Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте ребята! Садитесь. Все готовы к уроку? (Ответы детей.)
II. Актуализация знаний.
- С каким писателем мы познакомились на прошлом уроке?
-Теперь давай вспомним биографию писателя, вспомним значимые даты его жизни. Для этого поиграем в игру «Верно ли…».
Игра «Верно ли…» (прием технологии развития критического мышления) по биографическому материалу писателя с целью развития внимательности и закрепления пройденного материала.
· Астафьев родился в Краснодарском крае в 1942 году
· Ему было семь лет, когда утонула мать
· Когда началась Великая Отечественная война, Астафьев был слишком мал и не принимал участия в боевых сражениях
· В 1952 году становится сотрудником газеты «Чусовой рабочий»
· Из родных мест ушел в 1942 году
· Первый рассказ опубликован в газете «Вестник»
· В 1996 году получил Государственную премию России
· Умер российский писатель в 2011 году
- Давайте с вами вспомним, о чем писал Виктор Петрович? (О войне, о мире, о детях, о природе)
III. Работа по теме урока
- А сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рассказом Виктора Петровича Астафьева.
Прочитайте, пожалуйста, название рассказа, который мы сегодня с вами будем читать. (Дети читают название рассказа.)
- Каковы ваши предположения, о чем пойдет речь в данном рассказе?
1. Первичное восприятие текста.
Чтение текста учителем (меня заменяют взрослые!!!)
- Ребята, я вам прочитаю рассказ «Бабушка с малиной», а вы внимательно слушайте и следите. (Чтение рассказа учителем, учащиеся внимательно слушают учителя).
Вопросы к первичному восприятию.
- Понравился ли вам рассказ? Чем именно он вам понравился? (Ответы детей).
- О чем этот рассказ? (Ответы детей).
- Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение: грусть, радость, сожаление, сочувствие? (Ответы детей).
- Кто главный герой этого рассказа? (Сама бабушка).
- Какой вы себе ее представляете?
2. Чтение текста учениками. Беседа по содержанию.
(Словарная работа ведется по ходу всего урока)
Работа над первой частью рассказа.
- Что мы узнали из первой? Где происходит действие? (На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд Комарихинская — Тёплая гора)
- Как ведут себя пассажиры поезда? Кто эти пассажиры? Найдите в тексте (Пассажиры спешат, поэтому у вагона давка, паника и суета; штук тридцать ребятишек, старушонка)
- Как понимаете значение слова гвалта? (Шум, крик, гам, тревога, суматоха)
- Как автор называет бабушку? (Старушонка)
- Сравните действия ребят и «старушонки». Что во время суеты делают молодые ребята и что делает бабушка? Найдите в тексте.
- Как понимаете значение слов тамбор и туес?
- И действительно, ловким и шустрым ребятишкам противопоставлена пожилая женщина, которой все уже дается с трудом, но она по-прежнему, как когда-то в молодости, старается всюду успеть, всех опередить.
- «… и в это время случается авария. Да что там авария – трагедия!» Что же произошло? Для кого произошла трагедия? Обратите внимание на состояние бабушки. (Оцепенела - схватилась за сердце – потрясенно смотрела – встрепенувшись, крикнула).
- И здесь впервые автор дает описание внешности «бабки». Зачитайте и подумайте, с какой целью, в первую очередь, обращает внимание автор. (Руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы…». Автор говорит не только о растерянности «бабки», но и о ее нелегкой жизни).
- Как повели себя пассажиры, когда бабушка вошла в вагон? (Поспешно освободили место и притихли)
- Как повела себя сама бабушка? (Молча села, сорвала пустой туес с шеи и сердито запихнула его пяткой под скамейку)
-Как вы думаете, для чего автор ввел в рассказ описание старого, пустого, никому не нужного фонаря? Найдите описание фонаря в тексе. (Повтор слова «пусто» усиливает мотив «одиночества среди людей», еще глубже показывает «бабкино горе»)
Работа над второй частью рассказа
- А ведь еще какой- то час назад она была совершенно счастлива». В чем заключается «бабушкино счастье»? Как она собирала эти ягоды? («…через силу лазила по чащобе и лесным завалам, быстро, со сноровкой собирала малину)
- Что мы узнаем о бабушке из ее рассказа «в минуты счастья»? («Ловка бабка и на диво говорлива. Успела рассказать ребятам о том, что человек она ноне одинокий, пережила всю родню. Прослезилась, помянув внука Юрочку, который погиб на войне, потому что был лихой парень и не иначе как на танку бросился, и тут же, смахнув платком слезы с реденьких ресниц, затянула песню)
- «А теперь вот молчит, замкнулась. Горе у бабки». Почему же так расстроилась бабка? Малину ли ей только жалко? (Жалко своего напрасного труда, своих стараний, обидно, что нет прежней ловкости, сноровки, что некому пожалеть бабку – одна-одинешенька она на свете)