Тактическую подготовку как педагогический процесс можно условно разделить на несколько этапов [29].
Первый этап тактической подготовки должен быть направлен на развитие у занимающихся качеств и способностей, лежащих в основе успешных тактических действий. Тактика команды складывается, прежде всего, из разумных индивидуальных действий отдельных игроков. В этой связи целесообразно считать, что индивидуализация тактической подготовки не только одно из условий спортивного совершенствования, но и первый этап обучения тактике. Только после прохождения этого этапа тренер должен переходить к обучению групповой и командной тактике игры.
Иными словами, в процессе становления тактического мастерства для совершенствования групповой и командной тактики тренеру необходимо в каждом игроке воспитывать и развивать комплекс психических качеств, который позволял бы последовательно решать задачи тактической подготовки В качестве средства решения этой задачи наиболее эффективны различные упражнения, подвижные игры и эстафеты, которые требуют проявления быстроты реакции, ориентировки и ответных действий, а также сообразительности и наблюдательности, умения переключаться с одних действий на другие. Наиболее благоприятны возможности для развития этих ценных качеств в детском возрасте.
Второй этап представляют собой формирование тактических умений в процессе обучения игроков технически приемам. Обучение следует строить так, чтобы в игровых упражнениях и играх проявлялось единство техники и тактики. Достигается это двумя путями.
Во-первых, по мере овладения техническим приемом его "соединяют" с качествами и способностями, обуславливающими успех тактических действий.
|
Во-вторых, на этапе изучения приема целесообразно усложнять упражнения, чтобы они способствовали формированию тактических умений. Такой подход способствует развитию тактических способностей и совершенствованию технических навыков спортсмена.
Это обстоятельство важно и в том смысле, что подобных случаях техническая и тактическая подготовка будут протекать монолитно и целенаправленно.
В случае, когда техническая подготовка ведется исключительно по принципу "техника для техники", даже достаточно технически подготовленные игроки не могут выполнять в игре подчас простые тактические взаимодействия. Чтобы сделать процесс технической подготовки эффективным, необходимо пояснять игрокам назначение технических приемов в тактике. Технические приемы следует отрабатывать исходя из разновидностей встречающихся в практике вариантов. Это необходимо для того, чтобы тренирующиеся сумели неоднократно попробовать применить определенные технические элементы, вкладывая в них определенное тактическое содержание.
В данном случае необходимо руководствоваться тем, что основную роль должны играть не простота и сложность упражнений и не его общеизвестность: техническая задача решается при помощи упражнений, направленных на развитие тех психических качеств, которые служат компонентами тактических способностей. При таком направлении тренировки спортсмен должен не только обращать внимание на выполнение задания с высоким техническим мастерством, но и уметь синтезировать элементы техники и тактики в единое целое и рационально применять их.
|
Иными словами, обстановка, в которой игроки изучают и совершенствуют элементы техники, должна способствовать:
- совершенствованию технических элементов;
- выбору элементов техники, необходимых для конкретной тактической ситуации.
Когда спортсмен попадает в такие условия, его мышление развивается в процессе применения того или иного элемента техники и, таким образом, дает ему возможность применить технические элемент не механически, а творчески. Это обстоятельство развивает у занимающихся и умение ориентироваться в тактических ситуациях.
В процессе обучения и тренировки технические элементы необходимо постепенно усложнять, создавая тем самым условия для развития гибкости мышления. Например, в ходе тренировки технического элемента, добавляют одного-двух активных противников, которые, прикладывая усилия для срыва действий выполняющего элемент, осложняют ситуацию Игрок, выполняющий технический элемент, кроме механических действий должен проявлять в создавшейся ситуации и большую находчивость. Находчивость эта становится качеством лишь в процессе постоянной тренировки. Создание таких условий с постепенным переходом от простого к сложному, дает возможность использовать период длительного обучения элементам техники и для целенаправленного развития психических качеств, которые способствуют эффективной тактической деятельности.
Третий этап тактической подготовки - изучение собственно тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) в нападении и в защите. На первый план здесь выступают упражнения по тактике, игровые упражнения и двусторонняя игра.