Понятие о диагностическом (клиническом) мышлении.




ЛЕКЦИЯ 1

Тема лекции: «Цели и задачи дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней». Понятие о семиотике, синдромологии и нозологии. Понятие о диагнозе. Врачебная этика и деонтология».

 

Цель лекции: довести до слушателей цели и задачи дисциплины, обсдить общие понятия и разделы пропедевтики внутренних болезней, сформировать компетенции ОК- 1, ПК-1, ПК-5, ПК-17 в рамках изучаемого раздела.

 

План лекции:

1. Вступительная часть

1.1. История кафедры пропедевтики внутренних болезней;

1.2. Основные требования к студентам на кафедре;

2. Основные разделы и клинические понятия, используемые при изучении пропедевтики внутренних болезней:

2.1. Симптом – его определение.

Виды симптомов (субъективные, объективные; специфические, неспецифические; патогномоничные).

Методы выявления симптомов.

 

2.2. Синдром:

Определение синдрома.

Виды синдромов.

2.3. Понятие болезни.

2.4. Понятие об этиологии и патогенезе.

3. Понятие о диагностическом (клиническом) мышлении.

Современные требования к врачебному диагнозу.

Принципы диагностического мышления.

Методы диагностического мышления.

Синдромный принцип диагностического мышления.

4. Основные положения этики и деонтологии.

5. Заключение.

 

Вступительная часть

Слово “пропедевтика” (греч. propaideuo - предварительно учу, предваряю) означает сокращенное изложение какой-либо науки в систематизированном виде, т.е. подготовительный, вводный курс в какую-либо науку, предшествующий более глубокому и детальному изучению соответствующей дисциплины (в данном случае — внутренним болезням.

Главная цель кафедры пропедевтики внутренних болезней — обучение студентов азам терапевтической науки, обучение методам исследования больного, распознавания ведущих клинических синдромов, построения синдромального диагноза, осно­вам врачебной этики и деонтологии.

Кафедра пропедевтики внутренних болезней организована в 1921 году доцентом Харьковского университета Андреем Петровичем Корховым.

 

2. Основные разделы и клинические понятия, используемые при изучении пропедевтики внутренних болезней:

1-й раздел пропедевтики внутренних болезней – изучение общеврачебных методов исследования. Они подразделяются на основные и дополнительные,субъективные и объективные.

К основным методам обследования относятся расспрос и физические методы.

Эти методы позволяют выявить симптомы признаки болезни.

2-й раздел пропедевтики внутренних болезней – симптоматология (или семиотика) изучает симптомы и их диагностическое значение.

Слово «симптом» в переводе с греческого означает «совпадение» – это проявление, признак болезни.

Виды симптомов: субъективные и объективные.

Симптомы также делятся на специфические, неспецифические и патогномоничные.

Диагностическое значение симптома – это круг заболеваний, при которых встречается данный симптом. Без знания диагностического значения отдельных проявлений болезни невозможно поставить правильный диагноз.

Синдром - представляет собой устойчиво воспроизводящуюся от одного клинического наблюдения к другому группу (совокупность) симптомов, объединенных общим патогенезом.

Синдром выступает или как важное звено патогенеза болезни, или как ее существенное проявление, или как осложнение болезни.

Различают 2 виды синдромов – анатомические и функциональные.

Различают простые и сложные (или большие) синдромы. Большой синдром – представляет собой сочетание симптомов, патогенетически связанных между собой и охватывающих весь организм.

Необходимо помнить, что понятия «синдром» и «симптом» не равнозначны определению болезни как нозологической единицы.

Понятие болезни

Болезнь – это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим или частичным снижением приспособительности к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного.

Понятие об этиологии

Этиология («aetia» - причина + «logos» - учение) – наука о причинах возникновения болезней.

К факторам (причинам), вызывающим заболевания внутренних органов, относят:

- физические (ионизирующее излучение, термическое воздействие, механическая травма и др.);

- химические (воздействие кислот, щелочей, ядов);

- биологические (патогенные микроорганизмы, их токсины, эндогенные вещества);

- социальные (вредные условия труда, недостаточное, неполноценное питание, низкий уровень жизни злоупотребление алкоголем и т.д.).

Понятие о патогенезе

Патогенез(«pathos» - страдание + «genesis» - зарождение) – учение о механизмах развития болезней и патологических процессов на различных уровнях организма — от молекулярных нарушений до изменений в органах и системах.

Понятие о диагностическом (клиническом) мышлении.

3-й раздел пропедевтики внутренних болезней – методология клинической диагностики – изучает особенности мышления врача при постановке диагноза.

Виды диагнозов:

Синдромальный.

Нозологический диагноз.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: