ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра социальной работы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Направление подготовки:
39.03.02 Социальная работа (бакалавр)
Профиль:
Социальная работа в системе некоммерческих организаций и развития добровольческого движения
Выполнил:
Студент группы СН05-1-04
Иванчиков Александр Александрович
(ФИО студента)
Дата сдачи: «__»_____2020 года
Преподаватель:
Гниденко Ксения Александровна
к.псих.н, доцент
(должность, ФИО преподавателя)
Дата проверки: «__»____2020 года
Оценка: _____________________
Москва, 2020
Задание для межсессионной аттестации по дисциплине
«Психология социальной работы» для студентов 2 курса
(направление «Социальная работа»)
Назовите основные отличия житейского и научного психологического знания. Приведите примеры.
Житейское | Научное |
1. Знания конкретные, т.е. привязаны к конкретной ситуации, людям, задачам. Что бы поменять лампочку, человек знает что нужно обесточить лампу. | 1. Знания обобщены, т.е. используются определенные понятия или термины для обобщения. Человек знает, что такое ток, электричество и тд. |
2. Интуитивный характер знания, человек не намеренно получает знания. | 2. Знания рациональны и обусловлены, человек изучает что-то с какой-то целью, доказать что-то, опровергнуть, открыть что-то новое и тд. |
3. Передача знаний затруднена, так называемая проблема «отцов и детей», житейские знания передаются от поколения к поколению и навсегда молодые хотят слушать взрослых | 3. Знания накапливаются и передаются, научная литература |
4. Источник знаний – наблюдения, человек случайно что-то увидел и запомнил | 4. источник знаний – эксперимент, т.е. знания получаются специально. |
5. Знания ограничены, все на свете невозможно познать с помощью наблюдения, или какого-то случая, поэтому они ограниченны | 5. Знания постоянно расширяются, с каждым разом, человек изобретает, открывает что-то новое. |
|
Сформулируйте, какие достоинства и недостатки имеются при использовании в психологическом исследовании следующих методов: анкетирование, интервью, лабораторный эксперимент, включенное наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Метод исследования | Достоинства | Недостатки |
анкетирование | Четкая процедура сбора и обработки информации, можно за короткое время охватить большое количество субъектов. | Испытуемый может сознательно или несознательной повлиять на результат тестирования, особенно, если он знает, как будут интерпретироваться его ответы. |
интервью | Позволяет глубже проникнуть в психологию человека, поскольку вопросы задаются исследователем могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакции испытуемого. | Требует большего времени для проведения и специальной подготовки исследователя, поскольку степень субъективности ответов очень часто зависит от поведения и личностных особенностей самого исследователя. |
лабораторный эксперимент | Позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснить его происхождение и его развитие. | Уступает в степени соответствия жизненной ситуации. |
включенное наблюдение | Объект не ожидает, что за ним могут наблюдать, т.к. психолог является участником деятельности. | Под влиянием сильного участия исследователя его восприятия и понимание событий может быть искажено. |
анализ продуктов деятельности | Возможность за короткий срок обработать большое количество материала. | Нет способа, с помощью которых можно было бы учесть все особенности условий, в которых создавались продукты деятельности. |
|
В чем заключается различие между: объективным и субъективным типом восприятия; описательным и объяснительным?
Объективный тип | Субъективный тип |
Строгое соответствие тому, что происходит в действительности | Выходит за пределы того, что дано фактически и привносит что-то от себя |
Назовите и кратко охарактеризуйте основные процессы памяти.
1) Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Бывает: произвольное (преднамеренное) и непреднамеренное.
2) Сохранение – бываетдинамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое — в долговременной.
3) Воспроизведение – воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). В первом случае воспроизведение происходит неожиданно для нас самих. При произвольном воспроизведении, в отличие от непроизвольного, мы вспоминаем, имея сознательно поставленную цель. Такой целью является стремление вспомнить что-либо из нашего прошлого опыта.
|
4) Узнавание – узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).
5) Забывание – выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию.
Дайте определения понятиям: познавательные процессы, эмоциональные процессы, волевые процессы, психические явления, психические состояния, психические свойства, ощущение, восприятие, память, сенсорная адаптация, сенсорная депривация, сенсибилизация, синестезия, реминисценция.
1. познавательные процессы – это психические явления, обеспечивающие, непосредственно в своей совокупности, познание, т.е. восприятие информации, ее переработку, хранение и использование. К их числу относятся: ощущения, восприятия, представления, внимание и память, воображение и мышление.
2. эмоциональные процессы – это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость, и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизни человека.
3. волевые процессы – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мобилизацией всех своих сил на достижение поставленных целей.
4. психические явления – это общепсихологическая категория, которая включает в себя разнообразные проявления психики, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены
5. психические состояния – психологическая категория, характеризующая психическую деятельность индивида за определенный период времени.
6. психические свойства – наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер.
7. ощущение – психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды.
8. Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
9. память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.
10. сенсорная адаптация – изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям.
11. сенсорная депривация – частичное или полное лишение одного или более органов чувств внешнего воздействия.
12. сенсибилизация – психологическая концепция, которая объясняет усиление чувствительности нервных центров. Подобные явления происходят под воздействием различных раздражителей.
13. Синестезия – это смешение (синтез) ощущений, не характерное для обычных людей. Синестетики могут буквально видеть музыку и речь или слышать цвета.
14. Реминисценция – более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным)
Литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: АСТ, 2018.
2. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2012.