Формирование коллектива и его влияние на личность




· Коллектив и личность: отношения и взаимозависимость

· Особенности школьного коллектива, этапы его формирования

· Пути развития коллектива

Список литературы

Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика. – Академия, 2007. –. 4.7.

Педагогика: теории, системы, технологии/ Под ред. С.А. Смирнова. – 7-е изд., стер. – М.: Академия. 2007. – глава 20.

Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М.: ГАРДАРИКИ, 2014. – глава 16.

 

В современной школе приоритетной является гуманистическая система воспитания, в основе которой лежит межличностный подход. Он предполагает человекоцентристскую позицию, видение в каждом школьнике уникальной личности. Это означает признание за каждым ребенком права на непохожесть, на индивидуальность взглядов, увлечений, интересов. Однако в образовательных учреждениях основная структурная единица - коллектив класса, решающий общие задачи в совместной деятельности... Некоторые педагоги утверждают, что коллектив нивелирует личность, усредняет ее. Но между тем взаимодействие личностей - это чуть ли не самый главный фактор ее развития. И это вполне реально доказать.

"Через других мы становимся самими собой" - утверждал психолог Л.С. Выготский. Значение коллектива в формировании личности отражено и в критериях, лежащих в основе системы коллективного воспитания А.С. Макаренко: гармоничное сочетание личных и общественно полезных целей; недопустимость подавления одной личности со стороны другой; защищенность; мажор; чувство собственного достоинства; ответственность; красота; дисциплина; самоуправление.

Центральными для понимания диалектики взаимоотношений "коллектив - личность" являются идеи В.А.Сухомлинского о том, что коллектива нет там, где у питомцев не воспитывается потребность в человеке. Педагог-гуманист также считал, что мастерство и искусство воспитания коллектива начинается с глубокого, пристального внимания к индивидуальности каждого воспитанника.

Да и сам коллектив - это феномен, требующий особого отношения, тщательной работы, постоянного умножения духовных богатств, развития самодеятельности, творчества, инициативы. Коллектив изначально формируется "питательной средой" (цели, характер ведущей деятельности, свобода, общая психологическая атмосфера и др.). Сформировавшись, он сам поддерживает "питательную среду" и формирует личности своих членов.

Коллектив (от лат. collectivus - собирательный) - это группа людей, объединенных общественно полезными целями и совместной деятельностью, направленной на их реализацию.

Признаки коллектива: - сознательный характер объединения людей;

- единство общественно значимых и личных целей;

- коллективная деятельность;

- равные права и обязанности всех членов коллектива;

- наличие органов координации деятельности (самоуправления);

- тесные связи и контакты с другими коллективами;

- общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации;

- защищенность каждого члена коллектива;

- эмоциональное и духовное богатство коллективной жизни.

 
 

Детский коллектив - это особая форма организации человеческого сообщества, так как основная функция его - воспитательная. Причем для ребенка школьный коллектив - это не просто средство достижения воспитательных задач, но и среда, жизненное пространство. Коллектив создает условия для социализации личности, являясь моделью современного общества, предлагая определенные социальные роли, развивая адаптивность школьников к условиям жизни. Особенно значимы для ученика в процессе формирования личности система общечеловеческих ценностей, принятая в коллективе, возможность общения со сверстниками. Именно в коллективе ученик может выразить и утвердить свое "я", хотя коллективная среда для этого может быть как благоприятной, так и неблагоприятной.

Материалы изучения влияния коллектива на различных детей свидетельствуют о том, что это влияние может быть стимулирующим, активизирующим, но, к сожалению, и подавляющим, если коллектив тормозит деятельность ребенка, проявление его личности. В данном случае особая роль отводится воспитателю, способному определить наличие проблем и помочь школьнику адаптироваться к условиям коллективной жизни.

Общешкольный коллектив состоит из множества первичных коллективов (класс, кружок, секция, клуб по интересам, группа продленного дня, детское объединение и др.), под которыми А.С.Макаренко подразумевал коллектив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идейном объединении. Особую роль в социальном развитии школьников играют классные коллективы, поскольку в них ребенок проводит много времени, занимается учебной деятельностью, общественно полезным трудом, общаясь со сверстниками и приобретая социальный опыт. В классе образуются деловые (формальные) и межличностные (неформальные) отношения и связи. Деловые отношения в коллективе реализуются через органы самоуправления, социальные роли, выполняемые детьми в процессе совместной деятельности. Неформальная структура коллектива возникает в результате межличностного общения и порождает отношения эмоционально-психологического характера, которые могут вызвать чувства взаимной симпатии, заинтересованности, дружбы.

Деловая и межличностная структуры коллектива - две взаимосвязанные его характеристики. Изменения в одной из них порождают изменения в другой. Зрелый коллектив отличает соответствие формальной и неформальной структур. Для развития личности школьника значимо место, которое он занимает в системе коллективных отношений. Между тем определенную сложность представляет и вхождение в систему коллективных отношений. Оно зависит от социальных, психологических характеристик ребенка, его нравственных позиций, состояния здоровья, внешней привлекательности. Статус ребенка в коллективе также зависит от отношения к нему взрослых.

Коллектив - это не статичное образование. Меняются школьники, вместе с ними меняется, развивается и коллектив. В своем развитии коллектив проходит ряд этапов. А.С.Макаренко выделял три этапа в становлении коллектива, позже теоретики коллектива обосновали наличие и четвертого этапа развития коллектива.

Первый этап характеризуется тем, что коллектив выступает как цель и объект воспитательных усилий педагога. Необходимо сформировать общность воспитанников, ориентирующихся на общественно полезные цели, совместную деятельность, общечеловеческие ценности. Основой этого процесса являются требования педагога ко всему коллективу. Причем требования должны быть ясными, четкими, решительными. На этом этапе педагог назначает актив, помогающий ему в организации жизни и деятельности коллектива.

Для второго этапа развития коллектива характерно появление избранного школьниками актива, который не только поддерживает требования педагога, но и превращает их в ориентиры поведения всех учащихся класса (правда, требования, выдвигаемые на этом этапе, выше к своим товарищам, чем к самому себе). Коллектив становится инструментом формирования определенных качеств личности у всех входящих в него школьников.

Третьему этапу соответствует высокоразвитый коллектив, в котором созданы условия для индивидуального развития каждого ребенка. На этом этапе требования к отдельной личности предъявляет весь коллектив. Причем требования к самому себе такие же, как к своему товарищу. Для этого этапа характерно наличие развитого общественного мнения.

Четвертый этап развития коллектива отмечается тогда, когда вследствие высокой требовательности со стороны коллектива ученик начинает предъявлять к себе более высокие требования, чем к своим товарищам. Процесс воспитания в коллективе перерастает в процесс самовоспитания. Коллектив стимулирует раскрытие потенциальных возможностей школьников.

Разумеется, что рассмотренные этапы формирования коллектива условны. Некоторые из них вообще могут отсутствовать или быть нечетко выражены. Исследования, посвященные проблеме детского коллектива, показывают, что создание, развитие и внутренняя жизнь ученического коллектива, характер взаимоотношений между его членами значительно сложнее этой схемы, в основе которой лежит тезис о требованиях сначала воспитателя ко всему коллективу, далее группы актива ко всем членам коллектива, потом всего коллектива к отдельной личности. Не отрицая требования как важнейшего средства формирования коллектива учащихся, важно добиться принятия их школьниками, перерастания требований во внутренние установки, убеждения, нормы поведения.

Коллектив не может существовать и развиваться без хорошо организованного самоуправления, повышающего активность учащихся, их самостоятельность, ответственность. Самоуправление - не только важнейшее условие развития ученического коллектива. Привлечение учащихся к руководству коллективом способствует формированию организаторских навыков, воспитывает у них требовательность к себе и окружающим и другие важные качества, необходимые им в жизни и практической деятельности. Воспитательное воздействие коллектива на его членов возрастает, если ученическое самоуправление умело сочетается с педагогическим руководством, которое требует от учителя профессионализма и педагогического такта.

Развитие детского коллектива - процесс управляемый. Знание педагогом специфики коллектива и умение прогнозировать его изменение - основа решения различных воспитательных задач.

Теоретики, разрабатывающие проблемы развития детского коллектива, в частности А.С.Макаренко, определили основные пути и условия формирования коллектива. Рассмотрим некоторые из них.

Предъявление требований. Эта позиция настолько существенна, что лежит в основе теории коллектива. В истории педагогики она имела разную трактовку, сегодня же важно помнить, что требования и по форме и по содержанию должны отвечать гуманистическим и демократическим принципам функционирования образовательной системы.

Система перспективных линий, по существу являющаяся концепцией "завтрашней радости". Она включает близкую, среднюю и дальнюю перспективы. Близкая перспектива волнует и немедленно включает в деятельность всех. Каждый ищет возможность внести посильный вклад в общее дело. Более сложной ступенью является средняя перспектива, которая предусматривает наличие опыта коллективной жизни, накопленного при достижении близких перспектив, осознание нравственной и эмоциональной привлекательности, совместных трудовых усилий. Перспективы, достижение которых требует многих лет упорного труда и приводит к формированию новых мировоззренческих понятий, нравственных качеств, черт личности, необходимых гражданину, относятся к числу далеких.

Принцип параллельного действия. На личность воспитанника параллельно действует, с одной стороны, коллектив, с другой - педагог. Коллектив действует на личность непосредственно, педагог - опосредованно. Педагог связан с личностью благодаря сложному инструментарию. Но принцип параллельного действия не исключает применения принципа индивидуального контакта - прямого и непосредственного воздействия воспитателя на отдельного воспитанника.

Формирование традиций. Учение о традициях принадлежит А.С.Макаренко. По его мнению, традиции скрепляют коллектив, сплачивают и помогают его организовать; придают коллективу определенный стиль, неповторимость; обеспечивают преемственность в жизни коллектива; украшают жизнь коллектива.

Работа с активом. Поскольку актив - это организующий центр коллектива, то от слаженности его работы зависит разнообразие жизни ученического коллектива. Поэтому важно добиться знания активом своих обязанностей и задач, стоящих перед коллективом. Необходимы инструктирование, оказание практической повседневной помощи, обмен опытом, контроль за исполнением даваемых поручений, отчетность.

Развитие общественного мнения. Коллектив может оказывать решающее влияние на каждую личность, если он способен дать справедливую и объективную оценку действиям и поступкам каждого ученика, различным явлениям коллективной жизни. Общественное мнение – это мнение большинства членов коллектива, которое создается по мере укрепления коллектива и является ценностным ориентиром в большинстве случаев.

Созидание коммуникативной культуры. Умение общаться - одно из самых значимых для члена коллектива. Общение позволяет познать личность, обменяться духовными ценностями, информацией, ролями. Для развития коммуникативной культуры необходимы специальные тренинги, направленные на формирование нравственных основ общения и отработку этикетных норм, в том числе и речевых.

В заключение следует отметить, что ребенок коллектив не выбирает. Но, учитывая его роль в жизнедеятельности школьника, необходимо строить педагогический процесс так, чтобы управление коллективом было согрето теплом человечности, освещено мудростью, пронизано заинтересованностью к судьбе каждого ребенка.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: