Онтология как раздел философии и ее общая характеристика. Статус проблемы бытия в философии.




При подготовке к занятию следует обратить внимание на то, что онтология изучает фундаментальные принципы бытия, его основу и сущность, т.е. создает систему фундаментальных принципов понимании мироздания.

Предметом онтологии выступает само по себе сущее или бытие, содержание которого раскрывается в таких категориях, как нечто и ничто, количествои мера, качество, возможное и невозможное, определенноеи неопределенное, а также в понятиях движение, пространство, время, форма и др.

Для понимания проблемы бытия в философии необходимо рассмотреть следующие основные концепции:

В религиозных учениях основным убеждением является принципиальное различие природы объекта и субъекта. Бытие Бога отлично от бытия мира и человека.

В онтологии Буддизма Бог (создатель) не важен. Создавал ли он мир - не важно. Мир - нереален. Реальна - Внемирность. Подлинная задача всякого последователя Буддизма - осознать нереальность мира, в котором он существует, и попасть в реальную Внемирность. Космология Буддизма различается на пространственную и временну́ю. Пространственная имеет иерархию: сфера чувственного, где пребывают существа, испытывающие чувства; сфера форм или материальная сфера, где присутствуют бесчувственные материальные формы; сфера отсутствия форм, где отсутствуют всяческие материальные формы и чувствующие существа. Временная содержит четыре последовательные периода: период, когда вселенная создается; когда вселенная стабильна; когда вселенная угасает и последний, когда вселенная пуста.

В индийской онтологииВеданта учит о возникновении мира из Брахмы. Вайшешика содержит учение об атомистике. Мир есть Сансара как череда индивидуальных воплощений (реинкарнаций) в конкретной жизни. Внемирность есть Нирвана как переживание покоя, не связанного с жизненными аналогиями. Мир через Сансару стремится к Нирване. Карма - представление о связи различных реинкарнаций из позиции индивидуальной жизни. В учении о Шиве (боге очистительного разрушения), Шива в танце создает и разрушает мир снова и снова.

Онтология в китайском Даосизме, включает элементы религии, мистики, гаданий, и медитационной практики. Абсолютом Даосизма является - Дао как всеобщий закон и предельное представление об основании и единстве мира. Дао многозначно как путь, движение и изменение в самом общем виде. Дао господствует всегда, везде и во всем. Дао не создавал никто, однако все происходит от него, чтобы совершив круговорот, опять в него вернуться. Блаженства достигает не тот, кто ищет расположения к себе Дао, а тот, кто, погружаясь в процессе медитации в себя, постигает себя, и через себя постигает ритм миростроения.

Библейская онтология является монистической (мир творится Богом из ничего). Бог есть единое и единственное начало мира Он один, без чьей-либо помощи, не прибегая ни к каким средствам и материалам, создает мир. Христианский монотеизм устанавливает строгую иерархию бытия: Бог есть Абсолютное Бытие, самобытное и самодостаточное. Весь тварный мир, как видимый, так и невидимый, находится "рангом ниже", является бытием условным, производным, сотворенным. Более низкий онтологический статус тварного бытия определяется именно тем, что оно имеет начало в Боге - Абсолютном Бытии, порождающем тварный мир из ничего. Зло в Библии, в отличие от восточных и античных учений, не обладает самостоятельным онтологическим статусом. Его нет как сущности, оно есть только как существование. Самостоятельной субстанцией является лишь Добро и Любовь - Господь Бог.

Основание онтологии Ислама - мир и человек не являются настолько важными, как Аллах. Аллах един, у него нет товарищей, нет ничего подобного Ему. Он вечен, никакое воображение не может постичь Его. Он всегда существовал вместе со своими атрибутами еще до творения, наделение творения существованием не добавило к Его атрибутам ничего. Он сотворил сотворенное по Своему Знанию, предопределил судьбы всех Своих творений, все происходит по Его решению и Воле. Он превыше того, чтобы иметь противоположности или равных Себе.

Одной из первых проблем в философии выступает проблема единства или множественности бытия.

Первой известной философской школой является милетская школа, основателем которой был Фалес. Он впервые поставил вопрос о единой сущности всех вещей, так как первоначалом всего сущего считал воду («архэ»). Ученик Фалеса Анаксимандр первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все воз­никло, все состоит и в которую все превратится. Он впервые выдвинул предположение о наличие бескачественной материикак основы природы. Последователь Анаксимандра Анаксимен в качестве первоэлемента всего существующего рассматривал воздух, так как все вещества на Земле являются производными от различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, пре­вращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.).

Первоначально постановка этой проблемы встречается у элеатов, различавших индивидуальное бытие тех или иных конкретных объектов и «истинное бытие», составляющее неизменную и вечную основу видимого многообразия мира. Согласно Пармениду, бытие абсолютно исключает небытие, оно неделимо, неподвижно, вне пространства и времени и, следовательно, в своих основаниях должно быть независимым от эмпирического чувственного мира. Показания же органов чувств признается источником иллюзий, заблуждений, равных мнимому бытию (небытию).

В основе онтологии школы атомистики, наиболее выдающимся представителем которой выступает Демокрит, лежит решение проблемы о соотношении бытия и небытия, которая была поставлена элеатами. Он считал, что мир материален, и основой материи являются атомы(атомы неделимы, имеют различную величину, различную форму,находятся в вечном движении). Благодаря круговороту атомов вещи и живые организмы сущест­вуют, а затем распадаются, после чего из этих же атомов возникают но­вые живые организмы и предметы материального мира. Атомы как реальное бытие противопоставляются своему антиподу - пустоте (небытию). Есть только атомы и пустота, которая является необходимым условием для существования материальных процессов.

Платон выделяет чувственное, неистинное «бытие» и мир идей и эйдосов как истинное бытие. Кроме того, существует еще и Демиург, который формирует физический мир из материи. Последняя не фиксируется органами чувств, то есть физический мир возникает в результате творения его Демиургом из никем не сотворенного мира идей и эйдосов (как образца) с использованием материи. Поэтому вещи материального мира изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование в отличие от мира идей. У Аристотеля множественный физический мир также возникает из множества метафизических первоначал: материальной (материя), действующей (движение), формальной (форма) и финальной (цель) причины. Материя у Аристотеля сама по себе также сверхчувственна, при этом она вечна, пассивна, неспособна сама по себе ничего породить. Отвечая на вопрос что такое бытие, он определяет его через категории, главная из которых - сущность (субстанция), то есть то, что существует сама по себе, а не в чем то другом и категории, которые раскрывают ее свойства: количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание. В отличие от Платона, по Аристотелю, не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира. Всеобщность бытия проявляется через единичное существование конкретных предметов.

В средние века христианская философия противопоставляла «истинное» божественное бытие и неистинное, сотворенное бытие. Это две реальности различного онтологического содержания. Основные положения развиваемой в схоластике онтологии были изложены Фомой Аквинским. Первичная сущность, каковой является Бог, должна быть всецело актуальной и не допускать в себе ничего потенциального. Он - единственное абсолютное начало, поскольку вечен, неизменен, ни от чего не зависит, но все другое от него зависимо, то есть реальное абсолютное бытие вне времени. Бог как творец определяет иерархию бытия. Промежуточным между вечным, абсолютным и временным, относительным является бытие небесных тел и бытие ангелов, сущность которых неизменна, но могут меняться состояния и поло­жения в пространстве. Природа же занимает нижнюю ступень бытия. Поскольку абсолютное бытие лежит вне этих пределов, предметом естественного познания (в противоположность Божественному откровению) может быть лишь относительное бытие, несущее на себе черты вторичности.

Философия Возрождения внесла в онтологию целый ряд важных проблем.

Особое место в философии Возрождения занимает концепция Николая Кузанского, который представил новую трактовку бытия и познания.

Кузанский называл свою космологическую схему панэнтеизм. Согласно его теории Бог и природа воплощают в себе две противоположности: абсолютный максимум и абсолютный минимум. Кузанский учил о совпадении абсолютного максимума и минимума и о происхождении всех вещей из Бога. Исходя из того, что не существует разницы между Богом и Его творением (так как мир един, а Бог и Вселенная - тождественны), был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя.Совпадение абсолютного максимума и абсолютный минимума у Кузанского служит доказательством реального существования актуальной бесконечности, которая поглощает все остальное, так как бесконечность сама по себе объединяет противоположности. Развитое в его онтологии понимание того, что Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца и не имеет центра, обосновывало понимание существующего мира как развертывания заключенной в Боге возможности бытия.

На основании диалектических идей А. Кузанского, формируется натруфилософская концепция о множественности и бесконечности систем в природе и о наличии Бога не вне мира как его творца, а в самом природном мире. Н.Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей выдвигали новую картину мира. Основные положения сводились к следующему: 1) Солнце является центром по отношению к Земле, которая вращается вокруг Солнца (гелиоцентризм), все космические процессы можно объяснить с точки зрения природы, они лишены "мистического" смысла - Н. Коперник;2) Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной, которая не имеет центра и бесконечна, число миров во Вселенной бесконечно, не существует Бога, отдельного от Вселенной. Это противоречило базовому принципу схоластики о бесконечности как исключительном атрибуте Бога - Д. Бруно; 3) На практике было подтверждено правильность идей Н. Коперника и Д. Бруно и доказана множественность миров во Вселенной. Благодаря новому методу научного исследования, который заключался в наблюдении и экспериментальной проверке на практике выдвинутой гипотезы, был сделан вывод о том, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси - Г. Галилей.

Тенденция натурализации бытия завершается формированием механической картины мира в Новое время. Первым представителем эмпиризма выступает Ф. Бэкон, он дал описание субстанции в ее качествах и отождествил ее с формой конкретных вещей. Материя как субстанциональная основа мира наделяется им такими свойствами, как желтизна, чернота, теплота, тяжесть (простейшие качества) и является вечной. Из различных комбинаций этих простейших качеств образуются все многообразные вещи природы. Понимание формы отличается от господствовавшего в схоластике идеалистического толкования, так как признается материальность самих форм и полная их познаваемость благодаря исследованию форм эмпирически, индуктивным методом. Он описывает два рода формы - формы конкретных вещей, или субстанции, и формы простых свойств, или природ. Форма субстанции есть нечто сложное, состоящее из множества форм простых природ, которые вечны и неподвижны. И хотя таких форм существует конечное число, они своим количеством и комбинациями определяют все разнообразие существующих вещей. Движение, по Бэкону, - это прирожденное вечное свойство материи. Он насчитывал 19 видов или форм движения в природе: колебание, напряжение, инерция, сопротивление, стремление, жизненный дух и др., тем самым стремился исследовать многокачественность материального мира, которая проявляется в специфике форм движения материи.

Материалистические воззрения Ф. Бэкона были развиты Т. Гоббсом, который рассматривал материю в качестве единственной субстанции, а все явления, процессы, предметы, вещи, считал формами проявления этой субстанции. Материя не возникает и не уничтожается, она существует вечно в отличие от тел и явлений, которые временны, так как они возникают и исчезают. Бестелесная субстанция невозможна так же, как бестелесное тело. Все материальные тела характеризуются протяженностью и формой и их можно измерить. Материя не имеет качественных характеристик, она качественно однородна, есть лишь некая система количественных величин. Движение он понимает только как механическое, тем самым в онтологии Т.Гоббс являлся одним из создателей механико-материалистической картины мира.

В Новое время складываются и другие варианты трактовки категории бытия. Понятие бытия здесь рассматривается в контексте анализа сознания познающего субъекта и субстанциональных основ, гарантирующих, в конечном счете, объективность (истинность) получаемого знания. В концепции Р. Декарта рационализмопределяется как философский принцип, согласно которому первичное знание достигается посредством мышления, то есть сознание определяется как субъект. Вместе с тем, мыслящая вещь (субъект) сама является субстанцией, то есть сущностью, которая зависит только от самой себя. Но она, будучи субстанцией, тем не менее, не определяет сущность материальных объектов, так как материальные тела так же являются субстанциями. Мыслящая субстанция наделена атрибутом непротяженности и неделима. Напротив, телесная субстанция, обладает атрибутом протяженности (в длину, в ширину, в высоту, вглубь), делима на части до бесконечности, имеет форму и движется. В результате Декарт приходит к дуализму, утверждению наличия двух независимых друг от друга субстанций.

Ни материальная субстанция, ни духовная субстанция не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия. Окончательная структура бытия формируется Декартом исходя из принципа деизма, согласно которому Бог творит мир, но не вмешивается в законы природы и не может их изменить. В этом смысле, Бог является третьей верховной субстанцией.

Б.Спиноза создал онтологическую теорию с позиций монизма, тем самымподверг критике дуализм Декарта. Он отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая существует сама по себе, но вместе с тем сотворена, как и телесная субстанция, Богом и в своем существовании полностью зависит от него. Для Спинозы не существует различия между высшей субстанцией - Богом и сотворенными им другими субстанциями. Он обосновал идею о субстанциональном единстве мира. Для Спинозы Бог как субстанция - это то начало, которое является причиной самого себя, природа и Бог - едины, небытия вообще нет. Только эта единая субстанция обладает способностью творить единичные вещи, хотя сама лишена движения и изменения и не имеет никакого отношения, в отличие от конкретных вещей, ко времени. Основными качествами субстанции являются бесконечность в пространстве и времени, несотворимость и неуничтожимость, неподвижность. Бог как совершенная субстанция имеет бесчисленное множество атрибутов, но для Человека доступны только два из них: мышление и протяженность. Мышление и протяженностьотносятся к бесконечным модусам (конкретным состояниям) субстанции, все остальные явления природы относятся к конечным модусам. Такой понимание тождества природы и Бога называется пантеизмом.

Г. Лейбниц, в отличие от пантеистического монизма Спинозы, обосновывал плюралистического понимания субстанции. Весь мир состоит из огромного количества субстанций, а так как все вещи индивидуальны, то каждая из них является самостоятельной субстанцией. Простую индивидуальную субстанцию Лейбниц называет монадой. Важнейшей свойством монады является деятельность как способность непрерыв­но менять свое состояние. Монада не является материально-вещественным образованием, она проста, неделима и не имеет протяжения, абсолютно замкнуты и независима других монад. Монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влече­нием, восприятием, представлением и осознает себя, то есть по сути - это некий микрокосмос, бесконечно малый мир. Монады образуют иерархию: высшая монада - Бог; простые или "голые" монады - лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых); монады животных (души) - обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием; монады духа - обладают сознанием, памятью, способностью мыслить и познавать истины. Творя мир, Бог создает много разных вариантов взаимной связи монад, поэтому существует множество миров.

Последовательная субъективно-идеалистическая концепция в Новое Время была разработана Д. Беркли, в ней субстанция как активное и деятельное духовное начало бытия, интерпретируется с предельно индивидуалистических позиций. Если согласно реализму, мир существует независимо от сознания, то Беркли, опровергая этот тезис, доказывал, что содержание ощущений чисто субъективно, то есть бытийный статус был придан ощущениям и восприятиям познающего субъекта. Объект будет считаться реально существующим до тех пор, пока мы его воспринимаем («Быть - значит быть воспринимаемым»). Понятия же, не обладающие наглядностью (в первую очередь «субстанция»), объявляются фикциями ума. Он аргументировал свое положение отсутствием гарантии существования «нечто» за пределами нашего сознания, поэтому конструировать сложные онтологические схемы с использованием таких понятий, как «дух» или «материя», бесполезно. Единственной очевидной реальностью является сознание человека. Со смертью человека и его сознания исчезает и весь окружающий мир. Подобный взгляд в философии называется солипсизмом. Согласно Беркли, существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но еди­ной материи как таковой нет, поэтому ответ на вопрос: существует ли объективный мир за пределами нашего субъективного опыта - проблема неразрешимая.

Принцип тождества мышления и бытия подвергается пересмотру основателем немецкой классической философии И.Кантом. Он исследует возможность априорного синтетического знания о предметах, выходящих за сферу опыта, как деятельности по его конструированию в границах познавательных способностей субъекта. Реальный мир существует независимо от нас и от законов, которые мы ему приписываем. Одним из центральных понятий филосо­фии Канта является понятие «вещь в себе » - это внутренняя сущность вещи, которая существует сама по себе и для себя. Вещь в себе оказывается самодостаточной, она лишена количественных, пространственных и временных определенностей. К ней не применимы такие понятия как изменчивость, множественность или устойчивость. Поэтому Кант различает вещь в себе и вещь для нас и считает, что независимая от условий возможности познания реальность недоступна для человека.

Целостная картина окружающей нас реальности, возникающая вразуме на основании ощущений, есть всего лишьпознаваемый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с подлинным миром. В мире опыта мы всегда имеем дело лишь с явлениями, которые представляют собой продукт априорного синтеза, осуществляемого нами благодаря формам: чувственности (пространство и время, которые первоначально систематизирует ощущения); рассудка (через предельно общие понятия - категории, с помощью которых происходит систематизация первона­чальных ощущений, таких как количество, каче­ство, отношение, модальность); разума (представляют из себя окончательные высшие идеи, например: идея Бога, идея сущности мира, идея ду­ши и др.). Категория субстанции, выступает производной от познавательных способностей субъекта, ее употребление имеет смысл только в теории познания и не может быть перенесена на сферу бытия. Таким образом, категория субстанции является априорным понятием, которое жестко ограниченно рамками опытного познания, выполняющим исключительно гносеологическую функцию и именно потому, что вещи в себе нам не доступны. Следовательно, когда Кант говорит о природе (субстанции), что она подчиняется категориям, он имеет в виду не то бытие, которое существует само по себе, а лишь совокупность наших представлений о нем. Какова природа (субстанция) и вещи сами по себе мы знать не можем, - считал Кант, занимая тем самым позицию агностицизма.

В отличие от Канта, основой построения онтологической концепции Г. В.Гегеля является принцип тождества мышления и бытия, он критикует кантовскую вещь в себе, называя ее «пустой абстракцией». В «Науке логики» Гегель начинает с понятия чистого бытия (то есть то, что существует). Противоположностью чистому бытию является небытие (абсолютное ни­что). Единство этих противоположных процессов образует содержание категории становления, то есть бытие рассматривается как процесс развития через противоречия, которые являются движущей силой прогресса, как переход количественных изменений в качественные, как единство непрерывности и прерывности, скачкообразности, как отрицание отрицания. В результате отождествление бытия и мышления Гегель выводит новое философское понятие - абсолютная идея. Именно абсолютная идея является субстанцией, первопричиной всего окружающего мира, его законов и явлений,единственно существующей подлинной реальностью. Гегель отходит от рационалистического представления о духе как чистой субстанции, так как абсолютная идея выступает также вершиной эволюции природы. Вся мировая история (абсолютная идея отчуждает себя в виде: окружающего мира, природы как инобытие идеи; человека как субъективного духа - душа, сознание отдельного человека «дух для себя»; объективного духа - следующая ступень духа, «дух общества в целом», который выражает себя в праве как реализация идеи свободы, нравственности, гражданском обществе, государстве; абсолютного духа - высшей стадии проявление духа в виде искусства, религии и философии) выступает у Гегеля как последовательность стадий и форм саморазвертывания мирового духа на пути абсолютного самопознания.

Дальнейшею разработку системы субъективного идеализма предпринял И. Фихте. Кантовский трансцендентальный субъект с присущими ему априорными формами созерцания и рассудка получил новое толкование в философии Фихте. Он отвергает саму идею «вещей в себе», так как единственной реальностью провозглашает субъективное, человеческое «Я » (оно является онтологической сущностью), и отрицает положение о непознаваемости «не-Я» (в центре «не-Я » стоит природа). Вне мышления, вне «Я » самостоятельно существующей действительности нет. Результатом этой теории было отрицание самостоятельности мира объектов, так как сама природа порождается бессознательной деятельностью мирового «Я» (абсолютного субъекта). Само «Я » как творящая сила фактически представляет из себя высшею субстанцию. Мироздание по Фихте определяется диалектическим взаимопереходом «Я » и «не-Я» в следующей последовательности: Абсолютное Я полагает само себя - тезис; «Я » образует «не-Я » (природу, пассивное начало) - антитезис; «Я » (активное начало, сознание человеческой личности) взаимодействует с «не-Я» (окружающим миром) внутри Абсолютного Я (высшей субстанции) - синтез.

Ф. Шеллинг, отвергнув фихтеанский субъективный идеализм, исходит из принципа тождества духа и природы, называет их абсолютным тождеством. Абсолютное тождество в качестве высшего принципа мирозданияпонимается им как разные проявления единой деятельной сущности, единство субъективного и объективного, вечный разум. Природа не нуждается в «наделении ее душою», материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума. Каждой стадии в истории развития духа соответствует стадия развития природы, которая проходит целый ряд этапов: неорганическая природа (низшая стадия); органическая (высшая стадия) и находит свое завершение в появлении сознания. Противоречия есть движущая сила развития природы, возникает чередование различных явлений благодаря наличию трех основных сил, в которых проявляется материя: магнетизма, электричества и химизма. Из химизма возникает органическая природа. В результате эволюции (раздражительность - чувствительность - ощущения - мышление) рождается познающий субъект.

Критиком немецкой классической философии с позиции иррационализма был А. Шопенгауэр, который отвергал логические связи в природе, критиковал саму идею развития. С точки зрения Шопенгауэра, Воля есть абсолютное начало всего бытия, высший космический принцип, биологическая по своей природе сила, создающая и мир и человека. Окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека о нем. В этой «картине» появляются субъект и объект, пространство и время, отдельные вещи и причинная связь между ними. Именно Воля является всеобщей сущностью вещей, находится в основе сознания. Мир "существует" постольку, поскольку так устроено человеческое сознание. Представления (а не объективная действительность и не познающий субъект) делятся на объект и субъ­ект. В объекте (окружающий мир) существует бытие (пространство и время), причинность (в материальном мире), логическое основание (обеспечивающие познание) и мотивация(для действий человека). Всеобщая Воля, действующая во всем мире, вызывает разные события в мире, движе­ние предметов, возникновение явлений. Человек в этом мире является рабом воли: она создала его интеллект, чтобы он познавал законы мира, мог выжить и приспособиться к нему. Когда человек перестает рассматривать мир как представление, забывает свою индивидуальность, свою волю, избавляя познание от служения Воле он становится вневременным субъектом познания и достигает полнейшую объективность «не на мгновения, а постоянно».

Развивая идеи Шопенгауэра, Ницше считает основой жизни проявление воли к власти. Воля к власти выступает верховным принципом онтологии Ницше (помимо ее он выделяет в человеке еще волю к жизни; волю внутри самого человека, «внутренний стержень» и неуправляемую, бессознательную волю - страсти, влечения, аффекты). В основе самого мира лежит воля.

Понятие жизни он понимает как мир в аспекте его данности по­знающему субъекту, как единственную реальность, которая существует для каждого человека. В природе и истории все всегда повторяется, проходя определенные жизненные циклы. Ницше считал, что неизменность сущего в целом обусловлена принципом вечного возвращения. Философ полагал, что основные принципы бытия непостижимы рационально. Они могут быть постигнуты через инстинкты, смех, и т. п., но только не посредством мышления. Ницше считал мышление самым «недоделанным инстинктом»,так как в его представлении об онто­логии человека всеми поступками и мыслями человека ру­ководит воля к власти. Ницше выступает основоположником неклассической философии на Западе, впервые полностью отвергая основное положение в классической философии - субъект-объектное отношение.

К основным чертам русской религиозной философии при решении вопросов, связанных с онтологической проблематикой, можно отнести поиск смысла как в естественной эволюции природы, так и в человеческом земном существовании, т.е. объяснение материальных начал бытия и признания фундаментальной роли религиозного опыта, и поиск интуитивных форм постижения бытия, чтобы понять человека и как соборное и как космическое существо, ответственное за гармоничный процесс эволюции природы и всего Космоса.

В этом аспекте наиболее характерным примером является идея Софии - всеобщей Божественной мудрости, которая обладает всею полнотой сил и действий, а мировой и исторический процесс есть процесс ее реализации и воплощения в великом многообразии форм и уровней.

Эта внутренняя логика развития «метафизики всеединства», заложенная в трудах B. Соловьева, побуждала многих русских мыслителей религиозной направленности обращаться к идее Софии. София рассматривалась как опосредующее звено между вечным, единым и духовным бытием Бога и тварно-временным, материально разнообразным миром. В софиологии София понимается как предвечный замысел Бога о мире, предшествующий его материальному созданию. С другой стороны, София есть некое субстанциальное начало, лежащее в основе физических и психических космических процессов.

Так у С. Булгаков творение мира рассматривается как сложный процесс: вначале Бог воздействует на первичный «укон» (первичный хаос, ничто) превращая его в «меон» (первоматерия, нечто), затем возникает София как результат воздействия Логоса-Слова на «меон». София, которая вначале была чисто духовным замыслом о мире в Божественном Уме, обретает жизненное субстанциальное существование в результате синтеза противоположных компонентов Космоса: духовно-смысловых и материально-несущих.

Эта первоматерия (сверхвременная и сверхпространственная) описывается Соловьевым как «невесомая» и «всепроникающая», выполняющая роль универсального строительного материала, и как «психофизическая», «субъективная». Она является одновременно неким вещественным субстратом и некой несущей основой психических процессов различного уровня. Как всеобщая Божественная мудрость София воплощает в себе идеальные сущности различной природы, главной из которых является идея богочеловечества (идея "богочеловека" - жизненный путь личности, который основан на следовании Богу, добру, нравственности). Главной идей всеединства есть цель объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной и духовной). Человечество придет в итоге к воскрешению всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), и человек станет полноправным субъектом богочеловеческого братства как сознательный со-творец Софии.

По Н. Бердяеву, бытие есть воплощение причинности, необходимости, пассивности, тогда как дух - начало свободное, активное, творческое. Стержневая категория в его учении - понятие свободы как первичной и фундаментальной реальности. Свобода проникает во все сферы бытия, она первична, беспредпосылочна и безосновна. Свобода как единство духа и воли составляют основу существования человека, поэтому - «личность вообще первичнее бытия».

Концепция онтологии М. Хайдеггера базировалась на принципах экзистенциализма. Науки описывают разные локальные картины мира, поэтому бытие средствами науки познать нельзя, им можно овладеть лишь с помощью философии. Онтологическая система есть всегда конструкция или проект, который дает нам понимание бытия. Проектируя, мы постигаем. Раскрытие бытийной конституции вот-бытия Хайдеггер называет фундаментальной онтологией. Время является главным свойством бытия, оно составляет суть человеческого бытия (бытие-в-мире). Бытие-в-мире, в свою очередь, состоит из: « бытия с другими», которое обезличивает человека, превращает его в «такого, как все» и «бытия самого себя » - последнее возможно только при отличии "Я" от других. Бытие является постижимым только относительно времени. Онтологической средой выражения бытия для Хайдеггера оказывается язык («язык - дом бытия»). Он считает, что через язык человек ≪выходит≫ к миру. В этой связи Хайдеггер устанавливает содержание бытия при посредстве всего содержания языка (в том числе мировых развитых языков) из структурно «ближайшего» (то есть того, что эмпирически окружает любого человека: история, чувственный опыт, социум, среда предметная деятельность, и т.д.) данного как экзистенция - то есть как способ бытия личности, который не может быть сопоставлен объективному существованию. Экзистенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой, в ней нет готовыхистин, а есть лишь постижение смысла.При этом он полагает, что язык досократиков и Платона выражает подлинную суть человеческого бытия и к нему следует «вернуться» в современности.

Ж-П. Сартр в качестве основного вопроса экзистенциализма рассматривает онтологический вопрос о соотношении сущности и существования человека. Он считает, что существование предшествует сущности, так как человек сначала существует и только затем создает свою сущность. В этом смысле наличествует бытие, которое обладает онтологическим первенством перед сознанием.

Бытие, проявляется через три формы: «бытие-в-себе »; «бытие-для-себя » и «бытие-для-другого ».

«Бытие-в-себе», это символ самостоятельности, непрозрачности, полноты мира. Оно заключает в себе независимый от человека внешний, предметный мир, который Сартр наделяет отрицательными характеристиками, поскольку материя есть «отрицание », которая искажает человеческие действия. Материальность вещи или инструмента, есть радикальное отрицание изобретения и творчества, «постоянная угроза нашей жизни ». В «бытие-в-себе » нет границ и краев, оно включает в себя социально-исторические и географические обстоятельства человеческой жизни, прошлое человека, в том числе и психическое прошлое, непосредственно предшествующее настоящему, привычки, характер, психофизическую конституцию человека, его мотивы и многое другое. В итоге как «существование без основания », оно есть лишь «абсурдное существование ».

«Бытие-для-себя» - непосредственная жизнь самосознания, то из чего состоит сознание, человек как бытие. Оно описывается как бытийная недостаточность, «несовпадение с собой», «тотальная пустота», «дыра в бытии», отрыв от мира и себя самого, «постоянная утечка», "присутствие" с миром, прошлым и с самим собой. В отличие от «бытия-в-себе», сознание «есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть», «оно должно быть тем, что оно есть», а не просто «быть». Сознание есть выбор, проектирование себя к своим возможностям, к своему будущему. Оно свободно (не детерминировано ничем внешним ему самому), оно есть самоопределение по отношению к любого рода данности.

«Бытие-для-другого» обнаруживает конфликтность межличностных отношений.

Человеческая реальность состоит из двух способов существования: бытия и Ничто, причем как бытия, так и небытия. В онтологии Сартра важную роль играют категории «бытия-в-себе » и «ничто», так как человек существует не только в бытии, но и в Ничто. Ничто всегда возникает в границах человеческого ожидания (проекта), появляется на первоначальном фоне отношения человека к миру. Человеческое бытие существует и как «в-себе» (объект или вещь), и как «для-себя» (сознание). А так как сознание также включает в себя сознание о себе, то оно есть Ничто вследствие того, что не имеет сущности. Свободная экзистенция человека укоренена в Ничто, а не в бытии. Таким образом, по Сартру, человеческая свобода является онтологической структурой сознания. Свобода также является и содержанием бытия.

К. Поппер в своей онтологической схеме постулирует реальность физического мира, мира человеческого сознания и идеального мира культуры, связывает все эти «миры» отношениями генезиса и интеракции. В данном подходе он берет под защиту «реализм», то есть знание представляет собой знание о реальности, а не об идеях в сознании, об ощущениях или языке. И хотя сущность мира вряд ли может быть окончательн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: