Философская притча Жида «Имморалист»




Андре Жид создает новый тип романа, с помощью которого полемизирует с Ницше. Человек противопоставил себя обществу, герой отверг религию. Роман направлен на формирование духовного опыта.

Автор пишет предисловие к роману, в котором сообщает, что изобразил в нем типическую болезнь своего времени: «опасность крайнего индивидуализма». Он также пишет, что снимает с себя роль судьи, отказывается судить своего героя, но отмечает, что публика такого не прощает.

В своем романе он говорит о столкновении 2 философских позиций.

Тут что-то типа пересказа с комментариями, ибо в кратком нет этого произведения. Ну, и Киричук на лекции сама так давала:

{Мишель (главный герой притчи) происходит из старинного дворянского рода, он обещает своему отцу жениться на девушке Марселине (сироте, воспитываемой братьями), предназначенной ему с детства. Пообещав это своему отцу, он понимает, что должен ее полюбить. Он решает провести свадебное путешествие в Тунисе и Алжире. По дороге туда Мишель заболевает, это превращает путешествие в тяжкое испытание. Туберкулез быстро развивается в Африке, климат этому способствует. Марселина заботится о своем муже, хоть Мишель морально уже и готов к смерти.

Когда Мишель пойдет на поправку, в последнюю ночь перед отъездом он прочтет в Евангелии от Матфея слова Иисуса, адресованные Петру, которые не сможет забыть: «Теперь ты сам перепоясываешься и идешь туда, куда хочешь идти, но когда ты будешь стар, ты протянешь руки». Ему удается победить болезнь, причем он считает, что выздоровел благодаря собственной силе воли. Марселина говорила ему однажды, что молилась за него в церкви, а он попросил ее больше этого не делать, так как в случае выздоровления, будет обязан Господу (это к тому, что герой отрекся от Бога).

Они покидают Африку, оказываются в Греции, Италии, Франции. Мишель постепенно начинает культивировать в себе телесную красоту (на самом деле предпосылки к этому видны уже в конце болезни).

Новый человек кажется ему палимпсестом. Но рядом с ним Марселина, она беременна и заболевает, в тот момент, когда она теряет ребенка, он видит ее измученную и сравнивает со сломанной куклой. Он везет ее в Швейцарию, там она очень быстро приходит в себя, им запрещают ехать в Париж, но он уговаривает Марселину совершить то же самое путешествие, что было у них после свадьбы. Мишель считает, что Марселина должна пройти тот же путь, что прошел он сам, либо погибнуть, но болезнь Марселины обостряется. Нужно сказать, что Мишель тяготится болезнью Марселины. И, когда она умирает Тугурте, ему полагается испытать облегчение и чувство освобождения, НО! Он не чувствует облегчения, распродает свое имущество и покуает дом в Алжире. Он чувствует всю тяжесть безоблачного неба над головой, всю тяжесть свободы. Он пишет трем друзьям, которые приезжают, чтобы услышать его исповедь. Слушая рассказ, они сидели на фоне красного неба и молчали.}

А теперь о философии: автор в своем произведении противопоставляет Ницшеанские идеи идеям ветхозаветным. Сам Мишель является отличным примером ницшеанского человека с двумя стремлениями: к жизни и к воле. Кстати, текстом подтверждается прямо дословно. Болезнь помогает Мишелю понять, что он любит жизнь, любит и не хочет с нею расставаться, а воля – так он вообще считает, что он выздоровел только благодаря ей, а не благодаря стараниям Марселины и, что, конечно, сомнительно, заступничеству Господа.

Противопоставление происходит даже на уровне внутрисемейных отношений: сам Мишель – протестант, жена его - католичка, но Мишель не относит себя к людям религиозных, поэтому женится на ней. Болезнь делает из Мишеля сверхчеловека, а Марселина остается христианской – она смиренно принимает предназначенный ей удел.

Позиция Мишеля – Ницшеанство, но! Мотив Книги Иова проступает уже на самых первых страницах. Один из 3 друзей Мишеля, приехавших выслушать его исповедь, пишет письмо четвертому, в котором пересказывает все им услышанное (собственно по такому принципу притча и построена: письмо друга с пересказом исповеди). Так вот, там он и говорит: «Мы были подобны 3 друзьям Иова» - это в самом начале!

И в тот момент, когда Мишель остается самим собой, он обращается не к какой-то сторонней книге, а именно к Библии, а это все потому, что Ницше уже ничего объяснить не в состоянии. Мишель нуждается в этой исповеди, потому что он сам понимает, что должен быть наказан, осужден. Он, конечно, надеется, что друзья, услышав его рассказ, не отвернутся от него, но понимает, что они имеют право его осудить со всей человеческой строгостью. НО! Он не осужден никем: друзья молчат, молчит и автор, который в самом начале отказался оценивать данную ситуацию, и здесь снова прослеживается мотив книги Иова: «Вопию к тебе и прошу суда, вопию к тебе, но нет мне суда » - БОГООСТАВЛЕННОСТЬ наша любимая. Мишель болен бездуховностью.

Мишель так и не сделал свой выбор, он может быть соотнесен с Адамом, Фаустом, Иовом, но он сам все еще стоит перед выбором – и это самое страшное, потому что подсказки ему никто дать не может. Да и оценки тоже.

P.S. В билетах пятого курса кратко и только по делу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: