Назовите и кратко охарактеризуйте основные процессы памяти.




ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социальной работы

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Направление подготовки:

39.03.02 Социальная работа (бакалавр)

 

Профиль:

Социальная работа в системе некоммерческих организаций и развития добровольческого движения

Выполнил:

Студент группы СН05-1-04

Иванчиков Александр Александрович

(ФИО студента)

Дата сдачи: «__»_____2020 года

Преподаватель:

Гниденко Ксения Александровна

к.псих.н, доцент

(должность, ФИО преподавателя)

Дата проверки: «__»____2020 года

Оценка: _____________________

 

Москва, 2020


Задание для межсессионной аттестации по дисциплине

«Психология социальной работы» для студентов 2 курса

(направление «Социальная работа»)

Назовите основные отличия житейского и научного психологического знания. Приведите примеры.

Житейское Научное
1. Знания конкретные, т.е. привязаны к конкретной ситуации, людям, задачам. Что бы поменять лампочку, человек знает что нужно обесточить лампу. 1. Знания обобщены, т.е. используются определенные понятия или термины для обобщения. Человек знает, что такое ток, электричество и тд.
2. Интуитивный характер знания, человек не намеренно получает знания. 2. Знания рациональны и обусловлены, человек изучает что-то с какой-то целью, доказать что-то, опровергнуть, открыть что-то новое и тд.
3. Передача знаний затруднена, так называемая проблема «отцов и детей», житейские знания передаются от поколения к поколению и навсегда молодые хотят слушать взрослых 3. Знания накапливаются и передаются, научная литература
4. Источник знаний – наблюдения, человек случайно что-то увидел и запомнил 4. источник знаний – эксперимент, т.е. знания получаются специально.
5. Знания ограничены, все на свете невозможно познать с помощью наблюдения, или какого-то случая, поэтому они ограниченны 5. Знания постоянно расширяются, с каждым разом, человек изобретает, открывает что-то новое.

 

Сформулируйте, какие достоинства и недостатки имеются при использовании в психологическом исследовании следующих методов: анкетирование, интервью, лабораторный эксперимент, включенное наблюдение, анализ продуктов деятельности.

Метод исследования Достоинства Недостатки
анкетирование Четкая процедура сбора и обработки информации, можно за короткое время охватить большое количество субъектов. Испытуемый может сознательно или несознательной повлиять на результат тестирования, особенно, если он знает, как будут интерпретироваться его ответы.
интервью Позволяет глубже проникнуть в психологию человека, поскольку вопросы задаются исследователем могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакции испытуемого. Требует большего времени для проведения и специальной подготовки исследователя, поскольку степень субъективности ответов очень часто зависит от поведения и личностных особенностей самого исследователя.
лабораторный эксперимент Позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснить его происхождение и его развитие. Уступает в степени соответствия жизненной ситуации.
включенное наблюдение Объект не ожидает, что за ним могут наблюдать, т.к. психолог является участником деятельности. Под влиянием сильного участия исследователя его восприятия и понимание событий может быть искажено.
анализ продуктов деятельности Возможность за короткий срок обработать большое количество материала. Нет способа, с помощью которых можно было бы учесть все особенности условий, в которых создавались продукты деятельности.

 

В чем заключается различие между: объективным и субъективным типом восприятия; описательным и объяснительным?

Объективный тип Субъективный тип
Строгое соответствие тому, что происходит в действительности Выходит за пределы того, что дано фактически и привносит что-то от себя

 

Назовите и кратко охарактеризуйте основные процессы памяти.

1) Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Бывает: произвольное (преднамеренное) и непреднамеренное.

2) Сохранение – бываетдинамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое — в долговременной.

3) Воспроизведение – воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). В первом случае воспроизведение происходит неожиданно для нас самих. При произвольном воспроизведении, в отличие от непроизвольного, мы вспоминаем, имея сознательно поставленную цель. Такой целью является стремление вспомнить что-либо из нашего прошлого опыта.

4) Узнавание – узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

5) Забывание – выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию.

Дайте определения понятиям: познавательные процессы, эмоциональные процессы, волевые процессы, психические явления, психические состояния, психические свойства, ощущение, восприятие, память, сенсорная адаптация, сенсорная депривация, сенсибилизация, синестезия, реминисценция.

1. познавательные процессы – это психические явления, обеспечивающие, непосредственно в своей совокупности, познание, т.е. восприятие информации, ее переработку, хранение и использование. К их числу относятся: ощущения, восприятия, представления, внимание и память, воображение и мышление.

2. эмоциональные процессы – это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость, и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизни человека.

3. волевые процессы – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мобилизацией всех своих сил на достижение поставленных целей.

4. психические явления – это общепсихологическая категория, которая включает в себя разнообразные проявления психики, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены

5. психические состояния – психологическая категория, характеризующая психическую деятельность индивида за определенный период времени.

6. психические свойства – наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер.

7. ощущение – психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды.

8. Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

9. память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

10. сенсорная адаптация – изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям.

11. сенсорная депривация – частичное или полное лишение одного или более органов чувств внешнего воздействия.

12. сенсибилизация – психологическая концепция, которая объясняет усиление чувствительности нервных центров. Подобные явления происходят под воздействием различных раздражителей.

13. Синестезия – это смешение (синтез) ощущений, не характерное для обычных людей. Синестетики могут буквально видеть музыку и речь или слышать цвета.

14. Реминисценция – более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным)

 

Литература:

 

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: АСТ, 2018.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2012.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: