Модель воспитательной системы: понятие, структура, основные компоненты.




1. Воспитательная система является сложным социальным и психолого-педагогическим образованием. Она охватывает весь педагогический процесс, объединяя учебные занятия и внеучебную работу, разнообразную деятельность и свободное общение взрослых и детей. Воспитательные системы могут создаваться в школах разного типа, в учреждениях культуры, дополнительного образования, в процессе организации отдыха и оздоровления детей, в детско-юношеских общественных организациях и объединениях и т.д. Они могут включать не только воспитанников и педагогических работников, но и родителей, представителей общественности, охватывать взаимодействие школы и социума. Воспитательная система может функционировать в одном классе, а может охватывать всю школу или даже весь микрорайон.

Воспитательная система тесно связана со средой: с ближайшим социальным окружением (село, город, микрорайон) и обществом в целом.

Воспитательная система создаётся на основе некоторой концепции, включающей цели, задачи, принципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. Концепция служит «образом» будущей воспитательной системы, на который ориентируется педагогический коллектив.

2. В структуре воспитательной системы выделяется четыре основных взаимосвязанных компонента: управление, содержание, организация, общение

Управление воспитательной системой, по мнению Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной и др., это «искусство ставить цель, чётко определять пути её достижения (стратегия), организация дела (тактика), контроль и оценка результатов». К основным функциям управления воспитательной системой относятся:

- диагностика воспитательного процесса и деятельности его участников;

- обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса (единства его целей, содержания, форм и методов);

- организация совместной развивающей, творческой деятельности участников учебно-воспитательного процесса;

- организация сотрудничества школы, семьи и общественности;

- гуманизация отношений между взрослыми и детьми.

Содержание воспитательной системы включает два аспекта:

- совокупность научных знаний, представлений, ценностных ориентиров и др. компонентов, входящих в содержание воспитания;

- различная деятельность по усвоению содержание воспитания, приобретению опыта, развитию личности.

Организация воспитательной системы – это упорядочение всех частей системы и деятельности всех её участников для придания ей целеустремлённости, для оптимизации её функционирования и развития. Именно благодаря организации формируются все структуры воспитательной системы: структура управления, структура педагогических действий, структура отношений в коллективе и т.д.

3. Воспитательная система состоит из совокупности компонентов. К числу основных компонентов системы воспитания школьников можно отнести следующие компоненты:

· · Индивидно-групповой;

· · Ценностно-ориентационный;

· · Функционально-деятельностный;

· · Диагностико-результативный;

· · Отношенческо-коммуникативный.

Индивидно-групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы образовательного учреждения. Он состоит из нескольких элементов, таких как:

· 1. администрация, учителя и сотрудники учреждения образования;

· 2. учащиеся;

· 3. родители учащихся;

· 4. другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности учебного заведения.

Ценностно-ориентационный компонент состоит из следующих элементов:

· · ценности сообщества детей и взрослых;

· · цели воспитания;

· · принципы и ключевые идеи построения воспитательной системы и жизнедеятельности образовательного учреждения.

Функционально-деятельностный компонент складывается из следующих элементов:

· · системообразующего вида деятельности, форм и методов организации совместной деятельности и общения;

· · основных функций воспитательной системы;

· · управления и самоуправления воспитательной системой.

Диагностико-результативный компонент включает в себя следующие элементы:

· - критерии эффективности воспитательной системы,

· - методы и приемы изучения ее результативности,

· - формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

Отношенческо-коммуникативный компонент состоит из двух элементов:

· · отношений в обществе детей и взрослых;

· · внутренних и внешних связей воспитательной системы

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: