К числу самых замечательных образцов европейской комедиографии эпохи Возрождения принадлежат комедии Шекспира.




Шекспир в комедиях обращается к древнеримской комедиографии, новаторски перерабатывает художественные завоевания итальянской комедии Возрождения - «ученой комедии» и комедии дель арте. Как и в комедии дель арте главные герои у Шекспира – влюбленные, носители лирического начала, основная тема — тема любви. Как и в «ученой комедии», в комедиях драматурга большую роль играют близнецы, своим сходством вводящие в заблуждение окружающих, перевоплощения, переодевания, всякого рода карнавализация, буффонада.

Шекспир заимствует сюжеты своих произведений. Так, в «Комедии ошибок» использованы сюжетные мотивы пьесы древне-римского комедиографа Плавта «Менехмы», в комедии «12 ночь» - сюжет известного итальянского автора Банделло из новеллы о двух близнецах, потерпевших кораблекрушение. Герои его комедий — активные люди, которые пытаются властвовать над своей судьбой, не подчиняясь случаю. Они энергичны, веселы, находчивы и остроумны. Особое место занимают женские образы, что тоже является важной чертой литературы Ренессанса. Драматург воссоздает два женских типа — носительниц активного и пассивного начала (Виола и Оливия в «12 ночи», Катарина и Бьянка в «Укрощении строптивой», Порция в «Венецианском купце»).

ݴ Магистральный сюжет комедий (термин введен шекспироведом Л. Пинским и в дальнейшем мы будем придерживаться концепции «магистральных сюжетов» в анализе шекспировских пьес) можно определить как разрешение конфликтов в отношениях персонажей в соответствии с законом естественной гармонии.

Можно выделить два типа комедий, различающихся доминирующей реальностью. - это комедии городские и комедии праздничные. К «Городским комедиям» относятся - «Укрощение строптивой», «Виндзорские насмешницы (проказницы)», «Венецианский купец», «Два веронца». Доминирующая реальность этих комедий – Город. Их Персонажи – бюргеры, живущие в условиях этой реальности и подчиняющиеся ей.

Конфликты в этом типе комедий чаще всего порождаются обстоятельствами городского быта.

Характерная для «городских» комедий черта, - обособление комического от поэтически-возвышенного. Носители комического начала – слуги, иронически или юмористически-простодушно комментирующие действие (Ланчелот Гоббо – в «Венецианском купце», Лакс (Лонс????)– в «Двух веронцах»). Носители поэтического начала – влюбленные протагонисты (Валентин – в «Двух веронцах», Порция и Антонио в «Венецианском купце»).

В число «Праздничных» комедий входят: «Как вам это понравится?», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь». Действие этих комедий происходит в особых пространствах: условных, фантастических или сказочных. Например, действие комедии «12 ночь» происходит в стране Иллирия, в комедии «Как вам это понравится» - в Арденнском лесу.

Доминирующая реальность здесь – Большая Природа (Макрокосм), выступающая в двух обличиях – Природы играющей и Природы наставляющей. Первая – забавляется с «малой» (человеческой) природой персонажей, порождая этим конфликты; вторая – устраняет эти конфликты, возвращая порядок в отношения персонажей друг с другом и с миром.

Действующие лица «праздничных» комедий «актеры Природы» в той же мере, в какой персонажи хроник – «актеры Истории». В «праздничных» комедиях главным становится чувство любви, поскольку их персонажи, в отличие от действующих лиц «городских» комедий, не связаны комплексом социальных и бытовых условий, а могут жить только собственными эмоциями.

Основная коллизия в сюжете «праздничных» комедий – это конфликт видимости и сути, порождаемый играющей Природой в сознании персонажей. Герои либо принимают мнимую любовь за подлинную («Сон в летнюю ночь»), либо любят «вслепую», не зная истинной сути тех, в кого влюблены («Двенадцатая ночь»).

