Глава 2. Объекты и субъекты предпринимательской деятельности. Условия осуществления предпринимательской деятельности.




О.О. Шендрикова

 

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Учебное пособие

 

 

 
Воронеж 2018

ФГБОУ ВО

«Воронежский государственный технический

университет»

 

 

О.О. Шендрикова

 

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Учебное пособие

 

Утверждено Редакционно-издательским

советом университета в качестве

учебного пособия

 

 

Воронеж 2018

 
t o2lTOwYm1bTHlJU50RiZmzgMYzNOkp3VaaA9Iq8Opv7GecRND+43JQP2dk39rz1zghL12aA2y2I+ j8OQjPnipkTDXXuaaw8zHKFqGiiZtpswDdDeOrnr8aWpGwzco56dTFxH4aesTulj/yYJTrMWB+Ta TlF//wjrPwAAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhALe1DYLeAAAACAEAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54 bWxMj81OwzAQhO9IvIO1SFxQ6/xUpQ3ZVFUF4tzChZsbb5OIeJ3EbpPy9JgTPY5mNPNNvplMKy40 uMYyQjyPQBCXVjdcIXx+vM1WIJxXrFVrmRCu5GBT3N/lKtN25D1dDr4SoYRdphBq77tMSlfWZJSb 2444eCc7GOWDHCqpBzWGctPKJIqW0qiGw0KtOtrVVH4fzgbBjq9XY6mPkqevH/O+2/b7U9IjPj5M 2xcQnib/H4Y//IAORWA62jNrJ1qENI6fQxRhvQYR/HSxTEAcERZpCrLI5e2B4hcAAP//AwBQSwEC LQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNd LnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8u cmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQCZex44KAIAAFkEAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJv RG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQC3tQ2C3gAAAAgBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAIIEAABkcnMv ZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAjQUAAAAA " strokecolor="white">
 

УДК 621:338 (075)

Шендрикова О.О. Экономика предпринимательства: учеб. пособие/ О.О. Шендрикова. Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», 2017. ____с.

Издание соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», Б1.В.ДВ.2.1 дисциплине "Экономика предпринимательства", все профили подготовки бакалавров.

 

 

Табл. ___. Ил. ____. Библиогр.: ____ назв.

 

Научный редактор д-р экон. наук, проф. О.Г. Туровец

воронежский институт высоких технологий; к.э.н., доц. Лядова Н.И.; кафедра инженерной экономики ВГТУ д-р экон. наук, проф. М.И. Самогородская


Рецензенты:

 

 

© Шендрикова О.О., 2017

© Оформление. ФГБОУ ВО

«Воронежский государственный

 
 
 
технический университет», 2018


Введение

Учебное пособие дает системное представление об основах организации предпринимательской деятельности и способствует формированию инновационного мировоззрения. В процессе обучения, студентами последовательно рассматриваются вопросы, связанные с изучением сущности понятия предпринимательской деятельности, условий осуществления предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, особенностей развития предпринимательской деятельности в России, анализа финансового состояния предприятия, порядка проведения анализа финансового состояния предприятия, анализа производственной-хозяйственной деятельности предприятия, порядка принятия управленческих решений в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Цель дисциплины - освоение студентами базы теоретических знаний в области экономики и предпринимательства, необходимых специалисту в условиях рыночной экономики, и на этой основе – овладение специальной экономической терминологией, приобретение практических навыков выполнения разнообразных аналитических и экономических расчетов, характеризующих состояние и эффективность функционирования субъектов предпринимательской деятельности.

Задачи дисциплины:

- раскрытие основного содержания экономических категорий, понятий, законов и закономерных тенденций в осуществлении предпринимательской деятельности;

- анализ процессов, отражающих деятельность предприятия (фирмы) как субъекта предпринимательской деятельности в рыночной системе хозяйствования;

- освоение современных методов и приемов анализа, планирования, организации и контроля функционирования субъекта предпринимательской деятельности.

 

Глава 1. Введение в предмет. Сущность предпринимательской деятельности.

