Э. Берджесса или А. Кларка (по выбору)




Общие художественные черты романа-антиутопии 20 века. Творчество

Э. Берджесса или А. Кларка (по выбору)

 

Русский роман-антиутопия Замятина «Мы» оказался первым, первее Европы.

Герой- человек, выбивающийся из системы, конфликтующий с Тотал обществом.

Время- будущее- оно семантически нагружено.

Само слово утопия- (гр.топос) время и место, которого нет. Томас Мор-англ утопист. В ренессансе утопия -попытка построить идеальное общество. Антиутопия вырастает из утопии.

Пространство в утопии намеренно ирреальное. В антиутопии это не город, а нереальное государство. Пространство замкнутой модели. Эти государства строятся на уничтожении традиции. Истребляется память, будто то было миф. Культура и религия - враги, т.к.формируют ценностиà истребление книг. Тотал контроль над информацией.

Борьба за то, чтобы все были счастливы, но счастливы одинаковыà насильственное осчастливливание.

Конфликт природы и цивилизации, отрицание естественности. Торжество технократизма.

Таким образом, назовём коротко черты А.:

 

  • Разоблачение идеального общества
  • Форма замкнутого пространства
  • Футуристичность жанра
  • Обязательно изображается будущее
  • Герой-бунтарь
  • Важно изображение самой системы

У Оруэлла система похода на Сталинское государство. У Хаксли- на Панамериканизм.

У Брэдбери идеальное общество построено на принципе потребления, на основе «мнимой» информации. У Оруэлла – на основе «лживой» информации.

Первый враг тоталитарного государства – подлинное знание, книга.

Второй враг- природа.

У человека должна быть возможность выбирать, иначе он станет «овощем». В раю не было выбора, но люди не могут жить без него.

Книга порой становится круче ядерной войны, поскольку человек начинает задумываться.

Модель идеального общества – это не идеальное общество, а модель соглашения. Человек может быть всем недоволен, но предложи ему самому сломать систему и он не способен это сделать.

Недаром говорил Руссо: идеальное государство- это общественный договор. А в Антиутопии нет основы договора.

Авторы размышляют о том, что должно произойти, чтобы люди жили нормально?

Голдинг выводит антиутопию на некий новый жанровый рубеж. У него она сближается с философской притчей. У него общество это вообще не государство.

Голдинг- пессимист. Что бы ни было, люди все равно превратятся в тиранов друг друга.

Тоталитаризм: ситуация, когда государство не учитывает индивидуальные желания отдельного человека. Люди- мусор. Голдинг неявно с этим спорит. Уберём государство. Возьмём мифолог модель- остров, где нет ни тиранов, ни катаклизм, а виноват во всем человек.

Тоталитарное государство возникает из природы самого человека.

 

Я выбрала Кларка «Город и звезды». Краткого содержания толком нет(как и Берджеса). Анализов тоже((Пишу, что нашла, со своими пометками. Так что простите, если что-то будет неверно(

Сначала совсем кратко, чтобы проследить черты Антиутопии.

 

Роман основан на ранней повести Кларка «Да не настанет ночь», которую некоторые предпочитают более позднему варианту. Книги существенно отличаются по содержанию, хотя основной сюжет и идейное наполнение принципиально не изменились при переработке повести в роман.

События фантастического романа Артура Кларка "Город и звёзды" (1956) происходят в далёком-далёком будущем - через миллиард лет от наших дней. Земля настолько стара, что океаны исчезли, а пустыня расползлась по всей планете.

В самом центре пустыни лежит последний город человечества - древний Диаспар, находящийся на высоком уровне технологического развития. Центральный компьютер, управляющий городом, может дать жителям всё, что угодно, поэтому им безразлично, что происходит во внешнем мире.

 

Главный герой Элвин является исключением из этого правила. Он хочет преодолеть душную инерцию Диаспара и вырваться за его пределы. Он ещё не знает, что ему предстоит узнать о том, почему люди отвернулись от звёзд и найти давно забытые секреты и чудеса...

 

В далеком будущем, человечество построило автономный город, расположенный под гигантским куполом. Управление Диаспаром, включая предоставление всех коммунальных услуг, производство товаров и регулирование численности его жителей, было поручено компьютеру. Когда-то, давным давно, большая часть населения Земли улетела к звездам, чтобы изучать и осваивать Вселенную. Оставшиеся люди и стали жителями Диаспара.

 

Город существовал изолировано от внешнего мира и, постепенно, перестал нуждался в нем. Прошел миллиард лет. Земля потеряла океаны и превратилась в сплошную пустыню, а город все существовал и жизнь в нем не менялась.

 

Люди в Диаспаре утратили способность к размножению. Компьютер хранил их личности в Хранилищах памяти и, по мере надобности, воспроизводил их. Когда приходило время, люди снова "уходили" в Хранилища. Фактически, они стали бессмертными. Их численность была зафиксирована на уровне 10 млн человек.

 

Умные, красивые, но потерявшие тягу к познанию жители Диаспара даже не думали выйти за пределы купола (у них появился психологический барьер) и проводили свою жизнь в развлечениях (хотя были и мыслители, вроде учителя Олвина). Несмотря на это, у города был Совет, состоявший из мудрейших его жителей, который решал некоторые общественные вопросы (как правило, путем обращения к компьютеру).

 

Создатели города, понимая, что стабильность рано или поздно приводит к упадку и деградации, внесли в его функционирование небольшой элемент неопределенности.

 

Во-первых, в память компьютера были заложены матрицы Шутов. Шуты были людьми, имеющими определенную тягу к беспорядкам, и обладали ярко выраженной индивидуальностью и любопытством. Время от времени, Шуты вносили в жизнь города разнообразие своими выходками (у них был доступ к некоторым механизмам управления городом), но, по большому счету, реальных изменений в существовании Диаспара они не делали.

 

Во-вторых, раз в несколько миллионов лет, компьютер порождал новую личность, свободную от рамок, в которые вогнали себя диаспарцы, и желающую познать окружающий мир, его историю и будущее. Эта личность, по замыслу создателей, когда-нибудь даст новый толчок к развитию человечества (что и произошло).

 

Элвину(иногда его называют Олвином), первому "ребенку", первой новой личности за последние 20 млн лет, и посвящен роман Артура Кларка.

 

Теперь более полно, чтобы знать и сюжет.

 

Основой для «Города и Звёзд» послужил самый первый роман Кларка — «Против наступления ночи». Этот небольшой по объему роман содержал в себе уже почти все основные мотивы, которые Кларк развивает в «Городе и Звёздах». Сюжеты двух романов мало чем различаются, можно найти довольно много прямых совпадений в тексте, но если внимательно присмотреться и более детально сравнить их, то станет заметно возросшее мастерство как в стилевом оформлении, так и в развитии некоторых тем. В работе над романом «Город и Звёзды» Кларк был особенно требователен к себе. Около двадцати (1935-1955) лет труда вложено в этот гимн неукротимому человеческому духу.

Главный герой, Элвин, живет в чудесном, печном городе Диаспаре. Жители этого города практически бессмертны, от скуки не страдают, ибо богатства его поистине неисчерпаемы, и одному человеку не удалось бы усвоить и познать все, что город мог ему предложить, даже за свою бессмертную жизнь. Идиллию нарушает то, что жители города боятся открытого пространства, и только Элвин стремится выйти за границы Диаспара. После долгих поисков он находит выход и попадает в Лис—страну, где люди живут в небольших поселениях посреди практически нетронутой природы. В Лисе знают о Диаспаре, но не желают устанавливать с ним постоянный контакт, так как считают его культуру более низкой; к аналогичному решению приходит и Совет Диаспара, когда Элвин рассказывает ему о своем открытии. Но Элвин не может смириться с поражением. С помощью робота, найденного им в Лисе и обладающего памятью еще о тех временах, когда Лис и Диаспар сообщались между собой, он отыскивает последний оставшийся на Земле космический корабль и летит к призывно сияющему на небе венку из Семи Звёзд, чтобы найти там землян, в незапамятные времена покинувших Землю. У Семи Звёзд он встречает Ванамонде, существо, когда-то созданное людьми; оно возвращает людям истинную историю взамен выдуманной ими и унижающей их. (Тема истребления памяти и навязывания иных ценностей).Элвин приносит возрождение Земле.

 

Бессмертие провело между людьми Диаспара и Лиса черту, разделившую их на многие тысячелетия. Оно как бы делало стабильность общества вечной, а саму мысль о возможности серьезных перемен — абсурдной.

Город и люди вечны по одной и той же причине, — информация о них хранится в блоках памяти Центрального Компьютера, поддерживающего Диаспар в состоянии застывшего совершенства. (тотальный контроль) Люди выращиваются искусственно, или, можно сказать, воссоздаются на основе информации о строении их тела и личности, поступающей из долговременной памяти Центрального Компьютера. Такой новорожденный, или точнее будет сказать, вновь рожденный человек первые двадцать лет своей жизни знакомится с географией Диаспара и основными занятиями его жителей под руководством наставника, развлекается, обзаводится друзьями. Как только ему исполняется двадцать лет, это своеобразное детство кончается, в человеке пробуждается память о всех его прошлых жизнях, и, используя возвращенный опыт и память прошлого, он живет до тех пор, пока не иссякнет желание жить (обычно несколько тысяч лет). Тогда пополненная и исправленная информация снова отправляется в блоки памяти, чтобы быть использованной для следующей «реинкарнации». Таким образом, в Диаспаре постоянно живут одни и те же люди, только в разных комбинациях, а чередование их зависит от плана (программы), заложенной в центральный Компьютер создателями Диаспара.

 

Когда-то, почти что в незапамятные времена, человечество входило в Галактическую Империю, и вершило судьбы всей Галактики, а Земля постепенно теряла свое влияние и значение, становилась консервативной, потому что самые дерзкие, самые инициативные, одним словом, — лучшие люди веками покидали ее и улетали к звездам. Нo, чтобы чувство вины перед своими потомкам и воспоминания о собственной трусости и нерешительности не отравляли им жизнь, оставшиеся сознательно исказили историю, создав легенду о непобедимых пришельцах, якобы пощадивших Землю на том условии, что ее обитатели никогда больше не выйдут в космос. Здесь Кларк затронул тему памяти поколений, влияния истории, осознанного людьми прошлого на их дальнейшую жизнь. «Изменяя историю, искажая прошлое, человек изменяет себя, лишает себя уже завоеванного опыта, а это не может пройти для него бесследно» — к такому выводу приводит Кларк читателя.

Оставшимся на Земле нужно было убежище, которое надежно защищало бы их от «страха смерти и страха Пространства». Таким убежищем стал Диаспар. И все-таки эта замкнувшаяся на себе цивилизация (тема замкнутого пространства/государства) была бы обречена на медленное вымирание (признаки деградации уже заметны: никто уже не знает, как устроены машины, поддерживающие жизнь города), если бы не создатели программы для Центрального Компьютера. Видимо, среди оставшихся были и такие, кто потом пожалел о своем решении и сделал все возможное, чтобы не допустить гибели земной цивилизации. Программа определяла «появление на свет» тех или иных людей в наиболее для них благоприятное время. Для того, чтобы общество не страдало от застоя (а это неизбежно, если принять во внимание его замкнутость), нужно его время от времени «встряхивать». Именно для этой цели был запланирован элемент неожиданности (оказывается, даже неожиданность можно запланировать!). Среди многочисленных должностей и занятий жителей была и такая полуофициаль­ная должность — Шут. Его обязанностью было нарушать слишком устоявшееся спокойствие.

 

Кедрон- Шут, по долгу службы интересуется всем необычным, что случается в городе, и если это необычное не содержит в себе угрозы, старается его поддержать и развить. Элвин в силу одного только его существования (ведь он — Особенный) интересен для Шута, а когда он замечает, что Элвин часто поднимается на Лоранскую Башню на границе Диаспара, в которой уже давным-давно никто не бывал, и подолгу задерживается там, то решает, что пришло время познакомиться с этим молодым человеком поближе. Как мы видим, уже с самого начала образ Кедрона обладает большей активностью и самостоятельностью. Кедрон живет затворником, подолгу не показываясь на люди, сограждане недолюбливают его за несколько отстраненный взгляд на вещи и саркастический склад ума. И именно он становится первым другом Элвина, понимающим его желание вырваться из Диаспара и узнать, что лежит за его стенами. Правда, до конца проникнуться духом перемен он не может и поэтому остается как был на ступеньку ниже Элвина.

 

В предисловии к роману «Город и Звёзды» Кларк писал, что одной из основных причин, побудивших его переработать свои первый роман, были значительные успехи новой науки об информации.

Можно утверждать, что экстраполяция успехов информатики в будущее и «применение» такой науки будущего в «Городе и Звёздах» дали единую основу, объединили основные образы романа и его темы, такие, как тема бессмертия, образы Элвина и Кедрона и тема стабильного общества.

 

Кларк изображает два варианта стабильного общества: Диаспар и Лис.

Раздумывая о том, как сложится дальнейшая судьба Диаспара, друг Элвина Хилвар (который приехал в Вечный Город с делегацией из Лиса), приходит к выводу, что наилучшим выходом из положения было бы разрушить блоки памяти Центрального Компьютера как порождение больной культуры. Но из этого эпизода неверно было бы заключить, что Кларк считает технический путь развития цивилизации губительным и ратует за возвращение к природе.

 

Лис достиг расцвета и продолжает существовать благодаря необычайно хорошо развитым телепатическим способностям его жителей. Телепатия для Кларка — это не только гипотетическая возможность передавать и принимать мысли на расстоянии. Благодаря постоянному телепатическому общению жители Лиса не перестают ощущать «теплое чувство общности», которого так не хватает обитателям Диаспара. Конечно, как всякое умение и знание, овладение телепатическими способами воздействия на личность может быть использовано как на благо, так и во зло. Но Кларк уверен, что разум гуманен (что он будет еще не раз повторять и своих произведениях), поэтому попытка Серанис, одной из старейшин Лиса, задержать Элвина насильно, парализовав волю, и изменить его память о пребывании в Лисе терпит поражение.

 

Цивилизация Лиса — это не естественная цивилизация в ее традиционном понимании. Знание не утеряно, людям здесь известно устройство и принцип действия многих машин и механизмов, хотя они и предпочитают не пользоваться техникой, если и без ее помощи можно справиться с начатым делом. Особенное развитие получили биологические науки, выведение самых разнообразных видов животных. Так же как и в Диаспаре, в Лисе любят искусство и увлеченно занимаются им.

Большое значение в романе имеет тема любви.

Искусственное воспроизведение жизни, синтезирование людей на основе записанной в блоках памяти Центрального Компьютера информации лишили любовь ее внутренней цели, завершенности. Больше не рождаются в городе дети, а вместе с детьми исчезла и нежность. Истинная любовь умерла, осталась только сексуальная жизнь. Правда, существуют еще более или менее продолжительные привязанности, так, например, Алистра долго ищет исчезнувшего Элвина. Но, вернувшись из Лиса, он не обращает на нее особенного внимания, он слишком увлечен открывшимися ему новыми горизонтами, и она успокаивается, не пытается ни вернуть его, ни понять новые мысли и чувства, наполняющие его душу. Воплощение сил молодого мира, Элвин пробудил в Алистре более глубо­кое чувство, чем поверхностные увлечения, обычные в среде их сверстников, но даже оно не оказалось прочным.

 

И все же люди любят по-настоящему в том мире будуще­го, который рисует Кларк. По дороге в Шалмиран (древнюю крепость) Хилвар и Элвин остановились в селении, где жила любимая Хилвара Ниара. Любовь, основанная на небывалой для прошлого степени взаимопонимания, доверия и самоот­верженности, жила в телепатическом обществе Лиса.

 

Для того, чтобы подчеркнуть идею могущества человека, Кларк ввел символический образ Великих. Как раз в то время, когда Диаспар решил отрезать себя от всего остального мира, там появился Учитель, прилетевший на одном из последних кораблей. Его учение состояло в том, что когда-нибудь Великие вернутся, и всё изменится к лучшему. Великие - это люди славных былых времён; дерзновенность их дел принесла им равенство и уважение цивилизаций, культура которых была много старше. Но это не обязательно должны быть те самые люди, когда-то покинувшие Галактику. Великим может стать и житель Диаспара с пытливым умом и смелым сердцем, который не побоится вернуть человечеству Земли его былую славу.

 

Из всех произведений искусства Диаспара Элвину, стремящемуся нарушить однообразие повторений и найти какой-нибудь выход, больше всего по душе пришелся прекрасный Цветок: «Скульптура была соткана из игры света и немного напоминала распускающийся цветок. Медленно, вырастая как бы из зерна цвета, он разрастался сложными спиралями и колышущимися световыми завесами, потом вдруг сжимался, и все начиналось снова».Элвина привлекала в Цветке изменчивость жизни.

В том космосе, который Кларк изображает в романах «Против наступления ночи» и «Город и Звёзды», нет ничего зловещего, угрозу создает только сам человек (например, Безумный Разум —Mad Mind). Поэтично изображая последнюю на Земле радугу, одинокое облачко, которое можно увидеть лишь раз за всю жизнь, Кларк помогает читателю острее почувствовать красоту его родной планеты, полной грудью вдохнуть живые запахи Земли, чтобы возродить ее к новой жизни — слишком жаль отдавать пустыне родину звездного человечества. Элвин вернет родной планете краски, океаны, леса и горы, которые когда-то пытался изобразить на экране своей комнаты в Диаспаре.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: