2002.
8. Макконнелл, Кэмпбелл р. Экономикс. Принципы, проблемы и политика: Пер. с англ.: Учеб.: В 2-х т. Т.1 / Макконнелл, Кэмпбелл Р., Брю, Стенли Л. – 13-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2000.