Тема 1. Введение в менеджмент
- Понятие, сущность, виды и задачи управления. Управленческий процесс и его элементы.
- Менеджмент как наука и профессиональная деятельность.
- Модели управления: кибернетическая, функциональная, уровневая, ролевая.
- Содержание управленческого труда.
- Принципы управления. Социальная значимость управления
Приложение: Методы управления.
Тема 2. Эволюция менеджмента и его научные школы
- Исторические периоды развития теории и практики управления.
- Управленческие революции.
- Научные школы менеджмента.
- Особенности развития управленческой мысли в России.
Приложение: Институционализм Джона Кэннета Гэлбрейта
Тема 3. Организация как объект управления
- Понятие социальной организации.
- Типы организаций.
- Классификация организаций.
Приложение: Сущность законов организации
Тема 4. Универсальные модели организации
- Системные модели организации: «Алмаз Левитта»; модель «7-S» Т.Питерса, Р.Уотремана и Дж.Филлипс; модель «шести ячеек» М.Вайсброда.
- Системно-эволюционные модели:
А). Модель Ларри Грейнера
Б). Теория жизненных циклов Ицхака Адизеса
В). Системно-эволюционный подход к развитию организации Бернарда Ливехуда.
Тема 5. Социальная ответственность и этика бизнеса
- Понятие «социальной ответственности» и основные подходы к её интерпретации.
- Этика управления.
- Специфика российской бизнес-культуры.
Тема 6. Международные Модели менеджмента
- Факторы, оказывающие влияние на формирование модели менеджмента.
- Краткая характеристика основных национальных моделей менеджмента.
Тема 7. Анализ внешней и внутренней среды организации
- Определение внешней и внутренней среды организации. Характеристики внешней среды.
- Анализ факторов внешней среды. STEP – анализ.
- Анализ факторов внутренней среды. SNW – анализ.
- Анализ среды для SWOT-анализа.
Тема 8. Стратегическое планирование в общей системе управления предприятием
- Планирование в менеджменте. Эволюция систем планирования.
- Современная организация и её поведение на рынке.
- Понятие «СТРАТЕГИИ». Иерархия стратегий.
- Общая схема стратегического управления.
- Разработка миссии и определение целей компании.
- Классификация стратегий: общие стратегии Майкла Портера, Эталонные стратегии.
- Разработка стратегий деятельности предприятия. SWOT- анализ.
- Диагностический инструментарий стратегического планирования и управления: основные портфельные матрицы.
- Реализация стратегии и разработка программ поддержки.
Приложение: Ключевые факторы успеха в создании высокоэффективного бизнеса.
Питер Дойль о целях фирмы и её успехе.
Тема 9. Оперативное планирование в менеджменте
1. Понятие оперативного (текущего) планирования. Годовой бюджет и его структура.
2. Организационное обеспечение оперативного планирования.
Тема 10. Организация как функция управления
- Взаимоотношение полномочий.
- Департаментализация и сфера контроля.
- Принципы построения организационных структур. Виды организационных структур.
Тема 11. Мотивация как функция управления. Управление трудовыми ресурсами.
- Понятие мотивации. Основные мотивационные концепции.
- Основополагающие категории мотивации.
- Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей А.Маслоу, теория потребностей Д.МакКлелланда, двухфакторная теория Ф.Герцберга.
- Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В.Врума, теория справедливости, модель Портера-Лоулера.
- Управление трудовыми ресурсами:
- Теории управления трудовыми ресурсами.
- Этапы управления трудовыми ресурсами.
- Организация кадровой службы.
- Формы стимулирования работников.
- Организационный климат и его влияние на функционирование организации.
Тема 12. Контроль как функция управления.
- Понятие и функция контроля. Виды контроля.
- Основные этапы процесса контроля. Модель контроля.
- Поведенческие аспекты контроля. Характеристика эффективного контроля.
- Информационно-управляющие системы (ИУС).
Тема 13. Коммуникации как связующий процесс.
- Понятие и виды коммуникаций.
- Коммуникационный процесс: базовые компоненты и основные этапы.
- Межличностные коммуникации: барьеры и пути их преодоления.
- Организационные коммуникации: барьеры и пути их преодоления.
- Ловушки коммуникаций, способы проверки качества коммуникаций.
- Конфликты и стрессы. Управление конфликтами и стрессами в организации.
Тема 14. Принятие решений как связующий процесс.
- Основные виды решений. Концепция компромиссов.
- Рациональное решение проблемы.
- Факторы, влияющие на процесс принятия решений.
- Модели и методы принятия решений.