 

Теория предпринимательства развивалась вместе с хозяйственной деятельностью людей. Первым теоретиком предпринимательство считается Котильон. Он отмечал расхождения между спросом и производством, постоянный перелив капитала, нарушение рыночного равновесия, что позволяет отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Их он называл предпринимателями, а их доход – предпринимательским. В этом же веке Ж.Б.Сэй говорит, что предприниматель – человек, перемещающий ресурсы из одной отрасли производства в другую. Причем с наиболее полной отдачей.

А.Смит считал предпринимателем собственника средств производства, который получает предпринимательский доход.

В конце 18-начале 19 века происходит разделение понятий собственник ресурсов и предприниматель, который берет эти ресурсы у собственника и заставляет их работать. Значительный вклад в развитие теории предпринимательства внес Шумпетер. Он указал, что предприниматель – то человек, который новым способом обеспечивает комбинирование факторов производства. В основе новой комбинации факторов производства лежит [1]:

1. создание нового материального блага или нового его качества;

2. внедрение новой технологии производства или нового метода использования техники;

3. изучение и освоение нового рынка;

4. получение новых источников сырья и материалов вне зависимости от того, существовал он ли ранее;

5. осуществление соотношения реорганизации производства.

Следующий этап – австрийская школа (Мизер, Хайек).

Они подробно исследовали рыночную ситуацию, спрос, предложение и поведение в них предпринимателя.

Если суммировать все современные подходы, то можно дать следующее определение предпринимательства:

Предпринимательская деятельность – новаторская, инициативная деятельность субъекта собственности с целью создания материальных благ или услуг [1].

Таким образом, предпринимательство принято определять, как [9]:

- деятельность, направленную на максимизацию прибыли;

- инициативную деятельность предпринимателей, заключающуюся в производстве товаров и оказании услуг, результатом которой является прибыль;

- процесс организационной новации;

- прямую функцию реализации собственности;

- действия, направленные на возрастание капитала и развитие производства;

- специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений;

- стиль хозяйствования;

- процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка;

- взаимодействие субъектов рынка и т. д.

В экономической теории используется два понятия – предпринимательство и бизнес.

Между этими понятиями существует определенная взаимосвязь, но есть и существенные различия.

Бизнес – сфера предпринимательской деятельности, сфера приложения труда и капитала. Бизнес не принимает решений, не чувствует рынок.

Предпринимательство – деятельность субъекта в определенной сфере бизнеса. Предприниматель чувствует, думает, принимает решения.

Сегодняшнее определение предпринимателя имеет следующий вид:

Предприниматель – субъективный фактор воспроизводства, способный на инновационную и инициативную деятельность, способный обеспечивать новые комбинации факторов производства.

Предприниматель должен обладать качествами [1]:

- умением принимать новаторские решения в стандартных и неопределенных условиях;

- умением генерировать идеи, оценивать перспективы их применения;

- эффективно вводить и использовать новую технику;

- уметь оценивать и анализировать рыночную конъюнктуру;

- не бояться рисковать и уметь управлять риском.

Согласно последним исследованиям предпринимательством занимается около 10 процентов населения.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Дайте определение понятию «предпринимательская деятельность».

2. Назовите основные факторы производства, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности.

3. Дайте определение понятию «предприниматель».

4. Охарактеризуйте основные качества, присущие предпринимателю.

 

Практикум по теме 1.

 

Задание 1: Выберите вид предпринимательской деятельности. Разработайте алгоритм действий предпринимателя при реализации предпринимательского проекта на примере выбранного вида деятельности.

 

К основным исходным положениям разработки и реализации предпринимательского проекта относятся [9]:

- генерирование идеи;

- планирование, то есть трансформация идеи в товар (работу, услугу);

- принятие предпринимательского решения о реализации предпринимательского проекта;

- создание предприятия как имущественного комплекса в рамках организационно-правовой формы и определение статуса своего участия в реализации предпринимательского проекта;

- инвестирование (финансовое обеспечение предпринимательского проекта);

- управление предприятием;

- оценка эффективности предпринимательской деятельности.

На рисунке 3 представлен алгоритм действий предпринимателей при разработке инновационного предпринимательского проекта [9].

Рис. 3. Алгоритм действий предпринимателя при разработке инновационного предпринимательского проекта

 

Задание 2. Перечислите факторы внутренней среды для выбранного предпринимательского проекта.

Внутренняя среда субъектов предпринимательства охватывает широкий круг элементов, представляющих совокупность внутренних условий функционирования субъекта предпринимательской деятельности, и полностью зависит от субъекта предпринимательства. Когда речь идет о внутренней среде субъекта предпринимательства, имеется в виду [9]:

- наличие капитала (как собственного, так и инвестированного);

- выбор объекта предпринимательской деятельности и организационно-правовой формы хозяйственной деятельности;

- организационная структура организаций;

- рациональность и эффективность предпринимательской деятельности и т. д.

Внутренняя среда предпринимательской организации – это ее структура, охватывающая не только управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности, но и на совершенствование технологий реализуемых процессов, с помощью которых предпринимательская активность (энергия), материалы и информация преобразуются в конечный продукт предпринимательской организации.

При формировании внутренней среды субъектов предпринимательства обычно выделяют две ее составляющие: ситуационные факторы и элементы внутренней среды [9].

Элементы внутренней среды – это составные части организации, необходимые для достижения целей. Основные элементы внутренней среды организации представлены на рисунке 4 [9].

Рис. 4. Факторы внутренней среды предприятия

Задание 3. Опишите элементы внешней среды выбранного предпринимательского проекта в соответствии с условиями вашего региона.

Внешняя средасубъектов предпринимательства представляет собой сложное образование, охватывающее широкий круг элементов, взаимосвязанных как с субъектом предпринимательской деятельности, так и между собой, образующее своеобразное системно-организованное «пространство», в котором функционируют и развиваются процессы, ограничивающие или активизирующие предпринимательскую деятельность. Можно выделить ряд элементов, которые не подвержены непосредственному управляющему воздействию со стороны организации и не могут адекватно реагировать на ее поведение из-за косвенного, неопосредованного воздействия [9].

Например, субъект предпринимательства не в состоянии оказать прямое влияние на характер деятельности фирм-конкурентов, однако формируя качество производимых товаров, реализуя определенную ценовую политику, проводя мероприятия, способствующие укреплению своего имиджа и общественного признания, он создает определенные условия конкуренции, учитываемые всеми организациями, конкурирующими на рынке [9].

Элементы внешней среды, поддающиеся косвенному воздействию со стороны системы предпринимательства, могут быть объединены в устойчивую и достаточно однородную совокупность с помощью критерия, выражающего характер воздействия (опосредованное). Эта совокупность может характеризоваться как отдельная группа элементов внешней среды – микроокружающая среда, которая как бы находится в фокусе рыночных процессов, отражающем наиболее существенные рыночные колебания.

Макроокружающая внешняя среда включает широкую совокупность элементов (рисунок 5) [9]: природных, демографических, экономических, экологических, научно-технологических, законодательных, национальных и т. д. Каждый из элементов, представленных на рисунке 5, обладает собственной многокомпонентной структурой. Группа, объединяющая научно-технические элементы, отражает уровень научно-технического развития, накладывающий технические и технологические ограничения на конкретный вид предпринимательства.

Рис. 5. Структура элементов макроокружающей внешней среды предприятия.

 

Глава 2. Объекты и субъекты предпринимательской деятельности. Условия осуществления предпринимательской деятельности.

 

Предпринимательская деятельность – это система экономических связей между субъектами экономики. Выделяют 4 группы субъектов [1 ]:

1. Предприниматели. Основой их предпринимательской деятельности является частная форма собственности на средства производства. Он осуществляет весь цикл предпринимательской деятельности.

2. Потребитель. Основа их бизнеса – собственность на доход, экономический интерес – удовлетворение потребностей.

3. Работники по найму. Основа их бизнеса – собственность на ресурсы, на рабочую силу. Без соединения рабочей силы и средств производства не возможна предпринимательская деятельность. Они выполняют следующие функции:

- являются участниками процессов производства;

- получают заработную плату, они переходят в разряд потребителей;

- заключая сделку с предпринимателем, они тоже идут на риск, т.к. в условиях рыночной экономики нет гарантий, что этот риск не будет использован надлежащим образом.

4. Государство. Оно рассматривается как субъект в двух аспектах:

- социально – экономическом (создает правовую базу, влияет на производство через экономические рычаги, защищает интересы предпринимателей и потребителей, оказывает прямую поддержку через кредиты и льготы);

- конкретно – экономическая (в лице своих органов государство использует государственную собственность как основной инструмент предпринимательской деятельности, производство общественных товаров, влияет на спрос частного сектора путем частных заказов и казначейских обязательств, регулирование и строительство рыночной инфраструктуры).

Объектом предпринимательской деятельности является товар. В рыночной экономике товарами и объектами предпринимательской деятельности являются [1]:

1. физические объекты (товары);

2. услуги;

3. коммерческая информация.

Все товары делятся:

1. По времени использования:

- товары длительного пользования;

- товары краткосрочного пользования.

2. По характеру потребления:

- повседневного спроса;

- предварительного выбора;

- особого спроса;

- пассивного спроса.

3. Промышленные товары классифицируются:

- материалы;

- детали;

- капитальное имущество;

- вспомогательное оборудование.

Как правило, товар имеет свою атрибутику: марку, марочное название, марочный знак, товарный знак, авторское право.

Каждый товар имеет свой жизненный цикл. Как правило, этот жизненный цикл складывается из следующих стадий [1]:

- рост;

- зрелость;

- старение;

- ликвидация.

Условия осуществления предпринимательской деятельности [1].

1. Предпринимательская идея: сущность, отбор, анализ.

2. Формы реализации предпринимательской идеи: бизнес-план и технико-экономическое обоснование.

3. Экономическая среда предпринимательской деятельности.

Каждый предприниматель в процессе организации предпринимательской деятельности должен обладать предпринимательской идеей. Предпринимательская идея – отражение в сознании предпринимателя потребностей общества и путей их удовлетворения. Основными источниками предпринимательской идеи являются [1]:

- товарный рынок;

- анализ географических и структурных разрывов в системе общественного производства;

- достижения науки и техники;

- появление новых идей на основе анализа существующих товаров;

- анализ предшествующих лет развития рынков товаров и услуг;

- предугадывание появление новых потребностей и удовлетворение их.

После того, как был определен круг идей – анализ, который ставит целью, какие из идей использовать в производстве. Для этого идеи подвергаются экспертизе (внешней и внутренней). Если отбор осуществляется внутренней службой, то он происходит по следующим правилам [1]:

- Эффективная идея: идея А позволяет получить 5 млн. дол., а идея В – 1 млн. $.

- Перспективы завоевания рынка: рынка А – 10%, рынка В – 20%

- Длительность работы от проекта до его реализации.

- Доступность товара/услуги, цена и спрос на нее.

- Наличие квалифицированной рабочей силы, а также необходимых менеджеров.

После определения общей эффективности разрабатываются документы по реализации идеи. В современных условиях основная форма реализации – бизнес-план. Он состоит из преамбулы и 10 разделов. В преамбуле должно быть такое объяснение, чтобы предпринимательский партнер, кредитор или бизнесмен заинтересовался, просчитав бизнес-план. То есть она рассчитана на партнеров и кредиторов. Основная часть состоит из [1]:

1. описания того или иного дела, которым намерена заняться фирма;

2. анализа рынка сбыта;

3. анализа конкурентов: кто является крупнейшим производителем товара или его аналога, характеристика товара конкурента, реклама товара конкурента;

4. разработки плана маркетинга;

5. разработки плана производства: на каких предприятиях производится товар, технология производства, проблемы производства, поставщики материалов и т.д.;

6. поиск партнеров по бизнесу;

7. проработка правовых вопросов;

8. учет и минимизация предпринимательского риска;

9. планирование финансов предприятия;

10. разработка стратегии финансирования.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение субъекта предпринимательской деятельности.

2. Назовите субъектов предпринимательской деятельности.

3. Дайте определение понятию «объект предпринимательской деятельности».

4. Перечислите и охарактеризуйте объекты предпринимательской деятельности в рыночной экономике.

5. Назовите условия осуществления предпринимательской деятельности.

Практикум по теме 2.

Задание 1: Выберите среди организаций г. Воронежа или Воронежской области компании, сфера деятельности которых относится к следующим видам предпринимательского бизнеса [10]:

1. производственное предпринимательство:

1.1 производство товаров и услуг;

1.2 инновационная деятельность;

1.3 научно-техническая деятельность;

2. коммерческое предпринимательство:

2.1 посредническая деятельность;

2.2 консультационная деятельность;

2.3 аудит;

3. финансовое предпринимательство:

3.1 оценочная деятельность.

Охарактеризуйтеобъекты и субъекты предпринимательской деятельности по каждому направлению и для каждого выбранного предприятия.

Перечислите условия, необходимые для осуществления каждого направления предпринимательской деятельности, в рамках работы выбранных предприятий.

1. Производственное предпринимательство

Результатом деятельности предприятий в рамках производства товаров и услуг являются материально-вещественные блага, которые произведены для обмена (производство товаров) или нематериальные блага (оказание услуг).

В экономической литературе результаты производства материально-вещественные блага получили наименование товары [10]. Товаромназывается любой результат производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме, являющийся объектом купли-продажи.

Производственный сектор включает в себя добывающую и обрабатывающую промышленность, строительство, сельское хозяйство.

Добывающая промышленность,или добыча сырья, – это отрасль, которая характеризуется значительными колебаниями уровня рентабельности.

Обрабатывающая промышленность– самая крупная отрасль производственного сектора, которая перерабатывает сырье, в ней создаются предметы потребления.

Строительство отрасль, подверженная циклическим колебаниям рынка. На ее деятельность влияет колебание процентной ставки.

Сельское хозяйство –это сырьевое производство. Его продукты являются сырьем для перерабатывающих отраслей.

К основным видам деятельности в сфере услуг относят [10]:

- коммерческую деятельность;

- транспорт и коммунальные услуги;

- финансовую деятельность;

- консультационную деятельность и прочие услуги.

Производственный сектор и сфера услуг дополняют друг друга, образуя единство в создании совокупности продуктов, необходимых для воспроизводства человеческого общества. Однако производственная деятельность занимает доминирующее положение, так как, по существу, определяет все остальные виды деятельности.

Инновационная деятельность связана с доведением изобретений, новых методов и техники производства до рынка. Этот вид деятельности требует, как правило, больших затрат. В последние годы деятельность, ориентированная на практическое использование технических и технологических новинок, результатов научных достижений, еще не отработанных на практике, получила название венчурного бизнеса [10].

Научно-техническая деятельность. Развитие фирмы, ее конкурентоспособность на рынке обусловлены способностью реагировать на динамичные изменения среды, покупательского спроса и даже умением прогнозировать их [10]. В настоящее время активно развиваются «научные парки, технопарки или бизнес-парки», которые представляют собой группы предприятий высокотехнологичного бизнеса, расположенные в построенных специально для этой цели зданиях на территориях, примыкающих к университетам.

2. Коммерческое предпринимательство. Коммерция – это торговля, обмен товарами, услугами между продавцами и покупателями. Коммерсант приобретает товар у производителя, расплачивается с ним, становится собственником товара и получает возможность продавать его где угодно и кому угодно по ценам, отражающим его собственные оценки и предпочтения.Такую деятельность он осуществляет на свой страх и риск [10].

Консультационная деятельность. Консультационная деятельность, или консалтинг, стала возможной потому, что не все субъекты рынка могут посвятить достаточно времени изучению изменений рынка, новациям в области организации производственной деятельности, возможностей, представляемых сферой услуг. Поэтому возникают фирмы, которые на профессиональном уровне готовы подсказать, дать консультацию о том, какие существуют альтернативы, как желательно действовать. Конечный продукт такой деятельности – консультация [10].

Аудиторская деятельность. Вследствие разделения труда выделяется самостоятельный вид деятельности, содержанием которого становится независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия, проверка порядка и ведения бухгалтерского учета, соблюдения законодательства страны. Этот вид деятельности получил название аудит, или аудиторская деятельность. Аудит основан на системной, комплексной оценке деятельности фирмы [10].

3. Финансовое предпринимательство является разновидностью коммерческого предпринимательства. Объектом купли-продажи в нем выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры). Таким образом происходит продажа денег в прямой или косвенной форме [10].

Оценочная деятельность. Для определения стоимости предприятий, ценных бумаг, интеллектуальной собственности, нанесенного ущерба, имущества выделился отдельный вид деятельности, который получил название оценочной деятельности.

Более того государство законодательно предусматривает обязательную оценку, если одной из сторон сделки выступает субъект федерации или муниципальный орган. Эта деятельность обязательна при возникновении спора в отношении объекта оценки [10].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: