Особенности деятельности педагога-психолога в рамках разработки и реализации основной образовательной программы




 

Автор: Соловьева Дарья Юрьевна,

педагог-психолог

МАОУ СОШ № 31 г. Сыктывкара.

Журнал «Практика административной работы в школе» № 3, 2016 г.

 

Одним из важнейших объектов нового Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) в соответствии со ст. 11 Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ стала Основная образовательная программа (далее – ООП). Основная образовательная программа – является главным документом, регламентирующим деятельность образовательной организации, реализующей ФГОС. ООП – документ, который определяет содержание деятельности всех участников образовательного процесса при движении от цели к результату. Это технологический документ, определяющий пути и условия достижения цели. Именно она определяет деятельность общеобразовательной организации по достижению планируемых образовательных результатов [3].

Традиционно деятельность педагога-психолога образовательной организации строилась по следующим направлениям:

· психологическая диагностика;

· психологическое консультирование;

· коррекционно-развивающая работа;

· психологическое просвещение и психопрофилактика.

Однако, профессиональный стандарт педагога-психолога [2] так же вводит новые направления деятельности такие как: психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ; психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательной организации.

Обозначенный перечень направлений оптимален и охватывает весь спектр работ, проводимых педагогом-психологом в рамках своего функционала. Однако, в связи с реализацией требований ФГОС внутри каждого из направлений сегодня происходит изменение содержания и целей деятельности [1].

Итак, какова же роль педагога-психолога в разработке и реализации основной образовательной программы? Для того чтобы понять, каким же образом педагог-психолог участвует в сопровождении ООП рассмотрим содержание его деятельности в рамках обозначенных нами направлений в соответствии с профессиональным стандартом педагога-психолога.


Структура ООП Содержание деятельности педагога-психолога Взаимодействие
Пояснительная записка В разработке и реализации не участвует  
Планируемые результаты освоения обучающимися ООП В разработке и реализации не участвует  
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП Разрабатывает и реализует мониторинг личностной и метапредметной составляющей результатов освоения ООП Зам. директора по УР, педагоги
Контролирует ход психического развития обучающихся на различных ступенях образования Педагоги, учащиеся, родители
Проводит диагностическую работу по выявлению уровня готовности обучающихся к новым образовательным условиям Зам. директора по УР, педагоги
Разрабатывает рекомендации субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности к новым образовательным условиям Зам. директора по УР, педагоги
Проводит мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения ООП, с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Зам. директора по УР
Осуществляет психологическое сопровождение мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения ООП Зам. директора по УР
Осуществляет психологическое обеспечение проведения мониторинга сформированности образовательных результатов у обучающихся в соответствии с ФГОС, в рамках неперсонифицированной оценки планируемых личностных результатов образовательного процесса Зам. директора по УР
Программа развития универсальных учебных действий Участвует в разработке программы по развитию универсальных учебных действий Зам. директора по УР, педагоги
Разрабатывает совместно с педагогами траектории обучения учащихся с учетом индивидуальных и возрастных потребностей и возможностей обучающихся Педагоги
Консультирует педагогов по выбору образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся Педагоги
Оказывает психологическую поддержку педагогам в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса Педагоги
Анализирует возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся Педагоги
Проводит психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности Зам. директора по УР
Программы отдельных учебных предметов, курсов внеурочной деятельности В сотрудничестве с педагогами проектирует индивидуальные программы обучения для построения индивидуального образовательного маршрута обучающихся (в т.ч. для одаренных детей) Зам. директора по УР, педагоги
Консультирует педагогов по вопросам реализации индивидуальных программ обучения для построения индивидуального образовательного маршрута обучающихся (в т.ч. для одаренных детей) Педагоги
Разрабатывает и реализует дополнительные образовательные программы, элективные курсы, курсы внеурочной деятельности Зам. директора по УР
Программа воспитания и социализации обучающихся Участвует в разработке программы воспитания и социализации обучающихся Зам. директора по ВР, классные руководители
Консультирует обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и пр. Классные руководители, учащиеся
Проводит индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками Классные руководители, учащиеся
С целью помощи в профориентации осуществляет комплекс диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и пр. особенностей старшеклассников Классные руководители, учащиеся
Консультирует родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и пр. Родители
Проводит изучение интересов, склонностей, способностей обучающихся, предпосылок к одаренности Классные руководители, учащиеся
Осуществляет диагностику одаренности, структуры способностей Классные руководители, учащиеся
Осуществляет социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностику социально-психологического климата в коллективе Классные руководители, учащиеся
Знакомит педагогов и администрацию с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанными в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления Зам. директора по ВР, классные руководители, социальный педагог
Ведет просветительскую работу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления Зам. директора по ВР, классные руководители, социальный педагог, родители
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Выявляет условия, неблагоприятно влияющие на развитие личности обучающихся Зам. директора по ВР, классные руководители
Разрабатывает психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер Зам. директора по ВР, классные руководители
Планирует и совместно с педагогом реализует превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиации поведения Классные руководители, социальный педагог
Разъясняет субъектам образовательного процесса необходимость и оценивает результаты применения здоровьесберегающих образовательных технологий Зам. директора по ВР, педагоги
Разрабатывает рекомендации для педагогов по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении Зам. директора по ВР, педагоги, социальный педагог
Планирует и организовывает работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, особенно – социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации Зам. директора по ВР, классные руководители, социальный педагог
Разрабатывает психологические рекомендации по соблюдению в образовательной организации психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе Зам. директора по ВР, классные руководители
Вырабатывает рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и др. по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды Зам. директора по ВР, педагоги, родители
Проводит мероприятия по формированию у обучающихся навыков общения в разновозрастной среде и среде сверстников, развитию навыков поведения в виртуальной и поликультурной среде Зам. директора по ВР, классные руководители
Участвует в формировании условий здорового образа жизни субъектов образовательного процесса, способствует развитию здоровьесберегающих образовательных технологий Зам. директора по ВР, педагоги
Проводит психологическую экспертизу программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды Директор, зам. по БТиЖ
Программа коррекционной работы Участвует в разработке коррекционной программы Зам. директора по УР, ВР, педагоги
Проводит скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития обучающихся, определяет лиц, нуждающихся в психологической помощи Зам. директора по УР, классные руководители
Составляет психолого-педагогические заключения по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, администрации и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся Зам. директора по УР, классные руководители, родители
Определяет степень нарушений в психическом, личностном и социальном развитии обучающихся, участвует в работе психолого–медико-педагогических комиссий и консилиумов Зам. директора по УР, ВР, классные руководители
Проводит диагностическую работу по выявлению уровня адаптации обучающихся к новым образовательным условиям Зам. директора по УР, педагоги
Разрабатывает рекомендации субъектам образовательного процесса по вопросам психологической адаптации к новым образовательным условиям Зам. директора по УР, педагоги
Выявляет особенности и возможные причины дезадаптации обучающихся с целью определения направлений оказания психологической помощи Зам. директора по УР, ВР, классные руководители
Диагностирует интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности обучающихся, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом разрабатывает способы их коррекции Зам. директора по УР, ВР, классные руководители
Консультирует педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для построения индивидуального образовательного маршрута обучающихся с особыми образовательными потребностями Зам. директора по УР, педагоги
Разрабатывает программы коррекционно-развивающей работы Педагоги, учащиеся, родители
Проводит коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанниками Учащиеся
Реализовывает индивидуально-ориентированные мероприятия по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся Педагоги, учащиеся, родители
Оценивает эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями Учащиеся, родители
Разрабатывает и реализует планы проведения коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении Классные руководители
Организует и осуществляет совместно педагогами, дефектологами, логопедами, социальными педагогами психолого-педагогическую коррекцию определенных недостатков в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации и адаптации Педагоги, дефектолог, логопед, социальный педагог
Формирует и реализует планы по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями Зам. директора по УР
Применяет стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием Педагоги
Осуществляет психологическое просвещение педагогов, администрации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации Зам. директора по УР, педагоги, родители
Учебный план Совместно с педагогом разрабатывает индивидуальные учебные планы для творчески одаренных обучающихся с учетом их личностных и др. психологических особенностей, содействует их развитию и организации развивающей среды Зам. директора по УР, педагоги
Совместно с педагогом разрабатывает индивидуальные учебные планы обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ и социальной адаптации Зам. директора по УР, педагоги
Разрабатывает психологические рекомендации по формированию и реализации индивидуальных учебных планов Зам. директора по УР, педагоги
План внеурочной деятельности В разработке и реализации не участвует  
Система условий реализации ООП:   Кадровые условия Разрабатывает и реализует дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников Педагоги
Консультирует администрацию, педагогов и других работников взаимоотношениям в трудовом коллективе и пр. профессиональным проблемам Педагоги
Знакомит педагогов и администрацию с современными исследованиями в области психологии младшего школьного, подросткового, юношеского возраста Педагоги
Психолого-педагогические условия Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные образовательные ресурсы Педагоги, учащиеся, родители
Формирует и реализует планы развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей Учащиеся, родители
Оказывает помощь в формировании психологической культуры субъектов образовательного процесса Педагоги
Консультирует администрацию, педагогов, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся Педагоги, родители
Информирует субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности Педагоги, учащиеся, родители
Знакомит педагогов, администрацию и родителей(законных представителей) в ходе консультирования, педагогических советов с основными условиями психического развития ребенка Педагоги, родители
Информирует о факторах, препятствующих развитию личности обучающихся, воспитанников и о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи Педагоги, родители
Разрабатывает и реализует программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса, работающих с обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления Педагоги, родители
Финансовые условия В разработке и реализации не участвует  
Материально-технические условия В разработке и реализации не участвует  
Информационно-методические условия Оформляет и ведет профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) Директор
Разрабатывает психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ Директор, зам. директора по УР
Участвует в поиске путей совершенствования образовательного процесса педагогическим коллективом Зам. директора по УР, педагоги
Разрабатывает и реализовывает программы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательной организации, в том числе программах поддержки объединений обучающихся и ученического самоуправления Директор, зам. директора по ВР

 

Список литературы:

 

1. Кудинова С.В. Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС начального общего образования // Управление начальной школой, № 1, 2015 г. С 30-37.

2. Профессиональный стандарт педагога-психолога, психолога в образовании // https://rospsy.ru/node/1878

3. Феденко Л.Н. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: особенности и порядок введения // Справочник руководителя образовательного учреждения, № 5, 2011. С. 20 - 25.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: