Российское государство и империя Цин




Культурное взаимодействие России и Китая в период с XVII по XVIII век

.
История контактов Российского Государства в Китае в XVII - XVIII веках

российский империя культурный договор

В XVII в. взаимоотношения Цинской империи и Русского государства отличаются исключительной насыщенностью различными дипломатическими акциями. Практически в то время отмечены всевозможные формы дипломатических контактов, причем осуществлялись они как в условиях мирного развития взаимоотношений, так и в период вооруженного столкновения двух государств (единого за всю историю их контактов). Эта особенность периода даёт возможность исследовать весь спектр дипломатических отношений, который в такой полноте уже ни разу не повторялся за всю последующую историю связей двух держав вплоть до крушения Цинской и Российской империй.

Российское государство и китайская империя Мин

 

Первой попыткой русского правительства самостоятельно разведать пути в Монголию и Китай явилось отправление в 1608 г. по указу царя Василия Шуйского группы томских казаков во главе с И. Белоголовым на поиски Алтына-царя и Китайского государства. Эта попытка закончилась безрезультатно, так как война ойратов в Алтын-ханом Западной Монголии ШолоемУбаши-хунтайджи помешала русским посланцам достичь района его кочевий, но казаки привезли сведения о Китае, полученные от енисейских киргизов.

В 1615-1617 гг. тобольский воевода И.С. Куракин направил два посольства - Т. Петрова к калмыкам и В. Тюменца в Западную Монголию. Сведения, привезенные ими, показали, что пределы Китая вполне достижимы для казачьих экспедиций.

В это время английское правительство предприняло активные попытки оказать влияние на Москву с целью получить разрешение на организацию английской экспедиции для поисков дороги в Китай через Сибирь. Но русское правительство решительно отклонило эти домогательства как несовместимые с интересами русской торговли на Востоке и дало указание тобольскому воеводе отправить торгово-разведывательную миссию, имевшую целью узнать путь из сибирских городов в Китай и выяснить, как богато и велико Китайское государство.

9 мая 1618 года из Томска было направлено первое русское посольство в Китай. Оно состояло из группы казаков во главе с Иваном Петлиным. 1 сентября того же года посольство достигло Пекина, где оно пробыло четыре дня. Китайское правительство восприняло прибытие русской экспедиции как первое посольство из Русского государства, но посольство не от равного государства, а от пославшего дань пекинскому двору. Однако, поскольку никакой «дани» у казаков с собой не было, они не попали на аудиенцию к императору ЧжуИцзюню, но получили составленную от его имени грамоту, разрешавшую русским приходить с посольствами и торговать в Китае.

Грамота (послание китайского императора), привезенная И. Петлиным в Москву, осталась непрочтенной из-за незнания языка, а правительство Михаила Федоровича проявило известную осторожность в развитии связей с далеким Китаем в период когда Русское государство, разоренное долгими годами внутреннего кризиса и польско-шведской интервенции, не набрало еще достаточно сил и средств для расширения торговли с Востоком. Поэтому миссия в Пекин И. Петлина, увенчавшая блестящими географическими открытиями длительный период поисков северного пути из Европы в Китай, завершила первый этап в становлении ранних русско-китайских связей, не ставших регулярными, поскольку в тот период они стимулировались скорее внешними факторами, чем внутренней необходимостью.

-1642 гг. с торговым караваном торгоутскоготайшиДайчина в пределах Минской империи побывал тарский конный казак Емельян Вершинин, не только успешно торговавший в г. Синине, но и доставивший в Москву еще одну грамоту русскому царю от имени минского императора Сыцзуна, также открывавшую пути для развития торговых и дипломатических связей, но снова не переведенную на русский язык.

 

Российское государство и империя Цин

 

В результате завоевательных походов маньчжуров Китай вновь потерял независимость и стал частью маньчжурской империи Цин.