Этот тип конфликта приводит к соединению комического и поэтического начала в действиях одних и тех же персонажей, что н евозможно в «городских» комедиях. Ведь иллюзорное чувство они переживают как подлинное и глубокое и описывают его прекрасным поэтическим языком. Но, чем глубже эти персонажи погружаются в такое чувство, тем неадекватней они окружающей реальности, тем комичней, следовательно, их поведение. Когда эта неадекватность приближается к крайней черте, Природа прекращает игру и вместо иллюзорного чувства награждает героев подлинным, возвращая в их отношения истину - универсальный закон гармонии.

Одна из самых ранних и известных комедий Шекспира, которая может быть отнесена к городским, "Укрощение строптивой". Одни комментаторы пытались видеть в пьесе защиту средневекового принципа безусловного подчинения женщины мужчине, другие рассматривали ее просто как шутку, лишенную идейного содержания. И та и другая точки зрения отрывают произведение Шекспира от эпохи, нашедшей в ней яркое отражение. Герой комедии Петруччо - типичный человек нового времени, смелый, свободный от предрассудков, полный молодых сил. Он жаждет борьбы, успеха, богатства, женской любви - и встречает достойную противницу. Характерно, что Шекспир, воспроизводя в образе Катарины традиционный тип сварливой женщины из средневековых рассказов, все же освободил его от всех отталкивающих черт, изобразив "строптивость" своей героини как желание защитить свои человеческие права и достоинство. Заставляя Катарину, в конце концов, смириться перед Петруччо, Шекспир разделяет общепринятое в его эпоху мнение, что мужу должно принадлежать главенство в семье. Но в то же время показом богатства полнокровной, даровитой натуры Катарины он как бы подчеркивает гуманистическую мысль о внутренней равноценности женщины и мужчины (по А. Смирнову).

В шекспировских комедиях царит атмосфера радости. По меткому замечанию Луначарского: «это какой-то веселый рой бабочек. В комедиях Шекспира искать глубины нечего — это брызги фонтана гениального веселья...». Действительно, мы видим веселую игру, путаницу, веселые розыгрыши (эпизод с Мальволио из «12 ночи»), сцены с переодеваниями, потасовки. Здесь ощущается торжествующее Возрождение, здоровый смех, приоритет новых моральных ценностей над устаревшими традициями. В то же время шекспировское веселье не столь бездумно. В нем разбросаны зерна значительных мыслей. Подчас комедии Шекспира затрагивают вопросы, волновавшие умы современников. («Под покровом бездумного с виду веселья, являющегося выражением характерной для Возрождения жизнерадостности, Шекспир сплошь и рядом затрагивает здесь большие общественные проблемы и коллизии» - А.А. Смирнов.)

В комедиях автора появляются и драматические конфликты, даже трагические мотивы. Так в комедии «Венецианский купец» на фоне веселой карнавальной обстановки Венеции происходит острое столкновение между миром радости, доверия и благородства и миром жестокости, алчности, корысти и обмана (Н.П. Михальская). МРАЧНОЙ ФИГУРОЙ ЗДЕСЬ ПРЕДСТАЕТ ОБРАЗ ШЕЙЛОКА, КОТОРЫЙ ПОКАЗАН ЖЕСТОКИМ И МСТИТЕЛЬНЫМ РОСТОВЩИКОМ И ОДНОВРЕМЕННО ЧЕЛОВЕКОМ СТРАДАЮЩИМ ОТ СВОЕГО УНИЖЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ. Изображая черноту души Шейлока, драматург вместе с тем показывает и глубокую трагедию еврея-ростовщика, которого окружающее общество сделало таким, каков он есть, в чем проявился реализм Шекспира.

Исторические хроники.

Более суровый характер носят одновременно возникшие исторические хроники, которые занимают значительное место в творчестве Шекспира первого периода.Всего драматургом написано 10 хроник: «Король Джон», «Ричард 2», «Ричард 3», «Генрих 4» в двух частях, «Генрих 5», «Генрих 6» в трех частях, «Генрих 8».

Следует отметить, что У. Шекспир вступил в литературу в особую эпоху. Это время правления династии Тюдор, с которой, как считается, в Англии связан расцвет ренессансной культуры. Поэт живет в эпоху Елизаветы Английской Тюдор, дочери Генриха 8. В это время Англия выходит на мировую арену и свершаются грандиозные исторические события (например, победа английского флота над испанской армадой в 1588 году). Наиболее высок подъем патриотических чувств, пробуждается английское национальное самосознание, что обеспечило популярность и успех хроник.

В жанре хроник, пользовавшемся особой любовью английского зрителя конца XVI века, так же как в комедии и в трагедии, Шекспир не был зачинателем. Первой хроникой еще в начале 1530-х годов явился «Король Иоанн» Д. Бейла, но лишь через полвека вышел «Ричард Третий» Г. Легга (в 1579 году и по-латыни). Зато с конца 80-х годов драмы из истории Англии уже следуют одна за другой. Вскоре после переезда молодого Шекспира в столицу у лондонских зрителей большим успехом пользовались три анонимные хроники: «Славные победы Генриха V» (источник не только шекспировской драмы о том же короле, но и обеих частей «Генриха IV»), «Правдивая трагедия о Ричарде III» и «Смутное царствование короля Иоанна Английского»,— все ставились около 1588 года. Таким образом, в театре английского Возрождения еще до выступления Шекспира выделились те периоды и те деятели национального прошлого, которые привлекли особый интерес великого драматурга.

Среди предшественников Шекспира свои силы в жанре хроник пробовали Д. Пиль («Хроника об Эдуарде I», 1590) и К. Марло («Эдуард II», 1591), а из современников и преемников Т. Гейвуд, Т. Деккер, Г. Четл, Д. Форд и др.

И все же Шекспиру в исторических хрониках удалось создать величественную панораму драматических событий, разыгрывавшихся в Англии в 15 веке. Драматург выписывает разнообразные типы королей и лордов, воспроизводит мрачные события истории. Сюжеты хроник драматург черпает в том чиссле из хроник летописца Голлиншеда --- «Хроники Англии, Шотландии и Ирландии» (1577). В ранних хрониках Шекспир обращается к драматической странице из истории Англии 1455 — 1485 гг. — событиям войны Алой и Белой Розы, когда два знатных рода Йорков и Плантагенетов вступили в смертельную схватку («Генрих 6», «Ричард 3»).

Хроники складываются в циклы: первая тетралогия — о смутном времени в Англии периода борьбы Алой и Белой розы (три части «Генриха VI» и «Ричард III»); вторая тетралогия — о событиях предыдущей эпохи, подготовивших эту смуту («Ричард II», две части «Генриха IV» и «Генрих V»). Ко всем хроникам как бы прологом из более ранней эпохи служит «Король Иоанн», а эпилогом из более поздней — «Генрих VIII», причем две обрамляющие хроники перекликаются патриотическим мотивом борьбы за независимость английской церкви.

 

На первый план в хрониках выступает идея любви к Англии, Британии:

Свою главу Британия не склонит

Перед врагом, пока врага не встретит

В себе самой....

«Главный сюжет хроник Шекспира, по Пинскому, - это становление английского национального государства во главе с монархом в столкновении с внешними противниками (Францией и папским Римом) и внутренними врагами (феодальной вольницей). Сюжет хроник — реальный исторический факт, то, что в самом деле происходило и засвидетельствовано историками. В драмах из английской истории поэтому Шекспир избегает сказочности, фантастики, которой нередко пользуется в других жанрах. Единственной собственно фантастической сценой в его хрониках является та, где Жанна д'Арк перед пленением вызывает злых духов, дабы они явили «знак событий предстоящих».

Действующие лица основного (не «фальстафовского») плана хроник — это политические фигуры: правители Англии и наследники трона, их советники, их слуги в мирной жизни и соратники на поле брани, их приверженцы и противники, претенденты на власть и заговорщики.

Доминирующая реальность хроникИсторическое время, собственно исторический процесс, где действуют «сознательные» и «бессознательные» актеры Истории (по Л. Пинскому).

В магистральном сюжете хроник «сознательные актеры» - это сторонники королевской власти, несущие стране покой и порядок, а «бессознательные актеры» - своевольные и мятежные бароны. Первые действуют в согласии с исторической необходимостью и поэтому побеждают, вторые – мешают ходу истории и обречены на поражение и гибель. Но победа «людей порядка» над приверженцами анархии – это именно необходимость, а отнюдь не благо. Герои «Генриха VI» (Уорик, Толбот, Сомерсет) и персонажи вроде Генри Перси (Хотспер) из «Генриха IV» привыкли полагаться на «кулачное право» и вооруженную силу, потому что открытый бой дает участникам равные шансы и победа достается сильнейшему по справедливости. Эти люди без «двойного дна», презирающие обман и коварство, сочетают грубость с верностью слову, жестокость – с чувством чести. Их антагонисты, напротив, уверены, что государственные интересы выше кодекса чести, поэтому ради водворения закона и порядка дозволено прибегать к лжи и предательству. Так что Историческое Время приводит не только к торжеству закона и порядка над мятежом и анархией, но и к победе коварства и двуличия над прямодушием и честностью, уходящими в прошлое вместе с их носителями.

Кроме сознательных и бессознательных актеров Истории в системе персонажей хроник Л.Е.Пинский выделил еще один тип действующих лиц – «шутов Истории» (вообще тема и мотив шутовства и актерства очень сильны у Шекспира). К ним можно причислить Ричарда III из одноименной пьесы и сэра Джона Фальстафа из драматической дилогии «Генрих 4», определяющий «фальстафовский фон» хроник. Оба пародируют и профанируют исторический процесс, но совершенно по-разному. Первый – тем, что пытается подчинить ход Исторического Времени своей воле, направленной на захват трона. По сюжету Ричард ставит себе целью добиться власти любой ценой. На пути к этой цели он сталкивается с рядом препятствий — это его брат Эдуард 4, другой брат — Георг Кларенс, двое сыновей короля — принц Уэльский Эдуард и принц Йоркский Ричард. Путем обмана и интриг, убийств Ричард завоевывает трон. Но его интересует не сам трон, а скорее всего процесс его захвата. Титанические амбиции Ричарда мотивированы комплексом неполноценности: он хромоног и уродлив. Это герой-макиавеллист — человек жестокий, коварный, лицемерный. Коварство Ричарда наиболее ярко проявляется в сцене с леди Анной и ярче всего в сцене, когда его упрашивают быть королем. Притворное благочестие, смирение, тонкий расчет, умение играть на чувствительных струнах отдельных лиц и толпы, жестокость и неблагодарность — это помогает Ричарду достигнуть цели. Однако перед нами злодей, полный обаяния в силу своей демонической силы (яркий образец «шекспировского» злодея»). Ричард исполнен величия и обаяния. Одно из его качеств – своеобразная правдивость и искренность. Он лжет всем, но не себе.

Уродлив я? Так вот за то, что не дан

мне дар пленять кого-нибудь собой,

что не могу я принимать участья

с людьми в мирском веселье, - быть решился

злодеем я. Я объявил войну

пустым людским утехам...

Фальстаф, в отличие от Ричарда III, фигура комическая, что для хроник – редкость. Он - живая антитеза историческому процессу, поскольку воплощает телесное естество человека. Он — своего рода гримаса, комическая изнанка истории (Б. Пуришев). Как пишет Л. Пинский, «великий сюжет национально-исторической драмы — сюжет хроник — потребовал в комическом фоне самого великого шута». С неистощимым юмором он наслаждается свободой от любой политической и социальной ответственности, то есть свободой от Истории. Миру «высокой политики» и его борьбой за власть Фальстаф противопоставляет свою жизненную философию – при всех условиях и любой ценой «ублажать свою утробу» на радость себе и в забаву другим. Самый «натуральный» среди шекспировских шутов окружен другими шутами и буффонами, составляющими его компанию, его мир. Они мельче Фальстафа и лишь оттеняют отдельные грани многогранной его натуры. Это верный Бардольф с бессмертным огненно-красным носом, таким же оселком для остроумия окружающих, как живот сэра Джона; драчливый прапорщик Пистоль, «хвастливый воин» — он же носитель собственно театрального, пародийно-героического начала в фальстафовском мире (ни один шекспировский персонаж никогда не сводится только к бытовому амплуа); распутная Долли Тершит («Рви Простыни»); разбитная трактирщица миссис Куикли (по Пинскому).

Фальстафа Шекспир выведет и в комедии «Виндзорские проказницы» (1598). Здесь образ Фальстафа в какой-то мере лишается той значительности, которая была ему присуща в исторических хрониках (Б. Пуришев). Его действия ограничены пределами бытового фарса. С образом Фальстафа в «Генрихе 4» связан замечательный образ принца Гарри, будущего короля Генриха 5, которого Шекспир выведет как идеального монарха. Его поведение огорчает отца и достойных людей. Но смерть короля преображает принца. Он сбрасывает с себя карнавальную личину, становясь образцовым властителем.

Уже здесь в исторических хрониках, Шекспир является перед нами великим психологом, гениальным серцеведом, знатоком человеческой души и моралистом.

Шекспир в своем творчестве предстал не только драматургом, но и ярким лирическим поэтом. Поэтическое наследие насчитывает две поэмы и 154 сонета, которые стали наиболее известными. Поэмы посвящены молодому аристократу графу Саутгемптону, возможно он же был адресатом сонетов. В поэмах «Венера и Адонис» и «Лукреция» Шекспир отдал дань классическому искусству. Поэмы, созданные на античные сюжеты, принесли их автору славу. Сонеты были опубликованы в 1609 году Томасом Торпом под названием «Сонеты Шекспира, никогда ранее не издававшиеся». Они созданы в форме английского сонета, изобретенного поэтом Сарри. Увлечение сонетом Шекспиром не случайно. Высшее общество того времени говорит по-итальянски. Светские дамы и франты обязаны знать лучшие места из Данте, Петрарки, Боккаччо. Сама королева любит итальянское искусство и покровительствует певцам, пишущим сонеты на манер Петрарки. В эпоху Шекспира сотни таких подражателей.

Сонеты Шекспира — яркий образец подлинного искусства. Это особый поэтический цикл, главными персонажами которого являются п оэт, прекрасный знатный юноша, некая «смуглая леди», возлюбленная поэта. В сонетах поэтически осмыслены мотивы дружбы-любви (столь характерный для эпохи Возрождения), женитьбы и продолжения рода, быстротечности времени. Очень сильны мотивы любви и измены: поэт свел своего друга и свою возлюбленную и потерял их в одночасье — герои стали любвниками, изменив поэту и в дружбе, и в любви. В образе Смуглой леди переосмысливается традиционный образ Прекрасной Дамы, который мы встречаем у трубадуров, а затем и у Данте, и у Петрарки. В отличие от них Шекспир наделяет свою даму земной красотой, не видит в ней красоты идеальной («Ты не найдешь в ней совершенства линий, особенного света на челе»). Избранница поэта лжива, зла, взбалмошна. Тем не менее, его любовь к ней безмерна. Для поэта любовь — это недуг, болезнь.

Любовь — недуг. Моя душа больна

Томительной, неутом имой жаждой (сонет 147).

он часто хочет спрятать свое чувство, не выставляя напоказ:

Люблю — но реже говорю об этом,

Люблю нежней, но не для многих глаз.

Торгует чувством тот, кто перед светом,

Всю душу выставляет напоказ.

В сознании поэта разыгрывается драма. Вероломство друга и коварство возлюбленной — всего лишь капли в океане людского горя. Для понимания сознания поэта важен 66-й сонет, который перекликается с монологом Гамлета «Быть или не быть».

Я смерть зову, глядеть не в силах боле,

как гибнет в нищете достойный муж,

а негодяй живет в красе и холе,

как топчется доверье чистых душ.

Как целомудрию грозят позором,

как почести мерзавцам воздают.

….....................

Лирический мир Шекспира — это мир человека, не только чувствующего, но и мыслящего.

Таким образом, жанровый поиск первого периода позволяет Шекспиру показать всю сложную правду человеческих чувств в поэзии (прежде всего сонеты), человека в потоке истории (исторические хроники), а в комедиях представить многоцветье жизни. (Пуришев).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: