Начало международно-правовой охране авторских и смежных прав было положено еще в 1886 г. подписанием Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Она была принята 9 сентября 1886 года в Берне (Швейцария). Первыми участниками конвенции были Бельгия, Германия, Франция, Испания, Великобритания, Тунис и Швейцария. Спустя много лет, 13 марта 1995 года участником Бернской конвенции стала и Российская Федерация.
Значимость Бернской конвенции в сфере охраны смежных прав заключается в том, что она впервые установила ряд принципов международного авторского права, которые получили свои собственные названия.
Во-первых, это принцип национального режима, в соответствии с которым каждая страна-участник конвенции предоставляет гражданам других стран-участниц те же авторские права, что и своим собственным гражданам. Любые разбирательства по поводу подпадающих под конвенцию произведений происходят по законам страны, на территории которой они используются. Например, французский закон об авторском праве применим к любым материалам, публикуемым или исполняемым на территории Франции, вне зависимости от того, где эти материалы были первоначально созданы.
Во-вторых, принцип независимости охраны. Он заключается в том, что охрана произведения в каждой стране никак не зависит от охраны произведений в других странах, в том числе в стране происхождения произведения.
Третий принцип - принцип автоматической охраны -- гласит, что авторское право не требует для использования каких-либо предварительных формальностей (типа регистрации, особого заявления о претензиях на копирайт, разрешения властей и т.д.) и возникает автоматически в момент фиксации произведения в материальной форме (для граждан стран-членов конвенции) или первой публикации (для опубликованных в этих странах произведений иностранных авторов).
|
Презумпция авторства -- еще один значимый принцип Бернской конвенции. В соответствии с этим принципом, автором считается тот, чьё имя или псевдоним указаны на обложке книги. Интересно, что в России автором может быть только человек, в то время как США признаёт авторство юридических лиц.
Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений требует предоставления авторам следующих исключительных прав: право на воспроизведение произведения любым способом и в любой форме, право на перевод, право на публичное вещание, право на публичное исполнение, право на публичное чтение, право на переделки, аранжировки и другие изменения произведения (право на переработку) и право на кинематографическую переделку произведения.
Минимальный срок этих прав для большинства произведений устанавливается как вся жизнь автора и 50 лет с года его смерти. Для произведений, опубликованных анонимно (или под неизвестным публике псевдонимом), -- 50 лет с момента публикации. Минимальный срок охраны для фотографий? 25 лет, для кинематографических произведений -- 50 лет с момента создания или первого показа. Для произведений декоративно-прикладных жанров минимальный срок не установлен. На практике вычисление надлежащего срока охраны ещё более сложно, требует учёта различных тонкостей международных отношений, национальных законодательств и судьбы конкретных произведений.
|
Далее следует указать на Римскую конвенцию 1961 г. об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Основная задача данной конвенции - создать единый правовой режим охраны и защиты обладателей смежных прав. В настоящее время в ней участвует более 60 государств, а Россия стала участником конвенции в 2003 г.
Ранее созданные международные акты фактически не определяли и не регулировали единообразно права тех, кто исполняет авторские произведения, создает фонограммы и программы вещания. Такой пробел компенсировала Римская конвенция, основанная на принципах предоставления национального режима и обеспечения минимального уровня охраны прав. В числе дополнительных условий для присоединения к Римской конвенции предусмотрено членство в ООН (Организация Объединенных Наций) и вышеназванной Бернской конвенции (либо Всемирной конвенции об авторском праве, принятой в Женеве в 1952 г.).
В результате присоединения к Римской конвенции Россия решила различные задачи. Во-первых, мы встали на путь цивилизованного развития рынка смежных прав, предполагающего, в том числе, выплату «справедливого вознаграждения» исполнителям и производителям фонограмм. Ведь дело далеко не в том, чтобы обеспечить уплату соответствующих средств иностранным гражданам и фирмам, обладающим смежными правами, но и в том, чтобы «открыть» зарубежные рынки для отечественных правообладателей в связи с бурным развитием отечественной шоу-индустрии, ростом исполнительского мастерства артистов и повышением авторитета наших режиссеров. Во-вторых, факт присоединения к данной конвенции необходим для вступления во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). В-третьих, условия конвенции таковы, что позволяют России в легитимном порядке не распространять соответствующие правила на исполнения, фонограммы и передачи эфирного вещания, записанные до вступления в конвенцию.
|
Следующий международный акт - подписание Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.). Для России она действует с 13 марта 1995 г.
По существу данная Конвенция есть продолжение Римской конвенции, поскольку посвящена частным аспектам охраны прав производителей фонограмм от действий, нарушающих их интересы. Женевская конвенция 1971 г. не предусматривает установления национального режима, как предшествующие, она лишь требует от каждого государства-участника принимать эффективные меры борьбы с незаконным изготовлением фонограмм, производством их копий и несанкционированным распространением среди «публики», в том числе требует установления уголовно-правовых санкций. Конвенция устанавливает минимальные требования к оформлению фонограмм, включая наличие в национальном законодательстве нормы, обязывающей сопровождать копии фонограмм знаком в виде латинской буквы Р в окружности, указания на первый год издания, а также данные, позволяющие определить производителя (правопреемника) или обладателя исключительной лицензии.
21 мая 1974 г. в Брюсселе была подписана конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники - Брюссельская конвенция. Для СССР конвенция вступила в силу 20 января 1989 г., Российская Федерация является участницей конвенции как правопреемница СССР.
Брюссельская конвенция направлена на запрещение противозаконного распределения программонесущих сигналов, передаваемых с помощью спутника. Договаривающиеся государства вправе выбирать способ предотвращения противозаконного распространения сигналов. В качестве такого может применяться законодательство об охране интеллектуальной собственности в соответствии с конвенциями об авторском праве, путем принятия административных мер, уголовных санкций, использования законов об электросвязи.
Российской Федерацией заключены и двусторонние договоры с рядом стран. В основе таких соглашений обычно лежит принцип взаимного признания и охраны авторских прав.
По мнению специалиста в области авторских прав М. М. Богуславского, главная проблема, решение которой было поставлено при установлении международного правового режима применительно к авторским произведениям, заключается в исходной территориальности прав автора. Это означает, что по общему правилу права автора признаются и защищаются только на территории данного конкретного государства. Если даже другое государство и предоставляет определенную защиту произведениям авторам иных стран, то содержание норм, определяющих такую защиту, может не совпадать с нормами об авторских правах на родине автора и т.д. Богуславский М.М. Участие СССР в международной охране авторских прав. - М.: Юридическая литература, 1974.
Выходом из ситуации явилось заключение международных договоров, как двусторонних, так и многосторонних. Именно в таком направлении и развивается международная практика унификации правового режима авторских произведений, защиты авторских и смежных прав.