Лабораторная работа № 1
“ Замеры освещённости помещений при использовании лампы различных типов “
Цель работы: Научиться пользоваться справочником по освещённости под редакцией Кнорринг Г. М. Научиться измерять освещённость с помощью люксметра.
Краткие теоретические сведения
При недостаточной освещённости производственных цехов, промышленных предприятий у работающих ухудшается зрение, понижается производительность труда и снижается качество выпускаемой продукции, повышается производственный травматизм. Поэтому в соответствии с Гостом, СНИТОМ для всех промышленных цехов, участков, бытовых и административных зданий разработаны нормы минимальной освещённости.
Принципиальная схема люксметра ю116
Технические данные люксметра ю116, ю117
Без насадок 5-30, 20-100 КМ; 5-30, 20-100 магнитно – электрическая система; усилитель; светодиод.
Таблица минимальной освещённости и реальной освещённости некоторых помещений
Наименование помещений | Освещённость по ГОСТ | Реальная освещённость | ||
л.л. | л.н. | л.л. | л.н. | |
1 Учебный класс | ||||
2 Читальный зал | ||||
3 Реакриация | ||||
4 Вестибюль | ||||
5 Лестничная клетка | ||||
6 Сан. узел | ||||
7 Спорт. зал | ||||
8 Преподавательская | ||||
9 Комп. зал | ||||
10 Чертёжный зал | ||||
11 Столовая |
Лабораторная работа № 2
“ Исследование электрических и световых характеристик ламп накаливания ‘
Цель работы: Изучить устройство и исследовать электрические и световые характеристики ламп накаливания.
|
Методика выполнения работы
Изучить устройство лампы, записать их паспортные данные, а также паспортные данные приборов применяемых в лабораторных работах.
Схема для снятия характеристики ламп накаливания
Изменяя напряжение на зажимах лампы при помощи автотрансформатора по показаниям приборов снять зависимости тока, мощности, освещенности от напряжения. Интервалы изменения напряжения 20 В. Диапазон изменения напряжения от 0 до 24 В. Во время измерения освещенности следует брать разности показаний люксметра при включенной и выключенной лампе.
Результаты измерений занесите в таблицу
Измерено | Вычислено | ||||||
Uel | Iel | Pel | E | Rel | Fel | v | |
1.5 | 0,28 | 259,2 | 172,8 | ||||
0,14 | 571,4 | 259,2 | 86,4 | ||||
5.5 | 0,08 | 705,9 | 259,2 | 47,1 | |||
7.5 | 0,06 | 842,1 | 271,5 | 36,2 | |||
0,04 | 952,4 | 265,3 | 22,1 | ||||
0,03 | 277,7 | 18,5 | |||||
0,02 | 1076,9 | 285,1 | |||||
0,02 | 1142,9 | 296,2 | 11,8 | ||||
0,02 | 329,5 | ||||||
0,02 | 365,4 | 10,5 | |||||
0,02 | 1294,1 |
По полученным результатам вычислить следующие значения:
Определяется сопротивление лампы:
Rel=Uel/Iel, Ом
Световой поток приближенно:
Fel= 3.4* l²*E, ЛМ
,где l – расстояние от тела начала до фтоэлемента, М
Световую отдачу:
v=Fel/Pel, ЛМ/Вт
Световой КПД лампы накаливания по формуле:
= Fel/(683*ne*Pel)=Fel/(683*0.9*Pel)
, где ne – коэффициент преобразования мощности лампы в лучистый поток, т.е. лучистый КПД. Для ламп накаливания общего назначения при U=Uн, коэффициент ne=0,9
|
Ro – сопротивление нити при 0º с
А1 – температурный коэффициент сопротивления для вольфрама а1=0,0052 град-1
Сопротивление нити перед включением
Rt = Ro * (1 + at), Ом
, где t = 20º c
В момент включения лампы по цепи потечет ток
Iн=Uн/Rт, А
Протекающий по лампе ток нагревает нить до Т=3000 К
Вывод: световой поток полученный в лабораторных условиях незначительно отличается от светового потока указанный в справочнике Fст=370. Световая отдача лампы находиться в пределах 10-19. Световой КПД исследуя лампы находиться в стандартном диапазоне.
Лабораторная работа № 3
«Испытание заземляющих устройств»
Цель работы: Научиться измерять сопротивление заземляющих устройств различными методами, полное сопротивление цепи однофазного замыкания на корпус и проверки наличия цепи заземляющих устройств.
Схема для измерения сопротивления заземляющих устройств по методу амперметра – вольтметра
Сопротивления заземлителя определяются из выражения
,где Ux – напряжение заземлителя относительно точки земли, где помещен электрод, потенциальный электрод, В
Ix – ток, проходящий через заземлитель, А
Схема для проверки наличия цепи заземляющих проводников прибором М372
Схема для измерения сопротивления петли фаза – нуля
Методика измерения сопротивления петли фаза – нуль
Испытуемое электрооборудование отключают от сети. Измерение производят на переменном токе от понижающего трансформатора. Для измерения собирается схема, а затем делается искусственное замыкание одного из фазных проводов на корпус электрооборудования. После подачи напряжения в измерительную цепь измеряется ток I и напряжение U. Значение тока должно составлять 10 – 12 А. Сопротивление цепи фаза нулевой защитный проводник определяется по формуле Ом
|
Ток однофазного замыкания Iк определяется по формуле
, А
, где Uф – фазное напряжение сети, В
Вывод: В лабораторной работе проводилось измерение сопротивления контура заземления прибором М416 и прибором РВИ. Величина сопротивления контура составила 0,12 Ом. Согласно ПУЭ эта величина для контура до 1000 В заземленным нулем должна составлять не более 4 Ом по результату измерениям видим, что эта величина находиться в данном диапазоне и является очень хорошей.
1 Величина контура заземлителя проверяется 1 раз в год в самое неблагоприятное время, зимой или летом.
2 Выборочное вскрытие контура проверяется 1 раз в год 6 лет с целью визуального наблюдения за состоянием заз е млителя.
Лабораторная работа № 4
«Исследование правильности выполнений внутренних соединений обмоток машин переменного тока»
Цель работы: Научиться правильно, определять начало и концы обмоток и машин переменного тока
Ход работы
При отсутствии маркировки для проверки нахождения у обмоток начала и конца применяют два метода. Наиболее простым из них является метод проверки напряжения постоянного тока при разделенном включение обмотки. В начале с помощью приборов (омметр, мегомметр, цешка) определяются выводы каждой фазы.
Определяются начала и конца обмотки фазы с помощью источника постоянного тока. Источник подключают на одну обмотку через ключ две другие обмотки соединяются последовательно и включаются на гальванометр.
Для более ответственной проверки применяют метод парного последовательного включения двух фаз. Милливольтметр (вольтметр) включают в третью фазу. Если при подачи напряжения вольтметр не отклоняется, обмотки включены встречно, если вольтметр отклоняется две обмотки включены согласовано.
Для исследования обмоток на практике применяют понижающий трансформатор
Технические данные для проведения лабораторных работ
Двигатель ДПТ 22-4-С2
Р = 0,5 кВт n = 1410 об/мин f=50 Гц
Вывод: Научился определять начало и конец обмотки двигателя переменного тока.
Лабораторная работа № 5
«Определение неисправности в схемах управления электроприводами»
Цель работы: Научиться методике определения неисправности в электрических схемах.
Общие сведения
Основным документом для поиска неисправности в схемах электропривода, автоматики и так далее является принципиальная схема (Э3)
Схема содержит силовую цепь и цепь управления. В силовой цепи показаны автоматические выключатели, рубильники, контакторы, пускатели, тепловые или максимальные реле и цепь двигателя. В цепи управления показаны элементы ПРА, защитные элементы. Цепь управления использует напряжения 220 В и 110 В.
Поиск неисправности начинают с проверки наличия напряжения на силовой и оперативной сети, а также проверяют включены ли рубильники и автоматы. Целостность предохранителя, исходное состояние теплового и максимального реле.
Для поиска неисправности составляется специальная структурная схема, которая обеспечивает более рациональное нахождение неисправности, то есть последовательность поиска.
Лабораторная работа № 6
«Изучение объема и последовательность испытаний трансформатора после монтажа»
Цель работы: Ознакомиться с необходимыми видами испытания трансформатора после монтажа.
После монтажа проводят необходимые замеры и испытания с тем, чтобы выявить дефекты, которые во время включения или в процессе эксплуатации могут вызвать повреждение или снизить надежность работы трансформаторов.
Для трансформаторов мощностью до 1000 кВА включительно, число испытаний сводят к минимуму и ограничивают измерением сопротивления обмоток постоянному току, фазировкой, анализом и испытанием масла, а также определяются условия включения трансформатора без сушки и испытывают трансформатор трехкратным включением, толчком, на дополнительное напряжение.
По коэффициенту абсорбции, т.е. соотношению сопротивлений изоляции обмоток в зависимости от времени приложения напряжения, мегаомметром измеряют сопротивления изоляции обмоток через 15 и 60 секунд. Сопротивления изоляции обмоток трансформатора определяют мегаомметром на напряжение 2500 В.
Отношение R60/R15 при температуре 10 – 30 º с должно быть не менее 1,3.
Состояние электрической изоляции характеризуется ещё и за сечением тангенса угла б диэлектрических потерь в изоляции. Тангенс значительно повышается при увлажнении диэлектрика. Значение тангенса угла диэлектрических потерь измеряют мостом переменного тока типа МД – 16. Кроме того степень увлажнения обмоток трансформатора характеризуется и еще состоянием емкостей обмоток, измеренных при частотах 2 и 50 Гц С2/С50. Этот метод носит название емкость частота. При увлажненных обмотках С2/С50 = 2, при сухих С2/С50 = 1. Значение С2/С50 измеряют прибором ПКВ – 7, ЕВ – 3. Однако ни один из описанных показателей увлажнения изоляции обмоток трансформатора, взятой отдельно не является достаточным, чтобы по нему можно было окончательно решить вопрос о необходимости сущки трансформатора.
Сопротивление обмоток постоянному току производят одинарным или двойным методом. Полученные данные сравнивают с данными заводов – изготовителей, они недолжны отличаться более чем на 2 %.
Опыт х.х. дает возможность проверить потери и ток х.х. для измерения пользуются ваттметром и амперметрами, включенными через трансформаторы тока.
Фазировка трансформатора заключается в проверки совпадения по фазе и величине векторов вторичных напряжений из двух трансформаторов.
До начала фазировки трансформатора должна быть установлена группа соединей.
Для определения группы трансформатора к зажимам АВ, затем ВС и СА высшего напряжения подается импульсами постоянный ток от батареи 2 – 4 В.
На зажимах аb, bc, са обмотки низшего напряжения прибором постоянного тока измеряется знак наводящегося импульса. Зажим прибора подключается к зажиму обмотки низкого напряжения указанному первым. Положительные отклонения обозначаются знаком «+», отрицательные знаком «- », отсутствие отклонения нулем. Группа соединений определяется по таблице 4.21 стр. 129 Дорофеюк А.С. Справочник по наладке электроустановке Москва Энергоатомиздат. 1976 года.
Схема для определения группы соединения обмоток трансформатора
Таблица результатов измерения
Напряжение приложено к зажимам | Знак отклонения | ||
ab | bc | ca | |
АВ | |||
ВС | |||
СА |
Фразировка состоит в измерении напряжений между каждым из зажимов фазируемой обмотки одного трансформатора и зажимами фазируемой обмотки другого трансформатора. При фразировке обмоток с заземленной нейтралью проводят шесть измерений, при незаземленной нейтрале двенадцать измерений.
Лабораторная работа № 7
«Испытание измерительных трансформаторов тока после ремонта»
Цель работы: Изучить устройство схемы соединения вторичных обмоток ТА. Изучить программу испытания ТА после ремонта.
Методика выполнения указанных работ
1 Сопротивление изоляции измеряется в первичной обмотке мегоометром 2500 В, во вторичной 1000 В Rиз 1≥10 Ом, Rиз 2≥1 Ом.
2 Полярность зажимов определяют с помощью постоянного тока по следующей схеме
Источник питания «+» подключают к первичной обмотке Л1. Если первичная и вторичная обмотка однополярные (И1 соответствует Л1), в момент замыкания SA стрелка гальванометра отклоняется вправо, а в момент отключения цепи влево. Если зажимы И1 и Л1 не однополярные то в момент включения стрелка отклоняется влево, а в момент отключения вправо.
3 Определение коэффициента трансформации. Для того, чтобы получить наиболее точный результат измерения, необходимо установить I1 ≥ 0.2 Iн.
Схема для определения коэффициента трансформации
Таблица 1 Результаты измерений и расчетов
I1,А | |||||
I2,А | 0,65 | 0,8 | 0,9 | 1,2 | 1,3 |
Киз | 15,4 | 15,5 | |||
Y1 | 1,3 | 3,3 |
, где Ки = I1н / I2н; Киз = I1 / I2; Кср = (Киз1 + Киз2 + Киз п) / n Y Кср = (Кн – Кср) * 100 % / Кн; Yн = (Кн- Киз) * 100 / Кн
4 Определяется коэффициент трансформации напряжением.
Если ТА имеет большой коэффициент трансформации, требуется громоздкие нагрузочные трансформаторы, как правила отсутствующие на станции и подстанциях. С минимальной затратой труда и времени коэффициента можно определить как отношение напряжения вторичной обмотки к напряжению первичной.
Схема для определения коэффициента трансформации ТА напряжением
U2,В | |||||
U1,В | 1,1 | 1,4 | 2,02 | 2,7 | 3,4 |
Киз | 13,6 | 14,3 | 14,9 | 14,8 | 14,7 |
Y1 | 9,3 | 4,7 | 0,7 | 1,3 |
,где где Ки = I1н / I2н; Киз = I1 / I2; Кср = (Киз1 + Киз2 + Киз п) / n Y Кср = (Кн – Кср) * 100 % / Кн; Yн = (Кн- Киз) * 100 / Кн
5 Снятие характеристик намагничивания
Характеристика намагничивания (вольт-амперная характеристика)
U2 = P (Iн2) является основной при оценке неисправности и определении погрешности ТА.
Таблица 3 Результаты измерений и расчетов
U2,В | |||||
I2н,А | 0,06 | 0,11 | 0,15 | 0,19 | 1,15 |
Результаты измерений строится график U2 = f (Iн2)
6 Проверка ТА на отсутствие короткозамкнутых витков во вторичной обмотке.
Схема включения ТА для определения короткозамкнутых витков во воторичной обмотке.
Таблица 4 Результаты измерения
U2,В | |||||
Iн,А | 0,06 | 0,11 | 0,15 | 0,19 | 1,15 |
P,Вт | 0,5 | 1,5 | 2,5 | 3,5 | 7,5 |
По результатам измерения строим графики U2 = f (Iн2), P = f (Iн2)
7 Сделать вывод о пригодности эксплуатации ТА.
Лабораторная работа № 8
«Дефектация АД при ремонте»
Цель работы: Освоить методику проведения дефектировочных операций при ремонте АД
Содержание работы и методика ее выполнения
Электрические машины, поступившие в ремонт, тщательно осматривают, а при необходимости производят предремонтные испытания, позволяющие определить объем работ.
1 Внешний осмотр и предремонтные испытания.
1.1 Станина и подшипниковые щиты.
Повреждение станины чаще всего заключаются в отколе лап у двигателей, наличие трещин. Подшипниковые щиты также подлежат выбраковке, если они имеют трещины и выходов на посадочные места.
1.2 Клемная пробка
Проверяют состояние корпуса и крышки клемной коробки, состояние изоляционной панели (подгорание, трещины, сколы)
1.3 Проверка целостности обмотки
Целостность обмотки проверяется при помощи мегомметра или Контрольной лампы.
1.4 Предремонтные испытания
Испытания проходят только не электрические двигатели, которые не имеют обрывов в обмотках и по результатам наружного осмотра могут быть отремонтированы без замены обмотки.
Испытание на хх проводят в течение 30 минут. При этом величины токов хх в каждой фазе. Неравномерность тока хх по фазам не должна превышать 5 % от среднего арифметического значения токов трех фаз.
2 Дефектация разобранного двигателя
2.1 Станина и активное железо статора
Измеряют штангенциркулем в трех местах через 120º диаметр посадочного места под подшипниковый щит и сравнивают с допустимыми по техническим требованиям на капитальный ремонт. Проверяют состояние резьбы в отверстиях для крепления подшипникового щита. Осмотр активной стали проводят с целью выявления следующих дефектов: оплавлении отдельных участков стали; ослабление прессовки пакета стали. Степень прессовки определяют с помощью ножа с лезвием толщиной 0,1 – 0,2 мм. При удовлетворительной запросовке лезвие ножа при сильном нажатии рукой не должно входить между листами более чем на 1 – 3 мм
2.2 Вал, ротор
При дефектации вала обращают особое внимание на состояние посадочных поверхностей, шпоночной канавки, отсутствие исправлений. Допустимая овальность шейки не должна превышать 0,026 мм, а конустноть 0,03 мм. На посадочных листах под подшипники качения допускаются небольшое вмятины и задиры общий площадью не более 3 - 4%. Эти дефекты можно устранить шатером или наждачной бумагой. На посадочных местах под шкив или муфту общая площадь вмятин не должно превышать 10%
2.3 Воздушный зазор
Для измерения воздушного зазора ротор укладывают внутрь статора и с помощью щупа измеряют зазор железом ротора и статора в верхний точке торцов двигателей. Затем поворачивают ротор на 180º и опять измеряют зазор. Фактический воздушный зазор принимают равным половины среднего значения двух полученных измерений. Фактический воздушный зазор сравнивают с номинальным для данного типа машин. Если воздушный зазор превышает номинальный более, чем на 20%, то вопрос о ремонте данного двигателя решается с заказчиком, т.к. при этом возникает необходимость в пересчете обмоточных данных.
2.4 Подшипниковые щиты
Основные дефекты в подшипниковых щитах, встречаются в практике, это износ посадочных мест под подшипник и реже замкового соединения со станиной.
2.5 Подшипники
Подшипники качения подлежат замене в следующих случаях: увеличен радиальный и осевой зазор, трещины в обоймах, разрушение сепаратора, шелушение тяговых дорожек и тел качения, наличие цветов побежалости в следствии перегрева.
2.6 Вентилятор
При проверке состояние вентилятора необходимо обратить внимание на следующие возможные дефекты; ослабление крепления, погнутость и отсутствие лопаток, ослабление крепления втулки вентилятора на валу, осевое и радиальное биение.
2.7 Обмотки двигателя
Если в процессе предремонтных испытаний установлено, что обмотка не имеет повреждений, то после ремонта двигателя ее также подвергают испытаниям.
Лабораторная работа № 9
«Упрощенный метод определения технических данных электродвигателя»
Цель работы: Научиться определять данные электродвигателя у которого отсутствует старая обмотка и табличка с техническими данными.
Методика выполнения работы
Если требуется определить данные электродвигателя у которого отсутствует старая обмотка и табличка с техническими данными, то с начала снимают основные размеры активной стали статора. Наружный диаметр активной стали статора обычно определяется как сумма внутреннего диаметра и двойной высоты спинки статора с зубцами.
Дн=Дв+2ha+2hz, мм
, где Дн – Наружный диаметр статора, мм
Дв – внутренний диаметр статора, мм
ha – высота спинки, мм
hz – высота зубца, мм
Форма паза легко определяется снятием его свинцового оттиска с его последующим обмером. Сечение определяется по соответствующим формулам.
После снятия основных размеров активной стали статора следует определить число полюсов и соответственно синхронную скорость.
2р=0,5Дв/ha
Полученный результат следует округлять до ближайшего четного числа, учитывая при этом, что для меньшего числа полюсов в данный электродвигатель не буден пригоден.
Для определения числа в фазе необходимо предварительно определить сечение полюсного деления по формуле:
Qб=(*Дв-L)/(2р), см2
, где L – длина активной стали, см
После чего по графику определяется количество витков на фазу. Если напряжение фазы отличается от 220 В, то производят пересчет числа витков по формуле:
W=Wф*U/220, вит
, где Wф – число витков, полученных по графику
U – напряжение электродвигателя, отличное от 220 В
W – новое число витков
При определение числа витков фазы следует учитывать, что если полученное число делится на Z/6 (Z – число пазов статора), следует принимать ближайшее другое число, витков в фазе является приближенным.
Число витков в каждой секции определяется делением числа витков фазы на число секций в ней, где для катушечных однослойных обмоток числа секций в фазе должно равняться L/6 части всех пазов статора (Z/6), а для двухслойных обмоток Z/3.
Число витков в секции во всех случаях должно быть целым числом и кратным числу Z/6 для однослойных и катушечных обмоток и Z/3 для двухслойных, а при этом равняться четному числу.
Зная число витков в одной секции однослойной обмотки, эту величину можно принимать за количество проводников в пазу. Определяется после замера паза на статоре его сечение по формулам и принимая величину коэффициентов заполнения паза проводом с изоляцией равной 0,4 определяется полное сечение изолированного провода в пазу.
Sм=qп*Кп, мм²
, где Sм – полное сечение всего изолированного провода в пазу, мм2
qп – площадь сечения паза, мм2
Зная полное сечение меди и число витков в пазу определяем и сечение изолированного провода
Sпр=Sм/W, мм2
Для определения величины тока пользуются формулой
Iф=Sпр*I, А
, где I – плотность тока, величина которой определяется
Если размеры и скорость вращения электродвигателя определены, то может быть определена его мощность. Для определения мощности трехфазных АД можно применить следующую формулу:
Р2=С*Дв2*L*n0, кВт
, где С – постоянная мощность определяется по кривой
Предварительно необходимо найти полюсное деление, чтобы воспользоваться кривой.
=(¶*Дв)/(2р), см
Таблица 1 Результаты измерений
Измерено | Вычислено | ||||||||||||||
Дн | Дв | ha | hz | L | Z1 | 2р | no | Qб | Wф | qп | Sм | Iф | I | Р2 | |
мм | мм | мм | мм | мм | шт | Об/мин | см | вит | см2 | мм2 | мм2 | А | А | кВт | |
155,4 | 11,9 | 18,8 | 4,06 | 6,5 |
Лабораторная работа № 10
Измерение метода сушки потерями на вихревые токи станины машины переменного тока и машин постоянного тока
Цель работы: Изучить схему и расчет намагничивающей обмотки для сушки двигателя переменного тока.
Краткие теоретические сведения
Этот метод применяется для электрических машин малой и средней мощности. Намагничивающая обмотки из изолированных привод наматывается по наружной поверхности станины электрической машины. В следствии создании вихревых токов станина нагревается. В качестве источников питания наиболее удобными являются сварочные трансформаторы, позволяющие регулировать ток.
Порядок выполнения работы
Рассчитать мощность намагничивающей обмотки и ее параметры для двигателя типа А02 – 51 с габаритными размерами L = 294, мм D= 330, мм. Расшифровать буквенную и цифровую индексацию. Мощность намагничивающей обмотки рассчитывается по следующей зависимости /Л1/
Р=К*S(tк – tок)*10-3, кВт
,где К – коэффициент теплопередачи равный 12 кВт/м2*ºс для неутепленных машин, для утепленных машин 5 кВт/м2*ºс
S – полная поверхность машины, м2;
Tк, tок – температура нагретого корпуса и окружающей среды (для расчета примем tк=100º, tок=20ºс)
, м2
, м2
, м2
, м2
Схема установки для сушки двигателя
При расположении витков вдоль оси вала следует большую часть витков наматывать в нижней части корпуса для нагрева.
Определяется поверхность машины на которую укладывается обмотка
, м2
, м2
Определяем удельные потери
, кВт/м2
, кВт/м2
Из /Л1/, табл 1,7 находится коэффициент пропорциональности А=1,03
Задаемся напряжением, которое будем прикладывать к намагничивающей обмотке U=220 В
Определяем число витков намагничивающей обмотки по следующей зависимости
, вит
, где L – длина витка
, м
, вит
Определяем ток намагничивающей обмотки
, А
Для расчета принимают =(0,5-0,6), т.к. нагрузка индуктивная
, А
Зная величину тока по справочнику выбираем сечение проводника
Для намагничивающей обмотки ремонтируют провод марки ПРГ – 660
Также сечение провода можно найти по следующей формуле:
, мм2
, где - плотность тока, для намагничивающей обмотки плотность тока принимается (3-4 А*мм2)
, мм2
Выбираем провод ПРГ – 660 с сечением 1,5 мм2
Заключение: Данный расчет является приближенным поэтому число витков, величина тока утечки в процессе нагрева машины
Для более равномерной сушки, во время сушки несколько раз снижают ток машины, остывает в пределах до 50º С, а затем снова повышают. Сушку можно считать законченной, если в течение 6 часов изоляция двигателя остается неизменной
Список использованной литературы:
1 Нейштадт Е.Т. Лабораторный практикум по предмету «Монтаж эксплуатация и ремонт электрооборудования предприятий и установок» М высшая школа 2000 г.
2 Акимов Н.А., Н.Ф. Котеленец, Н.Н. Сентюрихин 2-ое издание 2004 г.