Профилактические вакцины




Стоматологический факультет

ЗАНЯТИЕ № 2.1.2

 

ИММУННАЯ СИСТЕМА. АНТИГЕНЫ. ИММУНОБИОЛОИЧСЕКИЕ ПРЕПАРАТЫ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

изучить специфические формы иммунного ответа, сформировать понятие об иммунобиологических препаратах: их классификацию, принципы получения, применение.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  1. Антигены: определение, основные свойства, антигены бактериальной клетки.
  2. Структура и функции иммунной системы.
  3. Классификация, назначение, получение и применение антигенных препаратов.

4. Принципы получения вакцин и диагностикумов.

  1. Методы стандартизации и проверки на стерильность, безвредность вакцин и диагностикумов.

 

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

 

· классифицировать иммунобиологические препараты.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ:

медицинской информацией о современных иммунобиологических препаратах.

 


Работа № 1. Антигенная структура бактерий.

Цель: изучить антигены бактериальной клетки.

Самостоятельная работа: описать функцию объекта,зарисовать и описать антигенную структуру бактериальной клетки. Дать определение понятию «антиген», «гаптен», «эпитоп» (см. лекцию, учебник, атлас).

 

 

 


АГ структура бактериальной клетки

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Работа № 2. Иммунобиологические препараты. Убитые вакцины.

Цель: сформировать представление о получении убитой вакцины.

Самостоятельная работа: изучить этапы приготовления убитой вакцины.

Методика приготовления убитой аутовакцины

I этап. Из суточной агаровой культуры м/о сделать смыв 5 мл физиологического раствора.

II этап. Проверить на чистоту культуры. Приготовить микропрепарат и микроскопировать.

IIIэтап. Прогреть микробную взвесь на водяной бане при 70 - 80°С в течение часа.

IV этап. Контроль на стерильность (сделать посев гретой культуры на питательные среды).

V этап. Провести стандартизацию вакцины оптическим методом. 1 мл прогретой микробной взвеси разводят мерным количеством стерильного физ. р-ра, сравнивая ее мутность с мутностью оптического стандарта (5 ед. - 500 млн. микр. тел, 10 ед. - 1 млрд. микр. тел). Остальной объем микробной взвеси разводят, добавляя соответствующее количество изотонического раствора хлорида натрия.

VI этап. Проверить вакцину на безвредность и иммуногенность (биопроба).

Работа № 3. Антигенные препараты

Цель: изучить назначение, получение и применение антигенных препаратов, их достоинства и недостатки.

Самостоятельная работа: изучить схему классификации антигенных препаратов (вакцины, диагностикумы, аллергены, токсины), записать примеры антигенных препаратов. Работа выполняется под руководством преподавателя.

Схема описания антимикробных препаратов:

Название

Классификационное положение

Действующее начало

Получение

Применение

Способ применения

Классификация антигенных препаратов

Препараты, действующим началом которых является Аг:

лечебные
диагностические
Вакцины: Iпоколение IIпоколение III поколение    
1. Диагностикумы 2. Аллергены 3. Токсины
Вакцины убитые
профилактические


Лечебные вакцины

Получение:из микроорганизмов, инактивированных физическими, химическими методами (температура, ультразвук, спирт, фенол, формалин и др.).

Применение: иммунотерапия затяжных, хроническихинфекций. Иммунотерапия применяется для перевода хронической формы инфекции в острую и повышает реактивность организма. В основе лечебного действия вакцин лежит принцип специфической стимуляции защитных сил организма, т.е. способствует выработке специфических антител, а также введение антигенного раздражителя усиливает фагоцитоз.

Примеры:
Способ применения: парентерально, по схеме.

Профилактические вакцины

Применение (цель вакцинации): создание искусственного специфического активного иммунитета

Способ применения: парентерально, перорально

Вакцины I поколения (цельноклеточные, цельновирионные)

1. Живые вакцины.

а) дивергентные. Содержат непатогенные для человека микроорганизмы, находящиеся в близком родстве с возбудителями инфекционных болезней человека (имеющие общие аг - ПРА) и обладающие перекрестной иммуногенностью.

Примеры:

 


б) аттенуированные. Готовят из бактерий или вирусов, утративших факторы вирулентности, но сохранивших иммуногенные свойства. Аттенуация (ослабление) возможна путем длительного воздействия на штамм химических (азотистая кислота, гидроксиламин, бромзамещенные основания, желчь), физических (температура, радиация), биологических (бактериофаги) факторов или длительного культивирования на питательных средах, пассирования через организм невосприимчивых животных, куриный эмбрион или культуру клеток.

Примеры:

 


Основное достоинство живых вакцин – полностью сохраненный набор антигенов возбудителя, что обеспечивает развитие длительной невосприимчивости даже после однократной иммунизации, т.к. вакцинный штамм может размножаться и персистировать в организме. Преимуществом живых вакцин перед убитыми и химическими является создание прочного и длительного иммунитета, по напряженности приближающегося к постинфекционному, кроме того живые вакцины не содержат консервантов (фенол, мертиолят).

Недостатки живых вакцин: содержат до 99% балласта – реактогенны (много побочных действий); сложно комбинируются и плохо дозируются; относительно нестабильны в процессе производства, транспортировки, хранения, есть возможность возвращения в вирулентную форму.

Применение живых вакцин опасно для детей с врожденными или приобретенными иммунодефицитными состояниями.

Между введениями живых вакцин рекомендован интервал не менее 1 месяца, в противном случае возможны тяжелые побочные реакции, иммунный ответ может быть пониженным.

2. Неживые (убитые) вакцины – представляют собой взвесь или сухую биомассу вирулентных штаммов микроорганизмов, обладающих полным набором протективных антигенов, инактивированных нагреванием или обработкой химическими агентами (формалин, ацетон, этанол, УФ, ионизирующая радиация).

Примеры:

 


Преимуществом убитых вакцин является относительная простота их получения, не требующая длительного выделения и изучения штаммов, хорошо комбинируются и дозируются; не вызывают вакциноассоциированных заболеваний, применяются у людей с иммунодефицитами, большая устойчивость при хранении и более длительный срок пригодности.

К недостаткам убитых вакцин следует отнести их меньшую иммуногенность и необходимость 2-х или 3-х кратных прививок. Возможны реакции гиперчувствительности в результате повторных введений чужеродного белка. В целом, иммунитет после введения убитых вакцин менее продолжителен в сравнении с иммунитетом, развивающимся после вакцинации живыми вакцинами.

 

Вакцины II поколения (химические)

Вакцины II поколения – представляют собой препараты, состоящие из отдельных антигенных компонентов (протективных антигенов), способных обеспечить развитие невосприимчивости. Протективные антигены выделяются из микробных клеток химическими методами (ферментативный гидролиз, осаждение и др.). Химические вакцины сорбируются на адъюванте (от лат.аdiuvo – помогать). Это вещества, обеспечивающие более сильный иммунный ответ, изменяют физико-химическое состояние аг (укрупняют антигенные частицы) и создают депо аг на месте введения. В качестве адъюванта применяют Al(OH)3, AlPO4 и др.

1. Субклеточныеилисубвирионные вакцины.

Примеры:

 


2. Анатоксины. Получают из экзотоксинов возбудителей, обезвреженных формалином при температуре 38-400С в течение 30 дней, и адсорбированных на гидроксиде алюминия. Анатоксины относятся к числу наиболее эффективных профилактических препаратов. Применяют подкожно или внутримышечно по схеме, предусмотренной календарем прививок. При введении анатоксина создается искусственный активный антитоксический иммунитет.

 

Примеры:

 

 


Преимущество химических вакцин перед живыми вакцинами состоит в их стабильности и меньшей реактогенности, так как они содержат только изолированные протективные антигены.

Недостатком химических вакцин является небольшие размеры вводимых комплексов, что приводит к быстрому выведению их из организма и краткому антигенному раздражению. Поэтому химические вакцины вводят на адъювантах. Анатоксины индуцируют только антитоксический иммунитет, что не позволяет предотвратить бактерионосительство и локализованные формы заболеваний.

 

Вакцины III поколения (генно-инженерные)

Вакцины содержат антигены возбудителей, полученные с использованием методов генной инженерии, и включают только высокоиммуногенные компоненты, способствующие формированию иммунитета. Возможны несколько вариантов создания генно-инженерных вакцин:

1. Введение генов, кодирующих основные аг патогенных вирусов и бактерий, в авирулентные или слабовирулентные микроорганизмы – векторные рекомбинантные вакцины.

Примеры:

 

 


2. Введением генов, кодирующих основные аг патогенных вирусов и бактерий, в неродственные микроорганизмы с последующим выделением аг и его использованием в качестве иммуногена – биосинтетические вакцины.

Примеры:

 


3. Рибосомальные вакцины. Представляет собой рибосомально-протеогликановый комплекс, в состав которого входят лизаты наиболее распространенных возбудителей инфекций ЛОР-органов и дыхательных путей (Streptococcuspneumoniae, Haemophilusinfluenzae, Klebsiellapneumoniae, Staphylococcusaureus и др.), и относятся к стимуляторам специфического и неспецифического иммунитета.

Примеры:

 


Преимущества генно-инженерных вакцин: меньше побочных эффектов, так как не содержат микроорганизмов; вызывают узкоспецифический иммунитет, возможно комплектование по иммуногенным свойствам.

Недостатки: сложны и дороги в получении; при получении вакцин возникает вопрос об идентичности синтетических эпитопов естественному антигену; низкомолекулярные синтетические пептиды обладают низкой иммуногенностью, что приводит к необходимости подбора соответствующих адъювантов.

 

Комбинированные (ассоциированные/комплексные) вакцины

Представляют собой смесь из антигенов различных бактерий и анатоксинов, могут содержать одновременно близкие по природе антигены или антигены различной природы.

Преимущество комбинированных вакцин состоит в возможности создавать иммунитет в отношении нескольких инфекций и сокращать число прививок.

Примеры:


Диагностические препараты:

Диагностикумы

Получение: взвесь убитых микробов или их отдельные антигены.

Применение: для обнаружения антител к данному виду микроба в сыворотке крови больного или определения титра антител в парных сыворотках больного. В качестве антигена в иммунной реакции могут быть использованы и живые культуры микробов.

Способ применения: invitro, в иммунных серологических реакциях.

 

Классификация диагностикумов:

Корпускулярные – из целых микробных клеток или вирусных частиц.

Монодиагностикумы – из отдельных антигенов микробной клетки (O, H, Vi, К).

Эритроцитарные – препараты, содержащие растворимые антигены, адсорбированные на эритроцитах, обработанных танином. Используют для постановки реакций непрямой или пассивной гемагглютинации (РНГА, РПГА).

Примеры:

 


2. Аллергены - (от греч. allos - другой и ergon - действие) - это антигены, вызывающие у чувствительных к ним людей аллергические реакции.

В зависимости от происхождения аллергены можно разделить на инфекционные и неинфекционные.

Инфекционные аллергены

Получение: взвесь убитых микробных клеток или растворимых антигенов возбудителей.

Применение: 1. Специфическая диагностика инфекционных заболеваний, сопровождающихся аллергической перестройкой организма - выявления повышенной чувствительности организма к возбудителям инфекционных заболеваний (аллергический метод). 2. Ретроспективная диагностика перенесенных инфекционных заболеваний. 3. Определение наличия прививочного иммунитета, отбор лиц, подлежащих вакцинации.

Способ применения: в/к, на ладонную часть предплечья: кожно-аллергическая проба.

Примеры:

 


Неинфекционные аллергены (пыльцевые, бытовые, пищевые, промышленные, сывороточные и др.).

Сывороточные аллергены

Получение: из сыворотки животных до иммунизации.

Применение: определение чувствительности макроорганизма к чужеродному белку.

Способ применения: в/к, на ладонную часть предплечья: кожно-аллергическая проба.

Примеры:


Токсины

Получение: препараты, содержащие бактериальные экзотоксины.

Применение: для определения антитоксического иммунитета к соответствующему заболеванию.

Небольшие безвредные дозы препарата вводят обследуемомувнутрикожно. Если в организме имеются ат к токсину, то они нейтрализуют вводимый токсин и воспаление в месте инъекции не развивается. Если же антитоксический иммунитет отсутствует, то в месте инъекции токсина возникает отечность и краснота.

Способ применения: в/к, на ладонную часть предплечья

Примеры:


Подпись преподавателя_________________________________________________________

Самостоятельная работа студента во внеурочное время:

Классифицировать предложенные препараты по схеме:

АКДС


Энцепур


Энджерикс-В




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: