ЛЕКЦИЯ 1
Тема лекции: «Цели и задачи дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней». Понятие о семиотике, синдромологии и нозологии. Понятие о диагнозе. Врачебная этика и деонтология».
Цель лекции: довести до слушателей цели и задачи дисциплины, обсдить общие понятия и разделы пропедевтики внутренних болезней, сформировать компетенции ОК- 1, ПК-1, ПК-5, ПК-17 в рамках изучаемого раздела.
План лекции:
1. Вступительная часть
1.1. История кафедры пропедевтики внутренних болезней;
1.2. Основные требования к студентам на кафедре;
2. Основные разделы и клинические понятия, используемые при изучении пропедевтики внутренних болезней:
2.1. Симптом – его определение.
Виды симптомов (субъективные, объективные; специфические, неспецифические; патогномоничные).
Методы выявления симптомов.
2.2. Синдром:
Определение синдрома.
Виды синдромов.
2.3. Понятие болезни.
2.4. Понятие об этиологии и патогенезе.
3. Понятие о диагностическом (клиническом) мышлении.
Современные требования к врачебному диагнозу.
Принципы диагностического мышления.
Методы диагностического мышления.
Синдромный принцип диагностического мышления.
4. Основные положения этики и деонтологии.
5. Заключение.
Вступительная часть
Слово “пропедевтика” (греч. propaideuo - предварительно учу, предваряю) означает сокращенное изложение какой-либо науки в систематизированном виде, т.е. подготовительный, вводный курс в какую-либо науку, предшествующий более глубокому и детальному изучению соответствующей дисциплины (в данном случае — внутренним болезням.
Главная цель кафедры пропедевтики внутренних болезней — обучение студентов азам терапевтической науки, обучение методам исследования больного, распознавания ведущих клинических синдромов, построения синдромального диагноза, основам врачебной этики и деонтологии.
|
Кафедра пропедевтики внутренних болезней организована в 1921 году доцентом Харьковского университета Андреем Петровичем Корховым.
2. Основные разделы и клинические понятия, используемые при изучении пропедевтики внутренних болезней:
1-й раздел пропедевтики внутренних болезней – изучение общеврачебных методов исследования. Они подразделяются на основные и дополнительные,субъективные и объективные.
К основным методам обследования относятся расспрос и физические методы.
Эти методы позволяют выявить симптомы признаки болезни.
2-й раздел пропедевтики внутренних болезней – симптоматология (или семиотика) изучает симптомы и их диагностическое значение.
Слово «симптом» в переводе с греческого означает «совпадение» – это проявление, признак болезни.
Виды симптомов: субъективные и объективные.
Симптомы также делятся на специфические, неспецифические и патогномоничные.
Диагностическое значение симптома – это круг заболеваний, при которых встречается данный симптом. Без знания диагностического значения отдельных проявлений болезни невозможно поставить правильный диагноз.
Синдром - представляет собой устойчиво воспроизводящуюся от одного клинического наблюдения к другому группу (совокупность) симптомов, объединенных общим патогенезом.
Синдром выступает или как важное звено патогенеза болезни, или как ее существенное проявление, или как осложнение болезни.
|
Различают 2 виды синдромов – анатомические и функциональные.
Различают простые и сложные (или большие) синдромы. Большой синдром – представляет собой сочетание симптомов, патогенетически связанных между собой и охватывающих весь организм.
Необходимо помнить, что понятия «синдром» и «симптом» не равнозначны определению болезни как нозологической единицы.
Понятие болезни
Болезнь – это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим или частичным снижением приспособительности к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного.
Понятие об этиологии
Этиология («aetia» - причина + «logos» - учение) – наука о причинах возникновения болезней.
К факторам (причинам), вызывающим заболевания внутренних органов, относят:
- физические (ионизирующее излучение, термическое воздействие, механическая травма и др.);
- химические (воздействие кислот, щелочей, ядов);
- биологические (патогенные микроорганизмы, их токсины, эндогенные вещества);
- социальные (вредные условия труда, недостаточное, неполноценное питание, низкий уровень жизни злоупотребление алкоголем и т.д.).
Понятие о патогенезе
Патогенез(«pathos» - страдание + «genesis» - зарождение) – учение о механизмах развития болезней и патологических процессов на различных уровнях организма — от молекулярных нарушений до изменений в органах и системах.
Понятие о диагностическом (клиническом) мышлении.
3-й раздел пропедевтики внутренних болезней – методология клинической диагностики – изучает особенности мышления врача при постановке диагноза.
Виды диагнозов:
Синдромальный.
Нозологический диагноз.