В 1654-1657 гг. идея отправления официального посольства в Цинский Китай зародилась у ближайших сподвижников царя и была ими реализована. Составлением наказа было поручено заниматься дьякам Посольского приказа, но, наверное, потому, что организацией отправления Ф.И. Байкова в Тобольск как царского уполномоченного по установлению русско-китайской торговли ведал Приказ Большой казны, то и его миссию в качестве посла продолжал курировать тот же Приказ. Байков и его спутники, прибывшие в Пекин 3 марта 1656 г., были встречены в столице Цинской империи исключительно холодно. Маньчжурские дипломаты различными способами пытались унизить достоинство русского посла и помешать выполнению им главной цели его миссии - вручить богдыхану грамоту от русского царя с предложениями установить нормальные дипломатические и торговые отношения между двумя государствами. Проявив настойчивость, дипломатический такт и большую выдержку в стремлении выполнить возложенные на него задачи, Байков в то же время решительно отверг поползновения маньчжурской стороны трактовать его посольство как очередной привоз «дани» от «вассального» государства. Твердость посла была использована цинским правительством как предлог для изгнания русских представителей из пределов империи. Покинув Пекин 4 сентября 1656 г., посольский караван лишь в конце июля 1657 г. вернулся в Тобольск. Таким образом миссия потерпела дипломатическую неудачу, но оставила ряд подробных описаний и документов.

Посольство Спафария состоялось в 1675-1678 гг. В нем учавствовало150 человек, включая конвой, под предводительством Николая Гавриловича Спафария. Целью посольства было, уладить недоразумения на амурской границе и завязать торговые сношения с Китаем, подробно описать новые русские владения в Забайкалье и по Амуру, а также сопредельных стран. В отличие от предыдущих посланников, Спафарий всерьёз занялся изучением Китая и китайского языка, что позволило ему собрать много ценных сведений о Китае.

Дойдя до Енисейска, Спафарий направил Игнатия Милованова в китайскую столицу с сообщением о целях русского посольства. Милованов поднялся по Ангаре до Байкала, а оттуда - по Селенге до устья Уды. Вдоль правого берега реки он отправился на северо-восток до озера БольшоеЕравное, перевалил Яблоновый хребет и по рекам Чита и Ингода (бассейн Амура) прибыл в Нерчинск. Позднее эта дорога стала основным маршрутом из Иркутска на реку Шилка.

Из Нерчинска по Шилке и Амуру Милованов добрался до городка Албазин и, переправившись через Амур, первым из европейцев прошёл на юг, в Пекин, вдоль восточного склона хребта Большой Хинган (около 1200 км).

Посольство Спафария, проследовав из Енисейска к Байкалу, вслед за Миловановым пересекло Забайкалье и, перевалив в середине января 1676 года Большой Хинган, на реке Нуньцзян разбило лагерь в ожидании возвращения Милованова. Тот прибыл к месту встречи 18 февраля и с письмом посла направился в Москву, вернувшись в Нерчинск лишь через несколько лет.

Посольство же продолжило путь через Маньчжурию и в середине мая прибыло в Пекин, где в те годы страной фактически правил князь Сонготу, дядя молодого императора Канси. Посольство больше года находилось в Пекине, но не смогло достигнуть никаких позитивных результатов. Не добившись дипломатического успеха, Спафарий той же дорогой вернулся в Восточную Сибирь весной 1677 года.

Помимо поддержания отношений с Китаем, путешествие Спафария и его посольства сыграло огромную роль в освоении Сибири и Забайкалья: были составлены подробные описания больших территорий, которые затем использовались как в России, так и за рубежом - например, иезуитами, проявлявшими интерес к Китаю.

Следующим этапом русско-китайских отношений становятся атаки маньчжурских войск на русские поселения.

 

Осада Албазина

 

Водворение русских на Амуре и вторжения казаков в земли подвластных Китаю народов заставили импе­ратораКанси (1661-1722 гг.) начать военные действия. Последним пред­шествовали дипломатические переговоры, которые, однако, не привели к положительным результатам, и 4 июня 1685 г. 15-тыс. китайская армия с 150 орудиями под командованием Лань-Таня обложила Абалзин, гарни­зон которого составляли лишь 450 человек с тремя пушками. Штурм Абалзина удалось отбить, но недостаток продовольствия и боевых припасов принудил воеводу Алексея Толбузина капитулировать. 23 июня гарнизон оставил крепость и отступил в Нерчинск.

Часть жителей Албазина китайцы захватили в плен и отправили в Пе­кин, где они основали колонию и стали первыми миссионерами правосла­вия. Соединившись с высланным в подкрепление Албазина казачьим пол­ком обрусевшего шотландца Афанасия Байтона, Толбузин опять вер­нулся в разоренный китайцами Албалзин и восстановил его укрепле­ния. 7 июля 1686 г. Лань-Тань вновь появился под стенами Абалзина с 8 - тысячной армией и 400 орудиями. Осадными работами с большим искус­ством руководил иезуит Вербье. Гарнизон Албазина численностью 677 человек при восьми орудиях мужественно оборонялся и неоднократно совершал вылазки. В начале осады Толбузин был убит и его заменил Байтон. Из-за недостатка продовольствия среди гарнизона началась цинга и к апрелю 1687 г. численность гарнизона уменьшилась до 82 человек, но Байтон продолжал мужественно оборонять крепость. 6 мая, вследствие начавшихся дипломатических переговоров, китайцы приостановили военные действия, сняли осаду Абалзина и в августе отошли к Айгуну.

Богдыхан, пожелав разрешить спор мирным путем, предложил казачьему гарнизону перейти в подданство Китайской империи. Он предложил более выгодные условия, чем царь московский и часть казаков приняла предложение богдыхана, и к концу осады в Албазине оставалось лишь 20 защитников с Байтоном во главе. После этого русским пришлось оставить Албазин и отступить к Нерчинску.

 

Нерчинский договор

 

Подписанный в 27 августа 1689 года, это первый договор, определивший отношения Русского государства с маньчжурской Цинской империей. Переговоры между русским посольством во главе с Ф.А. Головиным и представителями цинского правительства во главе с Сонготу происходили у стен Нерчинского острога, который фактически был осажден вторгшейся в русские пределы маньчжурской армией. Представителям России были насильственно навязаны территориальные статьи Н. д., вынудившие русских оставить обширную территорию Албазинского воеводства (ст. 1, 2, 3). Граничная линия по Нерчинскому договору была крайне неопределённой (кроме участка по р. Аргунь), так как названия рек и гор, служивших географическими ориентирами к Северу от Амура, не были точны, и не были идентичны в русском, латинском и маньчжурском экземплярах договора; размежевание земель близ побережья Охотского моря вообще откладывалось. Маньчжуры не осуществляли фактического контроля на отошедшей к ним территории. Хотя территориальные статьи Нерчинского договора были крайне неблагоприятны для Русского государства, положения об открытии свободной торговли подданных обоих государств, о правилах принятия дипломатических представителей, а также о мерах по борьбе с перебежчиками (ст. 4, 5, 6) открывали возможности к развитию мирных политических и торговых отношений России с Цинской империей. В середины 19 в. России удалось завершить многолетнюю дипломатическую борьбу за пересмотр условий Н. д., что нашло выражение в соответствующих статьях Айгунского договора 1858 и Пекинского договора I860.

Итак, Москова обязалась впредь не возобновлять попыток утвердиться в Амурском крае. Впервые были установлены и границы между обоими государствами. Однако в продолжение последующих полутораста лет русское правительство неоднократно пыталось занять Амурский край, но каждый раз по недостатку военной силы терпело неудачу.

В последующем до конца XVIIвека между Россией и Китаем было заключено еще два договора.

Буринский договор 1727, между Россией и Китаем, подписан 20 августа на р. Бура, притоке р. Аргунь. Определял русско-китайскую границу на участке от перевала ШабилДабата (Западные Саяны) до р. Аргунь (район сопки Абагайту). Вошёл как составная часть в Кяхтинский договор 1727.

Кяхтинский договор 1727, об установлении границ и торговле между Россией и Китаем; подписан в Кяхте 21 октября русским послом С.Л. Владиславовичем-Рагузинским и уполномоченными китайского правительства Чабиной, Тегутом и Тулишеном. К. д. зафиксировал русско-китайскую границу, определённую Буринским договором 1727, устанавливал порядок русско-китайской торговли. К. д. закреплял согласие Цинского правительства на пребывание в Пекине русской духовной миссии. Урегулирование местных пограничных споров возлагалось на пограничные власти. Был определён порядок приёма посольств и дипломатической переписки. Наряду с Буринским договором К. д. являлся правовой основой русско-китайских отношений вплоть до середины 19 в.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: