Методическое обоснование использования методов и приёмов организации этимологической работы в процессе обучения русскому языку в начальных классах




Глава II. Практическая работа по организации этимологической работы в процессе обучения русскому языку в начальных классах

Методическое обоснование использования методов и приёмов организации этимологической работы в процессе обучения русскому языку в начальных классах

1. Тип урока: усвоение новых знаний.

2. Тема урока: «Однозначные и многозначные слова» (Приложение 1).

3. Цель урока: формирование первоначальных представлений об однозначных и многозначных словах.

4. Оборудование: учебник «Русский язык» 1 класс 2 часть В.П. Канакина, В.Г. Горцкий, наглядный материал, компьютер, интерактивная доска, тетради, доска, мел.

5. Описание по ходу урока:

Этапы урока Цель каждого этапа урока, описание последовательности действий учителя, учеников
1. Организационный этап (1 мин.) Цель для учителя: организация класса; эмоциональная подготовка учащихся к работе на уроке при помощи небольшого стихотворения. Цель для учащихся: приветствие учителя, проверка готовность к уроку.
2. Постановка цели и задач урока Мотивация учебной деятельности. (6 мин.) Цель для учителя: создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно сформулируют задачи урока. Цель для учащихся: формулирование задач урока с помощью учителя. На данном этапе учащиеся узнают тему урока; происходит постановка цели и задач урока с помощью элементов проблемного обучения. Учащиеся разгадывают ребус, который является методом мотивации учебной деятельности учащихся. Данное задание связано с проблематикой курсовой работы, поскольку данные слова являются основными филологическими понятиями урока. После учитель разбирает что значат эти слова, это очень важно, так как дальнейшая работа учащихся будет основываться на знании и понимании этих слов. Методы и приёмы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый (определяют тему).
3. Актуализация знаний. (8 мин.) Цель для учителя: актуализация опорных знаний учащихся необходимых для освоения новой темы. Цель для учащихся: актуализация пройденного материала. На этапе актуализации знаний учащиеся совместно с учителем вспоминают материал прошлого урока, через вопросы учителя. Учитель используют словарный диктант с «вежливыми» словами. Данное задание направлено на понимание и умение объяснять правильное написание данных слов и умению составлять точное связное высказывание. Таким образом, на данном этапе организована словарная работа с «вежливыми» словами. Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.
4. Первичное усвоение новых знаний. (8 мин.) Цель для учителя: организация усвоения учащимися нового знания в результате самостоятельной, совместной работы с учителем. Цель для учащихся: усвоение нового материала самостоятельно и вместе с учителем. На данном этапе учащиеся совместно с учителем дают понятие однозначных и многозначных слов (происходит сравнение значений с помощью наглядного материала), приходят к выводу о том, что данные понятия тесно переплетаются с понятием «этимология», совместно с учителем дают определение данному термину. Таким образом, в процессе совместной работы учащиеся формулируют определение понятий «однозначные слова», «многозначные слова», «этимология». Методы и приёмы: словесный, практический, наглядный. Затем следует физкультминутка, для того что бы учащиеся немного отвлеклись и отдохнули.
5. Первичная проверка понимания. (10 мин.) Цель для учителя: установление правильности и осознанности усвоения нового знания. Цель для учащихся: оценивание степени усвоения новых знаний. На данном этапе учитель проверяет поняли и обучающиеся новый материал, и смогут ли они применять данные знания на практике. В заданиях есть как новы материал, так и тот, который уже усвоим учащимися. На данном этапе организована работа по развитию мышления. Учитель предлагает учащимся составить синквейн по теме «Этимология». Методы и приёмы: наглядный, практический, словесный.
6. Первичное закрепление. (8 мин.) Цель для учителя: организация усвоения новых знаний и способов действий. Цель для учащихся: закрепление нового знания. На данном этапе учащиеся проводят работу с индивидуальными словариками, с помощью этимологического анализа. Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический, этимологический анализ (приём при обучении орфографии).
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (1 мин.) Цель для учителя: обеспечение понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Цель для учащихся: понятие алгоритма выполнения домашнего задания, записывание домашнего задания в дневник. На этом этапе дается домашнее задание, инструктаж по его выполнению. Учащиеся записывают домашнее задние в дневник. Учитель дает рекомендации по его выполнению. Методы и приёмы: словесный.
8. Рефлексия, подведение итогов. (3 мин.) Цель для учителя: подведение итога урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся. Цель для учащихся: оценивание своей работы на уроке, вспоминание основных понятий урока. На этом этапе учитель спрашивает у учащихся, чему они сегодня научились. Учащиеся повторяют изученный материал. Также учитель интересуется, какие чувства испытывали учащиеся при изучении нового материала, какие задания больше всего понравились. Учащиеся высказывают свою точку зрения, в конце дети оценивают свою работу на уроке. Рефлексия проводится с помощью наглядности «Полянка цветов». Методы и приёмы: словесный, наглядный.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: