Тема3: «Производственная мощность предприятия»




Вопрос.1 Планирование: сущ, цели и задачи

 

Планирование - непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации, ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов.

Планирование деятельности компании– это документальная фиксация предстоящих действий или результатов конкретных действий компании в будущем.

 

Характерные черты эффективного планирования:

v целесообразность и адекватность;

v реалистичность; полнота;

v формализованность;

v сопоставимость показателей;

Принцип Краткая характеристика
Единство научно-технических, социальных и экономических задач развития организации Этот принцип находит выражение в составе целевых параметров планирования деятельности организации, видах разрабатываемых планов, в критериях оценки плановых решений
Научная обоснованность и оптимальность решений Обеспечивается применением современных информационных технологий, прогрессивных процедур и методов осуществления производственных процессов, использованием методов опти­мального планирования, экспериментов, оптимизации плановых решений, построения интегриро­ванных систем подготовки и обработки данных
Доминирование стратегических аспектов в планировании Ориентация на отдаленные результаты требует обязательного использования специфических форм стратегического планирования на предприятии и подчинения ему всех других видов оперативного планирования
Комплексность планирования Означает системную увязку всех разрабатывае­мых на предприятии планов
Ресурсная сбалансированность планов Реализуется составлением во всех сферах и на всех уровнях предприятия материальных, трудовых, финансовых, энергетических и прочих видов балансов
Гибкость и эластичность планирования Означает требование динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних или внешних факторов, а также способности сохранять необходимые резервы и предусматривать плановые альтернативы
Непрерывность планирования Реализация принципа находит свое наиболее пол­ное выражение в концепции скользящего планирования, в которой, благодаря периодическому продлению планов долгосрочные укрупненные расчеты сочетаются с краткосрочным детальным планированием

v систематичность; цикличность;

v определенность и конкретность;

v профессионализм.


Задачи планирования:

1. Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений.

2. Перспективная ориентация и распознавание проблем развития. План намечает желаемое в будущем состояние объекта и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных.

3. Координация деятельности структурных подразделений работников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов.

4. Создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу «факт-план».

5. Стимул (мотивация) трудовой активности работающих. Успешное выполнение плановых заданий - объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников.

6. Информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника информацию о целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.

Принципы планирования

 

Вопрос.2 Классификация форм внутрихозяйственного и корпоративного планирования

- По степени охвата

общее планирование и частичное планирование

- По содержанию предпринимательской политики

стратегическое планирование, тактическое планирование и оперативное планирование

- По объектам (сферам функционирования)

планирование сбыта, планирование производства, планирование персонала, планирование заготовок, инвестиционное планирование, планирование финансов

- По глубине планирования

глобальное, контурное, ограниченное по заданным рамкам и детальное

- По временному горизонту планирования

краткосрочное планирование, среднесрочное планирование и долгосрочное планирование

- По координации во времени

планирование по календарным срокам (последовательное) и скользящее (перекрывающее) планирование

- По методам реализации

директивное и индикативное

жесткое и гибкое

 

Виды планирования раз-тся по сле. признакам:

· Целям

· Предмету

· Уровню

· Содержанию

· Периодам планирования

 

 

рис. Схема классиф-ии видов внутрихозяйственного планирования

 

Стратегическое планированиезаключается в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и стратегий поведения. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период 5 и более лет.

Оперативное планированиезаключается в поиске и согласовании наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации. Оперативное планирование имеет своей задачей реализацию потенциала организации в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и проч.

 

Сравнительная характеристика

Стратегическое планирование имеет большое значение для успешной деятельности фирмы:

· Во-первых, план задает направление деятельности предприятия и позволяет лучше понять структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения и сбыта, ценообразования.

· Во-вторых, он обеспечивает каждому подразделению четкие цели, которые увязываются с общими задачами всего предприятия.

· В-третьих, он стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений.

· В-четвертых, стратегическое планирование заставляет предприятие оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения возможностей и угроз со стороны окружающей среды.

· В-пятых, план определяет альтернативные действия, которые может предпринять фирма.

· В-шестых, дает основу для распределения ресурсов.

 

Методу планирования

 

Сущ. 3 метода планирования балансовый, расчетно-аналитический, экономико-математические, графоаналитический и программно-целевые

 

Балансовый метод планирования обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана. Например, балансовый метод увязывает производственную программу с производственной мощностью предприятия, трудоемкость производственной программы — с численностью работающих. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый и др.

Расчетно-аналитическии метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.

Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

Графоаналитический метод дает возможность представить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например, между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда. Сетевой метод является разновидностью графоаналитического. С помощью сетевых графиков моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам (например, реконструкция цеха, разработка и освоение новой техники и др.).

Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы, т. е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Характерная черта программы — ее нацеленность на достижение конечных результатов. Стержнем программы является генеральная цель, конкретизируемая в ряде подцелей и задач. Цели достигаются конкретными исполнителями, которые наделяются необходимыми ресурсами. На основе ранжирования целей (генеральная цель — стратегические и тактические цели — программы работ) составляется граф типа «дерево целей» — исходная база для формирования системы показателей программы и организационной структуры управления ею.

 

Рисунок 1 Процедура разработки комплексного плана предприятия

 

Вопрос 3. Бизнес-планирование

Бизнес - план - это план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы предмет, основные цели, стратегии, направления и географические регионы хозяйственной деятельности, в котором определены ценовая политика, емкость и структура рынка, условии осуществления поставок и закупок, транспортировки, страхования и переработки товаров, факторы, влияющие на рост, снижение доходов и расходов по группе товара и услуг, являющихся предметом деятельности фирмы.

 

Современной практике бизнес-план выполняет пять функций:

Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функция - планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

Третья функция позволяет привлекать денежные средства - ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.

Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.

Главная цель бизнес-плана — выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетингового синтеза. Другие цели разработки бизнес-плана могут быть различными, например:

· получение кредитов или привлечение инвестиций;

· определение степени реальности достижения намеченных результатов;

· доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;

· убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте, и другие.

 

Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:

· гибкость, предусматривающая постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования предприятия. Его соблюдение требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды;

· непрерывность, предполагающая скользящий характер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов, «сдвигая» период планирования (например, после завершения отчетного месяца, квартала, года);

· коммуникативность, под которой понимается координация и интеграция усилий. Все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо;

· многовариантность, позволяющая выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды;

· итеративность, предусматривающая неоднократность увязки уже составленных разделов плана (итерации). Это обусловливает творческий характер самого процесса планирования

 

К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно также отнести:

1. специфику вида предпринимательской деятельности;

2. размеры предприятия;

3. цель составления бизнес-плана;

4. общую стратегию предприятия;

5. перспективы роста создаваемого предприятия;

6. размер предполагаемого рынка сбыта;

7. наличие конкурентов.

Структуру бизнес-плана предприятия:

1. Концепция бизнеса (резюме).

2. Описание предприятия и отрасли.

3. Характеристика услуг и продукции.

4. Исследование и анализ рынка сбыта.

5. Конкуренция и конкурентное преимущество.

6. План маркетинга.

7. План производства.

8. Организационный план.

9. Финансовый план.

10. Финансовая стратегия.

11. Потенциальные риски.

 

 

Тема3: «Производственная мощность предприятия»

1. Производственная мощность предприятия

2. Показатели для расчета производственной мощности

3. Производственная программа предприятия

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: