Вопрос 4. Поощрения и наказания: «за» и «против». Попробуйте вывести свои правила.




Вопрос 1. Метод воспитания и метод воздействия, по-вашему, в чем сходство и различие?

Ответ на 1 вопрос.

Метод воспитания – способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических и физических качеств личности.

Метод воздействия – заражение, внушение, убеждение, подражание. Эти способы влияют также на психологическое состояние людей.

Имеют свою цель – желание заставить человека сознательно или бессознательно подчиняться определённым установкам, нормам, законам.

Вопрос 2. Охарактеризуйте методы формирования сознания.

Ответ на 2 вопрос.

Главная цель этих методов - воздействие на сознание, чувства, волю воспитанников для объяснения и доказательства правильности или необходимости определенного поведения, норм и правил общения, отношение к окружающему миру и др.

К этой группе относятся методы:

- Признание, внушения;

- Убеждения;

- Примера.

Признание предусматривает информацию, сообщения о фактах, поступки, события, а также разъяснение сущности, значения тех или иных качеств личности, принципов, норм и правил поведения, путей достижения поставленной цели, способов самовоспитания, самообразования, чтобы сформировать на основе приобретенных знаний определенные понятия.

Внушение - метод психологического воздействия на человека, рассчитанный на некритическое восприятие ею слов, мыслей других, что приводит либо к проявлению у человека, даже кроме его воли и сознания, определенного состояния, чувств, отношения, либо к совершению человеком поступков, которые могут непосредственно не соответствовать ее принципам деятельности, поведения. Внушение не требует доказательств, аргументации, логики. Определяющим средством внушения могут быть яркие факты, цитаты, примеры, личность воспитателя. Степень внушения зависит как от возрастных, так и индивидуальных особенностей субъекта, его культурного и интеллектуального развития, особенностей характера, а также от временного состояния психики, авторитета воспитателя.

Убеждение - метод воздействия на сознание, волю индивида, способствует формированию новых взглядов, отношений или изменении тех, что не соответствуют общечеловеческим и национальным нормам и принципам. Метод предусматривает обоснование определенного понятия, отстаивание нравственной позиции, оценки поступков, действий и др.. Основу этого метода составляют знания, которые используются для объяснения и доказательства правильности или необходимости определенных отношений, поведения, но в сочетании с чувствами. Основными приемами реализации методов формирования сознания индивида являются: лекции, рассказы, беседы, диспуты, конференции, собрания, в основе которых лежит слово.

Пример — воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие.. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. «Долог путь наставлений, — говорил римский философ Сенека, — короток путь примера». Когда говорят о примере, подразумевают прежде всего пример живых конкретных людей — родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.

 

Вопрос 3. Охарактеризуйте методы организации практической деятельности.

Ответ на вопрос 3.

М етоды организации практической деятельности (формирования поведения)

Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности — упражнение.

Результат упражнений — устойчивые качества личности, т. е. навыки и привычки. Этим качествам в жизни человека принадлежит важная роль.

Требование — это метод воспитания, с помощью которого вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника. Одно из главных условий эффективности данного метода — чувство меры.

Приучение — это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. На жестком приучении основываются все авторитарные системы воспитания, где этот метод сочетается с наказанием.

Метод поручений дает результаты. С его помощью детей приучают к положительным поступкам

Метод воспитывающих ситуаций - метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях Выделим два важных момента обязательных для успешного применения воспитывающих ситуаций:

1. Ситуации не надуманные. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. Такие ситуации школьная жизнь преподносит на каждом шагу;

2. Неожиданность ситуации. Воспитанник, ожидающий определенную реакцию педагога, заранее готовит себя к ней, а если действия для него неожиданны, в большинстве случаев соглашается с учителем. Нарушителей разоружают великодушие, доброта, но при единственном и важном условии: они должны быть правильно поняты именно как гуманные действия, а не проявления слабости, неуверенности. В отдельных случаях оправдывает себя невмешательство воспитателя в развитие ситуации.

Вопрос 4. Поощрения и наказания: «за» и «против». Попробуйте вывести свои правила.

Ответ на 4 вопрос.

Правила наказания:

1) Наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому

2) Не унижайте ребенка

3) Недопустимо запоздалое наказание

Правила поощрения:

1) Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность

2) Не хвалите ребенка за естественные вещи

3) Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: