УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫДЛЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Факультет | Декоративно-прикладного творчества | |
Направление подготовки | 51.03.02 Народная художественная культура, профиль - руководство студией декоративно-прикладного творчества | |
Наименование дисциплины | Методика преподавания народной игрушки | |
Курс(ы) обучения | 3,4 | |
ФИО преподавателя | Терехова О. В. | |
Способ обратной связи с педагогом | – личные сообщения Вконтакте https://vk.com/terehovaov – индивидуальные консультации в мессенджерах Viber, WhatsApp (по предварительному согласованию в личных сообщениях Вконтакте) | |
Дополнительные материалы (файлы, ссылки на ресурсы и т.п.) | нет | |
Срок предоставления выполненного задания | – до 03.04.2020 задание № 1 – до 30.04.2020 задание № 2, 3 – текущая аттестация по итогам выполнения задания (зачтено/не зачтено) |
Инструкция для студентов по выполнению задания
Все задания должны быть выполнены в полном объеме в соответствии с требованиями и в указанный срок (см. таблицу). В случае затруднения при выполнении задания Вы можете обратиться к преподавателю за консультацией, используя тот способ связи, который указан в таблице.
Задания для 3 курса (группа 307ДПТ)
Задание № 1. Народная игрушка в народной культуре и ее функции
Изучить обрядовые функции, художественные особенности и технологии изготовления основных видов народной игрушки из текстильных материалов. Подготовить материалы для проведения мастер-класса по одному из видов народной игрушки (в соответствии с заданием в конце текста): мини доклад с рассказом об истории, традициях, обрядовых функциях заданного вида игрушки в практике народной художественной культуры (обязательны иллюстрации из музейных фондов, работ современных мастеров); подготовить технологическую карту с последовательностью работы по созданию конкретного вида игрушки (можно разработать самостоятельно в графике или фотографиях этапов работы с текстовыми пояснениями или использовать готовые технологические карты из практических пособий или сети интернет); выполнить самостоятельно заданный вид игрушки с поэтапной фото-фиксацией процесса работы и личным фото с выполненной игрушкой. Рекомендуется изучить современную практику изготовления заданного вида игрушки разными мастерами и зафиксировать разные технологические подходы (варианты) ее изготовления, что целесообразно в работе с разными категориями обучающихся. Обратить внимание на размер каждой игрушки – не более 10-12 сантиметров! Выполнение задания рекомендуется оформить в виде презентации в программе PowerPoint.
Рекомендуемая литература:
1. Берстенева, Е. Кукольный сундучок: традиционная народная кукла своими руками / Е. Берсенева, Н. Догаева. – Москва: Белый город, [б.д.]. – Режим доступа: https://vk.com/wall-128131836_5608
2. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г. Л. дайн, М. Дайн. – Москва: Культура и традиции, 2007. – Режим доступа: https://vk.com/wall-27280742_7670
3. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И. Н. Котова, А. С. Котова. – Санкт-Петербург: Паритит, 2003. – Режим доступа: https://vk.com/wall-61919244_1015
Жукова | Кукла зерновушка (крупеничка) |
Киютина | Монастырский (хотьковский) мячик |
Кондратьева | Текстильный конь |
Мухлынина | Куклы-мартинички |
Суяргулова | Вепская кукла (капустка) |
Тимухина | Текстильная птица |
Чемоданова | Кукла-кувадка |
Задание № 2. Народная игрушка в народной культуре и ее функции
Опираясь на представленные материалы мастер-классов (см. задание 1) выполнить все виды народных игрушек из текстильных материалов (кукла зерновушка (крупеничка), монастырский мячик (хотьковский), текстильная лошадка, куклы-мартинечки, вепсская кукла(капустка), текстильная птица, кукла-кувадка). По желанию студента технология выполнения текстильных игрушек может отличаться от представленной в мастер-классе (в этом случае студент представляет технологическую карту последовательности своей работы). Все выполненные игрушки должны быть предоставлены в виде фотографий готовых работ через соцсети для проверки, а по окончании срока дистанционного взаимодействия представлены для очного просмотра.
Задание № 3. Творческое конструирование текстильной игрушки
Опираясь на изученные технологии создания текстильных (лоскутных) мячиков из долек и треугольников выполнить из ткани (не менее 2х видов ткани) текстильные пасхальные яйца (можно декорировать вышивкой, бисером, пайетками – на выбор студента). Выполнить из ткани не менее 3 видов фруктов и овощей (яблоки, груши, баклажаны, тыква, клубника, арбуз, морковь и т.д.), используя за основу выкройки текстильных (лоскутных) мячиков. В качестве дополнительных материалов возможно использование фетра, декоративного шнура, кружева, вышивки декоративными швами и бисером и т.д.
Работа будет оцениваться по качеству технического выполнения, подбору материалов, способности к декоративному решению природных форм. Все выполненные текстильные объекты должны быть предоставлены в виде фотографий готовых работ через соцсети для проверки, а по окончании срока дистанционного взаимодействия представлены для очного просмотра.