Автор: Соловьева Дарья Юрьевна,
педагог-психолог
МАОУ СОШ № 31 г. Сыктывкара.
Журнал «Практика административной работы в школе» № 3, 2016 г.
Одним из важнейших объектов нового Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) в соответствии со ст. 11 Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ стала Основная образовательная программа (далее – ООП). Основная образовательная программа – является главным документом, регламентирующим деятельность образовательной организации, реализующей ФГОС. ООП – документ, который определяет содержание деятельности всех участников образовательного процесса при движении от цели к результату. Это технологический документ, определяющий пути и условия достижения цели. Именно она определяет деятельность общеобразовательной организации по достижению планируемых образовательных результатов [3].
Традиционно деятельность педагога-психолога образовательной организации строилась по следующим направлениям:
· психологическая диагностика;
· психологическое консультирование;
· коррекционно-развивающая работа;
· психологическое просвещение и психопрофилактика.
Однако, профессиональный стандарт педагога-психолога [2] так же вводит новые направления деятельности такие как: психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ; психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательной организации.
Обозначенный перечень направлений оптимален и охватывает весь спектр работ, проводимых педагогом-психологом в рамках своего функционала. Однако, в связи с реализацией требований ФГОС внутри каждого из направлений сегодня происходит изменение содержания и целей деятельности [1].
Итак, какова же роль педагога-психолога в разработке и реализации основной образовательной программы? Для того чтобы понять, каким же образом педагог-психолог участвует в сопровождении ООП рассмотрим содержание его деятельности в рамках обозначенных нами направлений в соответствии с профессиональным стандартом педагога-психолога.
Структура ООП | Содержание деятельности педагога-психолога | Взаимодействие |
Пояснительная записка | В разработке и реализации не участвует | |
Планируемые результаты освоения обучающимися ООП | В разработке и реализации не участвует | |
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП | Разрабатывает и реализует мониторинг личностной и метапредметной составляющей результатов освоения ООП | Зам. директора по УР, педагоги |
Контролирует ход психического развития обучающихся на различных ступенях образования | Педагоги, учащиеся, родители | |
Проводит диагностическую работу по выявлению уровня готовности обучающихся к новым образовательным условиям | Зам. директора по УР, педагоги | |
Разрабатывает рекомендации субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности к новым образовательным условиям | Зам. директора по УР, педагоги | |
Проводит мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения ООП, с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) | Зам. директора по УР | |
Осуществляет психологическое сопровождение мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения ООП | Зам. директора по УР | |
Осуществляет психологическое обеспечение проведения мониторинга сформированности образовательных результатов у обучающихся в соответствии с ФГОС, в рамках неперсонифицированной оценки планируемых личностных результатов образовательного процесса | Зам. директора по УР | |
Программа развития универсальных учебных действий | Участвует в разработке программы по развитию универсальных учебных действий | Зам. директора по УР, педагоги |
Разрабатывает совместно с педагогами траектории обучения учащихся с учетом индивидуальных и возрастных потребностей и возможностей обучающихся | Педагоги | |
Консультирует педагогов по выбору образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся | Педагоги | |
Оказывает психологическую поддержку педагогам в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса | Педагоги | |
Анализирует возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся | Педагоги | |
Проводит психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности | Зам. директора по УР | |
Программы отдельных учебных предметов, курсов внеурочной деятельности | В сотрудничестве с педагогами проектирует индивидуальные программы обучения для построения индивидуального образовательного маршрута обучающихся (в т.ч. для одаренных детей) | Зам. директора по УР, педагоги |
Консультирует педагогов по вопросам реализации индивидуальных программ обучения для построения индивидуального образовательного маршрута обучающихся (в т.ч. для одаренных детей) | Педагоги | |
Разрабатывает и реализует дополнительные образовательные программы, элективные курсы, курсы внеурочной деятельности | Зам. директора по УР | |
Программа воспитания и социализации обучающихся | Участвует в разработке программы воспитания и социализации обучающихся | Зам. директора по ВР, классные руководители |
Консультирует обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и пр. | Классные руководители, учащиеся | |
Проводит индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками | Классные руководители, учащиеся | |
С целью помощи в профориентации осуществляет комплекс диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и пр. особенностей старшеклассников | Классные руководители, учащиеся | |
Консультирует родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и пр. | Родители | |
Проводит изучение интересов, склонностей, способностей обучающихся, предпосылок к одаренности | Классные руководители, учащиеся | |
Осуществляет диагностику одаренности, структуры способностей | Классные руководители, учащиеся | |
Осуществляет социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностику социально-психологического климата в коллективе | Классные руководители, учащиеся | |
Знакомит педагогов и администрацию с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанными в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления | Зам. директора по ВР, классные руководители, социальный педагог | |
Ведет просветительскую работу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления | Зам. директора по ВР, классные руководители, социальный педагог, родители | |
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни | Выявляет условия, неблагоприятно влияющие на развитие личности обучающихся | Зам. директора по ВР, классные руководители |
Разрабатывает психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер | Зам. директора по ВР, классные руководители | |
Планирует и совместно с педагогом реализует превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиации поведения | Классные руководители, социальный педагог | |
Разъясняет субъектам образовательного процесса необходимость и оценивает результаты применения здоровьесберегающих образовательных технологий | Зам. директора по ВР, педагоги | |
Разрабатывает рекомендации для педагогов по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении | Зам. директора по ВР, педагоги, социальный педагог | |
Планирует и организовывает работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, особенно – социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации | Зам. директора по ВР, классные руководители, социальный педагог | |
Разрабатывает психологические рекомендации по соблюдению в образовательной организации психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе | Зам. директора по ВР, классные руководители | |
Вырабатывает рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и др. по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды | Зам. директора по ВР, педагоги, родители | |
Проводит мероприятия по формированию у обучающихся навыков общения в разновозрастной среде и среде сверстников, развитию навыков поведения в виртуальной и поликультурной среде | Зам. директора по ВР, классные руководители | |
Участвует в формировании условий здорового образа жизни субъектов образовательного процесса, способствует развитию здоровьесберегающих образовательных технологий | Зам. директора по ВР, педагоги | |
Проводит психологическую экспертизу программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды | Директор, зам. по БТиЖ | |
Программа коррекционной работы | Участвует в разработке коррекционной программы | Зам. директора по УР, ВР, педагоги |
Проводит скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития обучающихся, определяет лиц, нуждающихся в психологической помощи | Зам. директора по УР, классные руководители | |
Составляет психолого-педагогические заключения по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, администрации и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся | Зам. директора по УР, классные руководители, родители | |
Определяет степень нарушений в психическом, личностном и социальном развитии обучающихся, участвует в работе психолого–медико-педагогических комиссий и консилиумов | Зам. директора по УР, ВР, классные руководители | |
Проводит диагностическую работу по выявлению уровня адаптации обучающихся к новым образовательным условиям | Зам. директора по УР, педагоги | |
Разрабатывает рекомендации субъектам образовательного процесса по вопросам психологической адаптации к новым образовательным условиям | Зам. директора по УР, педагоги | |
Выявляет особенности и возможные причины дезадаптации обучающихся с целью определения направлений оказания психологической помощи | Зам. директора по УР, ВР, классные руководители | |
Диагностирует интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности обучающихся, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом разрабатывает способы их коррекции | Зам. директора по УР, ВР, классные руководители | |
Консультирует педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для построения индивидуального образовательного маршрута обучающихся с особыми образовательными потребностями | Зам. директора по УР, педагоги | |
Разрабатывает программы коррекционно-развивающей работы | Педагоги, учащиеся, родители | |
Проводит коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанниками | Учащиеся | |
Реализовывает индивидуально-ориентированные мероприятия по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся | Педагоги, учащиеся, родители | |
Оценивает эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями | Учащиеся, родители | |
Разрабатывает и реализует планы проведения коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении | Классные руководители | |
Организует и осуществляет совместно педагогами, дефектологами, логопедами, социальными педагогами психолого-педагогическую коррекцию определенных недостатков в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации и адаптации | Педагоги, дефектолог, логопед, социальный педагог | |
Формирует и реализует планы по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями | Зам. директора по УР | |
Применяет стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием | Педагоги | |
Осуществляет психологическое просвещение педагогов, администрации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | Зам. директора по УР, педагоги, родители | |
Учебный план | Совместно с педагогом разрабатывает индивидуальные учебные планы для творчески одаренных обучающихся с учетом их личностных и др. психологических особенностей, содействует их развитию и организации развивающей среды | Зам. директора по УР, педагоги |
Совместно с педагогом разрабатывает индивидуальные учебные планы обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ и социальной адаптации | Зам. директора по УР, педагоги | |
Разрабатывает психологические рекомендации по формированию и реализации индивидуальных учебных планов | Зам. директора по УР, педагоги | |
План внеурочной деятельности | В разработке и реализации не участвует | |
Система условий реализации ООП: Кадровые условия | Разрабатывает и реализует дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников | Педагоги |
Консультирует администрацию, педагогов и других работников взаимоотношениям в трудовом коллективе и пр. профессиональным проблемам | Педагоги | |
Знакомит педагогов и администрацию с современными исследованиями в области психологии младшего школьного, подросткового, юношеского возраста | Педагоги | |
Психолого-педагогические условия | Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные образовательные ресурсы | Педагоги, учащиеся, родители |
Формирует и реализует планы развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей | Учащиеся, родители | |
Оказывает помощь в формировании психологической культуры субъектов образовательного процесса | Педагоги | |
Консультирует администрацию, педагогов, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся | Педагоги, родители | |
Информирует субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности | Педагоги, учащиеся, родители | |
Знакомит педагогов, администрацию и родителей(законных представителей) в ходе консультирования, педагогических советов с основными условиями психического развития ребенка | Педагоги, родители | |
Информирует о факторах, препятствующих развитию личности обучающихся, воспитанников и о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи | Педагоги, родители | |
Разрабатывает и реализует программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса, работающих с обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления | Педагоги, родители | |
Финансовые условия | В разработке и реализации не участвует | |
Материально-технические условия | В разработке и реализации не участвует | |
Информационно-методические условия | Оформляет и ведет профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | Директор |
Разрабатывает психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ | Директор, зам. директора по УР | |
Участвует в поиске путей совершенствования образовательного процесса педагогическим коллективом | Зам. директора по УР, педагоги | |
Разрабатывает и реализовывает программы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательной организации, в том числе программах поддержки объединений обучающихся и ученического самоуправления | Директор, зам. директора по ВР |
Список литературы:
1. Кудинова С.В. Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС начального общего образования // Управление начальной школой, № 1, 2015 г. С 30-37.
2. Профессиональный стандарт педагога-психолога, психолога в образовании // https://rospsy.ru/node/1878
3. Феденко Л.Н. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: особенности и порядок введения // Справочник руководителя образовательного учреждения, № 5, 2011. С. 20 - 25.