Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса




Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

Понятие о мировом образовательном пространстве. ЮНЕСКО как создатель международной образовательной политики. Деятельность Международной комиссии по образованию для 21 века при ЮНЕСКО. Цели образования в 21 веке. Понятие о тенденциях развития мирового образовательного пространства. Характеристика основных тенденций развития мирового образовательного пространства. Интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. Болонский процесс. Россия и Болонский процесс.

Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса

Развитие научного и технического прогрессов и достижений мировой цивилизации послужило мощным стимулом для модернизации и развития идей мировой педагогики и системы образования.

Новые тенденции современного развития мирового образовательного процесса:

1) большинство педагогов, даже далеких от радикальных решений, настаивают на индивидуализированном обучении. Важно, чтобы в учебно-воспитательном процессе учитывались личные способности и интересы учащегося;

2) необходимо увеличить внимание к личности за счет уменьшения численности учеников в классе, сокращения учебной недели и изменения классно-урочной системы;

3) интенсификация учебного процесса.

Для индивидуализации образования характерны следующие черты:

1) индивидуальный режим (гибкое расписание);

2) индивидуальный ритм изучения учебного материала;

3) использование особых дидактических материалов для самостоятельной работы;

4) фиксирование минимума и максимума объема усвоения учебного материала;

5) подвижные учебные группы;

6) учитель в роли консультанта и координатора;

7) самостоятельный выбор режима обучения;

8) сотрудничество ученика и учителя.

Сегодня одновременно сосуществуют традиционные и нетрадиционные системы обучения.

Характеристики традиционного обучения:

1) последовательное формирование знаний, умений и навыков;

2) варианты уроков при традиционном обучении разнообразны: урок-открытие, урок-дискуссия, урок-экскурсия и др.

Особенности нетрадиционных моделей обучения:

1) они условно разделяются на две группы – репродуктивной и поисковой ориентации;

2) постепенное внедрение предложений, касающиеся модернизации режимов, методов, форм обучения. В некоторых странах меняется ритм учебного года. В отдельных школах ученики располагаются не за стандартными партами, а в удобной позе вокруг учителя;

3) широкое использование нестандартных приемов преподавания;

4) все новшества базируются на необходимости развивать у ребенка творческие способности и инициативу, поэтому на первый план выходит самостоятельная работа учащихся;

5) активно рассматриваются перспективы применения в школе новейших технических средств как мощного источника информации и самообразования, гарантирующих успешную модернизацию учебной деятельности. Использование техники рушит стереотипность в уроках, позволяет по-новому вести индивидуальные занятия, управлять учебным процессом. Развитие технического прогресса сегодня позволяет создавать новые технологии, которые могут увеличить информативность, интенсивность и результативность образования. Хотя использование в школе телекомьютерных устройств порождает и ряд проблем. Среди них – нехватка опытных специалистов для работы с новой техникой, вопросы соблюдения гигиены и охраны здоровья школьников и др.

В России разработана методика опережающего обучения, где трудные темы изучаются в первую очередь (С. Н. Лысенкова) и методика «коллективного способа учебной работы», где каждый школьник расширяет свои знания с помощью товарищей (В. К. Дья ченко, А. С. Соколов).

Современная педагогическая наука постоянно развивается и прогрессирует. Меняются взгляды на педагогический процесс, методы и средства обучения и воспитания становятся более гуманными и эффективными. Организация школьного обучения все больше демократизируется, повсеместно вводится диверсификация и дифференциация обучения. Постоянно возникают новые тенденции образования, экспериментальная педагогика активно распространяет свои идеи, многие из которых становятся частью широко используемых педагогических методов. Одним из проявлений экспериментальной педагогики стала повсеместная организация открытых школ. Программа таких учебных заведений направлена на тесную взаимосвязь в процессе обучения с окружающим миром и формирование самостоятельности детей в сфере обучения, воспитания и повседневной жизнедеятельности. Вопреки классической организации классно-урочной системы возникли альтернативные школы, которые направлены на гуманизацию отношений участников учебно-воспитательного процесса.

В дидактике в настоящее время существует три основных направления: традиционное, рационалистическое и феноменологическое. Нестандартный взгляд на обучение просматривается в феноменологической концепции, которая ставит в центр внимания обучающего процесса индивидуальность, личность. Содержание обучения строится в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ученика, его склонностями, способностями, интересами и т. д.

Теория воспитания содержит два принципиально разных направления: социальное и психологическое. Первое подразумевает под основой воспитания социальную среду человека, второе – биологические особенности и психологические процессы, сопровождающие взросление и развитие человеческой личности.

Все большее распространение получает социальная педагогика, особенно много сторонников она нашла в США и Франции. Второе направление является несколько более гуманным, и имеет много сторонников в разных странах мира.

В современной педагогике уделяется большое внимание правильному определению задач и проблем воспитания человеческой личности. Задачами первостепенной важности, по мнению большинства педагогов мира, являются следующие: воспитание толерантности к разнообразию наций, религий, традиций и культур; нравственное воспитание; ориентир на воспитание миролюбивости и стремление к мирному сотрудничеству и разрешению конфликтов. Осуществляются проекты, направленные на эффективное интернациональное воспитание. Политическое воспитание, призванное сформировать определенные патриотические чувства и ответственность за судьбу своего государства.

Важнейшим направлением современного воспитания является формирование у человека определенной морали, способной противостоять распространенным в настоящее время асоциальным проявлениям ровесников. В этой связи наблюдается конфронтация двух тенденций современной и традиционной педагогики. Многие учебные заведения не отошли от привычного авторитаризма в осуществлении учебно-воспитательной деятельности, который противоречит развитию самостоятельности, формированию ответственности, способностей к нестандартному эвристическому мышлению, гуманных сторон личности, высоких нравственных норм. Одним из последствий борьбы этих направлений явилось возникновение распространенной на Западе поведенческой методики воспитания. Она предполагает создание атмосферы сотрудничества, свободы мысли, способствует проявлению индивидуальности и развитию творческих способностей.

В системе образования подавляющего количества стран наблюдается значительная демократизация, то есть право учебных заведений на автономию, частичное самоуправление. Доступность образования в настоящее время является насущной проблемой многих стран. Не все люди могут получить желаемое образование, в основном по причине финансовых и социальных противоречий. В некоторых странах мира, особенно переживающих экономический кризис, остро стоит проблема обязательности образования, вызванная снижением посещаемости учебных заведений, качества образования, организация диверсификации образования на должном уровне и др.

Большое значение уделяется созданию специальных условий для талантливых, одаренных детей, а так же детей, имеющих различные отклонения, развитие которых производится с использованием методов коррекционной педагогики. Почти во всех странах мира имеет место компенсирующее обучение, направленное на оказание помощи в обучении отстающим ученикам.

Школьные системы запада с начала 1990-х гг. подверглись многочисленным реформам. Большинство зарубежных стран осознало, что высокий уровень образования в стране является важным и необходимым условием прогрессивного развития общества, науки и культуры. Школьные программы, при неизменно устойчивой основе, постоянно подвергаются различного рода модификациям и нововведениям. Кроме того, в общеобразовательной школе имеется несколько типов программ: обязательная и специализированные, обеспечивающие диверсификацию и дифференциацию обучения.

В системе начального образования существует множество частных школ, причем большинство из них имеют какую-либо религиозную направленность. Государственные же школы стран Западной Европы и США либо полностью светские, либо включают религиозные дисциплины. Общая мировая тенденция по этому вопросу характеризуется лояльностью по отношению к религиозной составляющей в программе начального образования, каждому предоставляется свобода выбора в данном вопросе.

Образовалась наиболее четкая преемственность между ступенями образования. Высшее образование получает все большее распространение и развитие, особенно в ведущих странах мира. Это явление имеет и положительные и отрицательные стороны. К первым относится большая социальная дифференциация студентов, ко вторым – снижение качества образования, что объясняется осложнением государственного контроля большего количества высших учебных заведений.

Существенно изменился характер подготовки педагогических кадров, она перешла на качественно новый уровень и в большинстве педагоги имеют высшее образование.

Одной из проблем современного общего образования является функциональная безграмотность, то есть человек, формально окончивший учебное заведение, фактически не обладает должным уровнем знаний, умений и навыков, достижение которого предполагается курсом проведенного обучения.

Важным этапом развития мировой школы является внедрение в процесс обучения и воспитания технических средств, возникших в результате научно-технического прогресса общества. Первыми такими средствами были магнитофон, телевизор, различные механические устройства. Следующим шагом было появление в школе компьютера, который служил не только многофункциональным средством обучения, но и «помощником» в осуществлении организации и контроля различных сфер деятельности школы.

Стремительное развитие средств массовой информации (СМИ) породило даже особое название – параллельная школа. Педагоги всего мира обращают внимание на необходимость контроля доступа детей к различным СМИ с учетом их возрастных и психологических особенностей, так как параллельная школа может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на формирование личности ребенка.

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разных типов и уровней, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.

Реформирование системы образования в России характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной педагогике и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство.

Современное развитие российского общества требует развития инновационного обучения, ориентированного на будущее. Инновации в системе образования главным образом связаны с изменениями, относящимися к цели, содержанию, методам, технологиям, учебно-методическому обеспечению, системе управления, системе финансирования, учебным программам.

Для мирового образовательного пространства характерны весьма важные тенденции, особенно ярко проявившиеся в конце XX в.

Первая тенденция – это повсеместное ориентирование большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

Вторая тенденция заключается в углублении межгосударственного сотрудничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от степени равенства условий партнерства государств и отдельных участников.

Третья тенденция предполагает существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей за счет введения научных и учебных дисциплин, ориентированных на человека: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.

Четвертой тенденцией в развитии мирового образования является значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.

Организационное регулирование мирового образовательного пространства осуществляет ЮНЕСКО.

К настоящему времени в мире сложились следующие образовательные модели:
американская, французская, немецкая, английская и российская (общеобразовательная школа – лицей или колледж – институт, университет или академия – аспирантура – докторантура).

19 июня 1999 г. в итальянском городе Болонья министры образования 29 европейских стран подписали Декларацию о европейском регионе высшего образования. Основная цель Болонского процесса заключается в создании общеевропейской системы высшего образования, которая поможет повысить мобильность граждан на мировом рынке труда и усилить конкурентоспособность европейской высшей школы. В настоящее время абсолютным лидером по части предоставления международньгх образовательных услуг являются США. В число первоочередных, зафиксированных в Декларации задач, которые должны быть выполнены к 2010 г., входят:
♦ введение двухуровневой системы высшего образования: бакалавр – магистр (или докторская степень);
♦ внедрение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов о высшем образовании в европейских странах;
♦ создание единой формы учета, обеспечивающей мобильность студентов и преподавателей в европейском образовательном пространстве.

Кроме названных тенденций, в мировом образовании вступает в силу"рыночный"и"деловой"подход, стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность ее ров ВНИВИ, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям, обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого тип в, независимо от национальной и расовой принадлежности); повышенный интерес к одаренным детям и молодежи, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе образования, поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалиде.

ЮНЕСКО осуществляет организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства Эта организация разрабатывает для всех стран международно-правовые акты и глобального, так и регионального характера

Активно способствуя развитию интеграционных процессов в сфере образования, нормотворческая деятельность ЮНЕСКО ориентирована на:

- создание условий для расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры;

- обеспечение всеобщего уважения к законности и правам человека;

- привлечение большего количества стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования;

- исследование состояния образования в мире, в частности в регионах и странах;

- прогнозирование эффективных путей развития и интеграции;

- пропаганду принятых конвенций и рекомендаций;

- сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования ежегодно

В мире сформировалось несколько образовательных моделей

Американская модель: младшая средняя школа - средняя школа - старшая средняя школа - колледж двухгодичный - колледж четырехлетний в структуре университета, далее магистратура, аспирантура

Французская модель: единый колледж - технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей-университет, магистратура, аспирантура

Немецкая модель: общая школа - реальное училище, гимназия, основная школа-институт, университет, аспирантура

Английская модель: объединенная школа - грамматическая и современная колледж-школа - университет, магистратура, аспирантура

Украинская модель: общеобразовательная школа - полная средняя школа - лицей, колледж - институт, университет, академия - аспирантура - докторантура

В процессе образования человек осваивает материальные и духовные культурные ценности Как известно, язык является способом познания окружающего мира и средством коммуникации Одновременно она является также оберегом, показателем духовн ной культуры, которую передают от поколения к поколению Не случайно уровень культуры эпохи (и отдельного человека) определяют по отношению к языку Поэтому одна из задач образования в том, чтобы сформировать у молодого поколения ответственное отношение к родному языку, к сохранению и обогащению исторических, научных и культурных цинностестей.

Культура и образование остаются в центре внимания всего мирового сообщества Они являются ведущими факторами общественного прогресса и развития цивилизации

Взаимодействие культуры и образования можно рассматривать в разных аспектах:

- на уровне социума, в историческом контексте;

- на уровне конкретных социальных институтов или сферы среды развития человека;

- на уровне учебных дисциплин

Образование человека и образовательную систему рассматривают только в конкретном социокультурном контексте, в связи с многогранностью их отношений

Образование выполняет социокультурные функции:

- социализации личности и преемственности поколений;

- общение и приобщение к мировым ценностям, достижениям науки и техники;

- развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;

- формирование духовности человека и его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов

С позиции Практики важно знать специфику всей системы образования на уровне страны, конкретного региона и отдельного образовательного учреждения Эта специфика проявляется в моделях образования, в образовательных целях, содержании ос мира, формах, видах и качестве получения образованийи.

протяжении XX - начала XXI вв в мировой практике продолжаются интенсивные эксперименты по поиску новых путей развития школы и вузы Как следствие, есть огромное разнообразие типов школ В системе высшего образования формирует ется многоуровневая система, в которую входят учебные заведения высшего профессионального и последипломного образования В мире известны разные модели образования Поиск новых моделей продолжается, и этот процесс непрерывный Эффекты тивность определенной модели образования подтверждает практикактика.

В 2001 г. была принята Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Этот документ определил, что система образования призвана, в частности, обеспечивать "воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов".

На рубеже XX—XXI вв. центральной проблемой российской педагогики оказалась проблема человека. Если для Запада человек окончательно и бесповоротно утвердился как высшая ценность, то для обществ, до последнего времени имевших традиционные или тоталитарные социокультурные основы, он таковой не является. Вектор развития педагогической теории и практики в России, несмотря на силу инерции и противодействие реакционно-консервативных тенденций, свидетельствует о реальных попытках гуманизировать образование.

В мировой системе образования завершающегося XX века выделяют определенные глобальные тенденции:

1) стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;

2) обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности);

3) значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма);

4) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся;

5) разрастание рынка образовательных услуг;

6) расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим);

7) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;

8) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;

9) постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ;

10) отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования;

11) поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

Мировое образование полиструктурно; для него характерны пространственная (территориальная) и организационная структуры.

В решении проблем мирового образования важное значение приобретают крупные международные проекты и программы, поскольку они с необходимостью предполагают участие различных образовательных систем. К крупным международным проектам относятся:

• ЭРАЗМУС, цель которого заключается в том, чтобы обеспечить мобильность студентов Европейского Совета (например, в рамках программы до 10% студентов должны пройти обучение в вузе другой европейской страны);

• ЛИНГВА — это программа повышения эффективности изучения иностранных языков, начиная с младших классов;

• ЭВРИКА, задача которого состоит в том, чтобы осуществлять координацию исследований со странами Восточной Европы;

• ЭСПРИТ — проект, предполагающий объединение усилий европейских университетов, НИИ, компьютерных фирм в создании новых информационных технологий;

• ЕИПДАС — это программа в области совершенствования планирования и. управления образованием в арабских странах;

• ТЕМПУС представляет собой общеевропейскую программу, ориентированную на развитие мобильности университетского образования;

• ИРИС — это система проектов, направленная на расширение возможностей профессионального образования женщин.

Развитие российского образования продолжилось уже в начале XXI века.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ Информационное общество является современным этапом развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием информационно-коммуникационных технологий на все сферы человеческой деятельности и общество в целом. 1 Отличительными чертами информацион- ного общества является: увеличение роли информации, знаний и информационных техно-§ логий в жизни общества; возрастание числа людей, занятых информационными технологи-§ ями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте; нарастающая информатизация общества с использованием теле-§ фонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и элек- тронных СМИ; создание глобального информационного пространства, обеспечи-§ вающего: а) эффективное информационное взаимодействие людей, б) их до- ступ к мировым информационным ресурсам, в) удовлетворение их потребно- стей в информационных продуктах и услугах; развитие электронной демократии, информационной экономики,§ электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей; признание массового примата личности в управлении социаль-§ ными и экономическими отношениями; новые способы производства, основанные на знании. Превраще-§ ние информации в экономико-хозяйственную категорию; массовое коллективное инвестирование (без посредников), бази-§ рующееся на совладении материальными и нематериальными активами (crowd funding). Учитывая глубину и размах технологических и социальных послед- ствий компьютеризации и информатизации различных сфер общественной жизни и экономической деятельности, их нередко называют компьютерной или информационной революцией. Более того, западная общественно- политическая мысль выдвинула различные варианты так называемой кон- цепции «информационного общества», имеющей своей целью объяснение новейших явлений, порожденных новым этапом научно-технического про- гресса, компьютерной и информационной революцией. О значимости и рас- тущей популярности этой концепции на Западе свидетельствует все более 1 Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного эволюционного развития цивилизации, в которой информация и знания умножаются в едином информационном пространстве. главными продуктами производства информационного общества становятся информация и знания. 2 нарастающий поток публикаций на эту тему. В настоящее время в западной общественно-политической мысли она постепенно выдвигается на то место, которое в 1970-х гг. занимала теория постиндустриального общества. Необходимо отметить, что ряд западных и отечественных политоло- гов и политэкономов склоняется к тому, чтобы провести резкую грань, отде- ляющую концепцию информационного общества от постиндустриализма. Однако, хотя концепция информационного общества призвана заменить тео- рию постиндустриального общества, ее сторонники повторяют и дальше раз- вивают ряд важнейших положений технократизма и традиционной футуро- логии. Симптоматично, что ряд ведущих исследователей, сформулировав- ших теорию постиндустриального общества, как например, Д.Белл, в насто- ящее время выступают в качестве сторонников концепции информационного общества. Для самого Белла концепция информационного общества стала своеобразным новым этапом развития теории постиндустриального обще- ства. Как констатировал Белл, «революция в организации и обработке ин- формации и знания, в которой центральную роль играет компьютер, развива- ется в контексте того, что я назвал постиндустриальным обществом». Как считает профессор У.Мартин, под информационным обществом понимается «развитое постиндустриальное общество», возникшее, прежде всего, на Западе. По его мнению, не случаен тот факт, что информационное общество утверждается в первую очередь в тех странах (Японии, США и странах Западной Европы), в которых в 60–70-х годах ХХ в. сформировалось постиндустриальное общество. У.Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям. Технологический: ключевой фактор — информационные техноло-§ гии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и быту. Социальный: информация выступает в качестве важного стиму-§ лятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информа- ционное сознание» при широком доступе к информации. Экономический: информация составляет ключевой фактор в эко-§ номике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости. Политический: свобода информации, ведущая к политическому§ процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом меж- ду различными классами и социальными слоями населения. Культурный: признание культурной ценности информации по-§ средством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом. При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества». 3 Мартин отмечает, что, говоря об информационном обществе, его сле- дует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тен- денцию изменений в современном западном обществе. По его словам, в це- лом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информацион- ного общества. Среди этих изменений Мартин перечисляет следующие: структурные изменения в экономике, особенно в сфере распреде-§ ления рабочей силы; возросшее осознание важности информации и инфор- мационных технологий; растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;§ широкое распространение компьютеров и информационной тех-§ нологии; развитие компьютеризации и информатизации общества и обра-§ зования; поддержка правительством развития компьютерной микроэлек-§ тронной технологии и телекоммуникаций. широкое распространение – компьютерные вирусы и вредонос-§ ные программы по всему миру. В свете этих изменений, как считает Мартин, «информационное об- щество можно определить как общество, в котором качество жизни, так же как перспективы социальных изменений и экономического развития, в воз- растающей степени зависят от информации и её эксплуатации. В таком об- ществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и ры- нок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания». В развернутом и детализированном виде концепцию информационно- го общества предлагает Д.Белл (в нее почти в полном объеме включается разработанная им в конце 1960-х – начале 1970-х гг. теория постиндустри- ального общества). Как утверждает Белл, «в наступающем столетии решаю- щее значение для экономической и социальной жизни, для способов произ- водства знания, а также для характера трудовой деятельности человека при- обретает становление нового уклада, основывающегося на телекоммуника- циях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со ста- новлением постиндустриального общества». Причем, считает Белл, для по- нимания этой революции особенно важны три аспекта постиндустриального общества. Имеется в виду переход от индустриального общества к обществу услуг, определяющее значение кодифицированного научного знания для реа- лизации технологических нововведений и превращение новой «интеллекту- альной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решения. 4 Качественно новым моментом стала возможность управления боль- шими комплексами организаций и производством систем, требующего коор- динации деятельности сотен тысяч и даже миллионов людей. Бурное разви- тие получила новые научные направления: информационная теория, инфор- матика, кибернетика, теория принятия решений, теория игр и т.д., то есть направления, связанные именно с проблемами организационных множеств. Информационное общество в России В деятельности органов власти по разработке и реализации государ- ственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом (1991–1994) формировались основы в сфере информатизации. Второй этап (1994–1998) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной поли- тики. Третий этап, который длится и поныне, – этап формирования политики в сфере построения информационного общества. В 2002 г. Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия 2002–2010 гг.», которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регио- нах. Особая роль в обучении компьютерной грамотности и освоении но- вейших информационных технологий отводится информатике, которая с 1985 г. изучается во всех средних школах страны и с 1991 г. во всех высших учебных заведениях России. С 2007 г. все средние школы России подключе- ны к глобальной сети Интернет и оснащены базовыми пакетами программ по освоению компьютерной грамотности и новейших информационных техно- логий, используя проприетарное 2 и открытое программное обеспечение. В рамках Приоритетного национального проекта «Образование» осуществляет- ся внедрение открытого отечественного программного обеспечения и орга- низация компьютерно-правового ликбеза в вузах и школах. Большую роль играет также бизнес-планирование. Информационные технологии активно внедряются во все сферы жиз- ни человека, и система образования не является исключением. Использова- ние информационных технологий в образовательном пространстве является одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта. «Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования вклю- чает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, чи- тального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных поме- щений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, 2 (англ. proprietary software; от proprietary – частное, патенто- ванное, в составе собственности и software – программное обеспечение) – программное обеспечение, яв- ляющееся частной собственностью авторов или правообладателей и не удовлетворяющее критериям сво- бодного ПО (наличия открытого программного кода недостаточно). Правообладатель проприетарного ПО сохраняет за собой монополию на его использование, копирование и модификацию, полностью или в суще- ственных моментах. Обычно проприетарным называют любое несвободное ПО, включая полусвободное. (Материал из Wiki- свободной энциклопедии) 5 внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широ- кого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образователь- ного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной обра- зовательной программы, достижением планируемых результатов, организа- цией образовательного процесса и условиями его осуществления. Учебно- методическое и информационное обеспечение реализации основной образо- вательной программы основного общего образования должно обеспечивать: информационную поддержку образовательной деятельности обучаю-· щихся и педагогических работников на основе современных информа- ционных технологий в области библиотечных услуг (создание и веде- ние электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск доку- ментов по любому критерию, доступ к электронным учебным материа- лам и образовательным ресурсам Интернета); укомплектованность печатными и электронными информационно об-· разовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учеб- никами, в том числе учебниками с электронными приложениями, яв- ляющимися их составной частью, учебно-методической литерату



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: