КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В ХVIII ВЕКЕ
Поэты – свидетели трагических событий первой трети ХVIII века в своих произведениях отразили последствия ойратской агрессии.
Серьёзным источником в изучении эпохи Аблая являются произведения поэта ХVIII в. Татикара. Аблай, Богенбай и другие яркие личности ХVIII века занимают центральное место в произведениях поэта Татикара. Политическую историю казахской государственности ХVIII века воссоздает поэтическое наследие Бухар-жырау. Акыну ХVIII в. Жанаку принадлежит один из лучших вариантов поэмы «Козы Корпеш-Баян Сулу».
Результатом экспедиции Г.Ф.Миллера во второй половине ХVIII века явился труд «Сибирская история», которая заключает в себе ценные данные о казахах Среднего жуза.
РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Размещение на территории Казахстана центров торговых связей со Средней Азией и Восточным Туркестаном потребовало создания специальных учебных заведений по подготовке толмачей (переводчиков). В 1789 году была открыта «Азиатская школа», которая готовила для колониальной администрации края переводчиков и чиновников из коренного населения.
В 1841 году в Ханской ставке Жангир-ханом была открыта русско-казахская школа, где преподавание велось на татарском и русском языках. Основная цель открытия в Казахстане в первой половине ХIХ века русско-казахских школ и училищ была подготовка служащих для колониальной администрации. В деле образования учитывались интересы империи, что привело к игнорированию потребностей казахского населения в светском образовании на родном языке.
Будучи чиновником Оренбургского губернаторства, сочувствие руководителям восстания И.Тайманову и М.Утемисову выражал В.И.Даль. В повести «Бикей и Мауляна» В.И.Даль описал жизнь казахов Оренбургского края.
|
Интерес общественности и передовых демократических кругов России к жизни и истории казахов вызвал труд А.С.Пушкина «История Пугачёвского бунта». В этом произведении содержатся сведения об участии казахов в крестьянской войне 1773-1775 гг. А.С.Пушкин в 1835 году для сбора материалов о пугачевском восстании был в Оренбурге. В городе Уральске он сделал запись казахской поэмы «Козы Корпеш-Баян Сулу».
В 40-х гг. ХIХ века в изучении водного бассейна Каспия и Арала большой вклад внесли экспедиции Бутакова и Карелина. Экспедиция под командованием капитан-лейтенанта Бутакова в 1848-1849 гг. изучала бассейн Аральского моря.
В первой половине ХIХ века русским учёным А.Левшиным было написано трёхтомное исследование «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей».
По силе таланта среди казахских поэтов первой половины ХIХ века на первом месте стоит имя поэта-воина Махамбета. Стихи Махамбета Утемисова являются летописью восстания 1836-1838 гг. и помогают увидеть причины и цели движения. Активный участник восстания 1836-1838 гг. поэт Махамбет призывает жить в дружбе с русским народом. В качестве воспитателя ханского наследника Махамбет в 1824-1829 гг. проживал в Оренбурге.
Лучший в художественном отношении вариант народного эпоса «Козы Корпеш – Баян Сулу» был записан Шоже Каржаубайулы. В ХIХ веке воспевал народных защитников, поднимал социальные проблемы самый популярный поэт Семиречья Суинбай.
ОБРАЗОВАНИЕ И ЛИТЕРАТУРА.ШОКАН УАЛИХАНОВ
Во второй половине ХIХ века на ход изучения Казахстана русскими учеными повлияли потребности освоения богатства края.
|
Востоковед, академик В.В.Радлов, владея казахским языком, собирал произведения казахской народной литературы и опубликовал «Образцы народной литературы тюркских племён». Историю Казахского ханства в ХV-ХVIвв. И историю Младшего жуза в середине ХVIII века написал русский учёный, востоковед В.В.Вельяминов-Зернов. Украинский кобзарь Т.Г.Шевченко в 1847-1857 гг. отбывал ссылку на полуострове Мангышлак, в стихотворении «Мои думы» он сравнивает жизнь казаха и украинца.
Годы жизни великого казахского учёного Шокана Уалиханова – 1835-1865 гг. Имя, данное Шокану при рождении, Мухаммед-Канапия. В 1847 году 12-летний Шокан поступил учиться в лучшее учебное заведение Сибири – Сибирский кадетский корпус в городе Омске. В 1853 году 18-летний Шокан закончил Омский кадетский корпус в офицерском звании корнета. Труды крупного востоковеда Н.И.Березина побудили Шокана Уалиханова заняться изучением восточных средневековых хроник.
Фундаментальный научный труд «О состоянии Алтышара», в котором содержится анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана, является результатом путешествия Ш. Уалиханова в Кашгарию. Ш.Уалиханов записал эпический цикл «Манас» и тем самым сохранил его для киргизов. Последний труд Ш.Уалиханова, посвященный восстанию дунган в Цинской империи, опубликован в 1865 г.
Казахский учёный второй половины ХIХ века Ш.Уалиханов за огромный вклад в исследование народов Центральной Азии заслужил мировое признание.
|
До административно-территориальной реформы 1867-1868 гг. мектебы и медресе функционировали без ограничений. Для борьбы с распространением исламской религии в Казахстане правительством были наложены ограничения на получение образования в мектебах и медресе. Представителям мусульманского духовенства необходимо было получить особое разрешение от уездного правления для открытия мектебов при мечетях.
Примером давления на исламские школы являются «Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России», принятые в 1867 году Оренбургским губернатором. Ещё более усложнило работу мектебов и медресе правительственное решение от 26 марта 1870 года «Об особых правилах относительно инородцев-христиан и татар-магометан», которое внесло изменения в деятельность религиозных школ. Специальным «Положением» от 26 марта 1870 года было признано обязательным преподавание русского языка в мектебах при мечетях. Открытие в Казахстане конфессиональных школ, в частности мектебов и медресе, санкционировалось только генерал-губернатором. В конце ХIХ века при инспектировании религиозных школ (мектебов и медресе) внимание чиновников уделялось, прежде всего, на преподавание русского языка.. Мектебы и медресе, где не было налажено преподавание русского языка, закрывались распоряжениями военных губернаторов. Правительство следило за преподавательским составом мектебов и медресе, усматривая в них рассадников «пантюркизма и панисламизма».
В конце ХIХ века правительство на просвещение в Казахстане тратило от 5,5 до 19,5 копеек на душу населения.
В начале ХХ века пойти на уступки в расширении сети просветительских, в тои числе и мусульманских учреждений в Казахстане, вынудила революция 1905-1907 гг.
Концепция о двухпроцентной грамотности казахского народа в конце ХIХ века учитывала лишь грамотных лиц, получивших образование в русских и русско-казахских школах. В 1896 году в различных учебных заведениях России обучались 50 казахских стипендиатов только от Тургайской области.
В 1883 году первая общественная библиотека в Казахстане была открыта в городе Семипалатинске. Первая казахская учительская школа открылась в 1883 году в городе Орске Оренбургской губернии.