Тема: «КАЧЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ НА ВИТАМИНЫ(В1, С)».
1) Диазореакция на тиамин (витамин В 1).
Биологическая роль тиамина хорошо известна в виде тиаминпирофосфата. Он выполняет коферментные функции в реакциях декарбоксилирования кетокислот и в транскетолазной рeакции.
МАТЕРИАЛЫИСЛЕДОВАНИЯ: тиамина бромид в ампулах.
РЕАКТИВЫ: сульфаниловая кислота, 1%-ный раствор; нитрит натрия, 5%-ный р-р;
карбонат натрия, 10%-ный раствор.
ОБОРУДОВАНИЕ: штатив с пробирками.
ХОД РАБОТЫ.
К 5 каплям 1%-ного раствора сульфаниловой кислоты прибавляют 5 капель 5%-ного раствора нитрата натрия, получают диазореактив. К диазореактиву прибавляют несколько капель 6%-ного раствора тиамина бромида и 5-7 капель 10%-ного раствора карбоната натрия. Жидкость окрашивается в красный цвет.
2) Восстановительные свойства аскорбиновой кислоты.
Аскорбиновая кислота легко окисляется в дегидроаскорбиновую кислоту
(см. учебник А.Я. Николаева “Биологическая химия”, стр. 402).
РЕАКТИВЫ: 1%-ный раствор I2 в KI; порошок аскорбиновой кислоты.
ХОД РАБОТЫ.
К 5-10 каплям 1%-ного раствора I2 в растворе KI прибавляют небольшое количество аскорбиновой кислоты. Наблюдают обесцвечивание раствора.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9.
Тема: «КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА ВИТАМИНЫ».
1) Реакция восстановления рибофлавина (витамин В2).
Рибофлавин обладает окислительно-восстановительными свойствами. Физио-логическая роль витамина В2 выяснилась, когда было установлено, что рибофлавин входит в состав коферментов ФАД и ФМН, являющихся простетической группой ряда ферментов, относящихся к классу оксидоредуктаз.
Реакция обусловлена восстановлением рибофлавина выделяющимся водородом сначала в рибофлавин (промежуточное соединение красного цвета), а затем в бесцветную лейкоформу:
|
Рибофлавин (окисленная форма Рибофлавин (восстановленная
желтого цвета) форма, бесцветная).
МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ: 0,25%-ный раствор рибофлавина в воде.
РЕАКТИВЫ: цинк металлический в гранулах; HCl (конц.).
ХОД РАБОТЫ.
В пробирку наливают 10 капель взвеси рибофлавина в воде, добавляют 5 капель концентрированной соляной кислоты и опускают гранулу металлического цинка. Выделяющийся в ходе реакции водород взаимодействует с рибофлавином: раствор приобретает постепенно розовую окраску, затем обесцвечивается.
Лабораторная работа №10.
“Количественное определение витамина Р в чае”.
Действие витамина Р и витамина С взаимно связано, они участвуют в окислительно-восстановительных процессах. Терапевтическое действие витамина С более эффективно в присутствии витамина Р. У человека повышается проницаемость капилляров.
Рутин – кристаллическое вещество жёлто-оранжевой окраски. Содержится в тех же продуктах, что и витамин С: в чае, фруктах и ягодах – бруснике, клюкве и др. Количественное определение витамина Р проводят в вытяжке из чая.
Принцип метода: рутин способен окисляться перманганатом калия; в качестве индикатора применяется индигокармин, который вступает в реакцию с перманганатом калия после того, как окислится весь рутин. Экспериментально установлено, что 1 мл 0,1 н раствора перманганата калия окисляет 6,4 мкг рутина.
Реактивы:
1. Перманганат калия, 0,05 н раствор;
|
2. Индикатор с индигокармином;
Оборудование:
1. стаканчики или колбочки;
2. Пипетка вместимостью 10 мл;
3. Микробюретка;
Исследуемый материал:
Чай или готовый экстракт.
Ход работы.
К 100 мг чая приливают 50 мл горячей дистиллированной воды и проводят экстракцию в течение 5 минут. 10 мл экстракта чая отмеривают в стаканчик или колбочку, добавляют 10 мл дистилированной воды и 5 капель индигокармина (появляется синее окрашивание). Титруют из микробюретки 0,05 н раствором KMnO4 до появления устойчивой жёлтой окраски.
Определяют процентное содержание рутина в чае. Расчёт производят по следующей формуле:
3,2 ∙ A ∙ V1 ∙ 100
X =
V2 ∙ P ∙ 1000
Где Х – содержание витамина Р в препарате, %; 3,2 – стандартный коэффициент пересчёта; А – объём 0,05 н раствора перманганата калия, пошедшего на титрование раствора, мл; V1 – объём, в котором растворена взятая для анализа навеска, мл; 100 – общее количество вещества для расчёта процентного содержания, г; V2 – объём раствора, взятого для титрования, мл; Р – навеска, мг; 1000 – перевод микрограммов в миллиграммы (Р = 30-50 мг/100 г).
К занятию иметь пакетик чая (2г) на группу!