1. Воспитательная система является сложным социальным и психолого-педагогическим образованием. Она охватывает весь педагогический процесс, объединяя учебные занятия и внеучебную работу, разнообразную деятельность и свободное общение взрослых и детей. Воспитательные системы могут создаваться в школах разного типа, в учреждениях культуры, дополнительного образования, в процессе организации отдыха и оздоровления детей, в детско-юношеских общественных организациях и объединениях и т.д. Они могут включать не только воспитанников и педагогических работников, но и родителей, представителей общественности, охватывать взаимодействие школы и социума. Воспитательная система может функционировать в одном классе, а может охватывать всю школу или даже весь микрорайон.
Воспитательная система тесно связана со средой: с ближайшим социальным окружением (село, город, микрорайон) и обществом в целом.
Воспитательная система создаётся на основе некоторой концепции, включающей цели, задачи, принципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. Концепция служит «образом» будущей воспитательной системы, на который ориентируется педагогический коллектив.
2. В структуре воспитательной системы выделяется четыре основных взаимосвязанных компонента: управление, содержание, организация, общение
Управление воспитательной системой, по мнению Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной и др., это «искусство ставить цель, чётко определять пути её достижения (стратегия), организация дела (тактика), контроль и оценка результатов». К основным функциям управления воспитательной системой относятся:
- диагностика воспитательного процесса и деятельности его участников;
- обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса (единства его целей, содержания, форм и методов);
- организация совместной развивающей, творческой деятельности участников учебно-воспитательного процесса;
- организация сотрудничества школы, семьи и общественности;
- гуманизация отношений между взрослыми и детьми.
Содержание воспитательной системы включает два аспекта:
- совокупность научных знаний, представлений, ценностных ориентиров и др. компонентов, входящих в содержание воспитания;
- различная деятельность по усвоению содержание воспитания, приобретению опыта, развитию личности.
Организация воспитательной системы – это упорядочение всех частей системы и деятельности всех её участников для придания ей целеустремлённости, для оптимизации её функционирования и развития. Именно благодаря организации формируются все структуры воспитательной системы: структура управления, структура педагогических действий, структура отношений в коллективе и т.д.
3. Воспитательная система состоит из совокупности компонентов. К числу основных компонентов системы воспитания школьников можно отнести следующие компоненты:
· · Индивидно-групповой;
· · Ценностно-ориентационный;
· · Функционально-деятельностный;
· · Диагностико-результативный;
· · Отношенческо-коммуникативный.
Индивидно-групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы образовательного учреждения. Он состоит из нескольких элементов, таких как:
· 1. администрация, учителя и сотрудники учреждения образования;
· 2. учащиеся;
· 3. родители учащихся;
· 4. другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности учебного заведения.
Ценностно-ориентационный компонент состоит из следующих элементов:
· · ценности сообщества детей и взрослых;
· · цели воспитания;
· · принципы и ключевые идеи построения воспитательной системы и жизнедеятельности образовательного учреждения.
Функционально-деятельностный компонент складывается из следующих элементов:
· · системообразующего вида деятельности, форм и методов организации совместной деятельности и общения;
· · основных функций воспитательной системы;
· · управления и самоуправления воспитательной системой.
Диагностико-результативный компонент включает в себя следующие элементы:
· - критерии эффективности воспитательной системы,
· - методы и приемы изучения ее результативности,
· - формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
Отношенческо-коммуникативный компонент состоит из двух элементов:
· · отношений в обществе детей и взрослых;
· · внутренних и внешних связей воспитательной системы