Мизансцена - передвижение персонажей и объектов внутри кадра.
Панорама аппаратом - поворот камеры во время съемки на оси штатива с одной статичной точки.
Съемка с движения или панорама с движения (по-английски - тревеллинг) - перемещение аппарата во время съемки на каком-либо движущемся средстве с сохранением направления взгляда объектива.
Совмещение панорамы с тревеллингом - свободное перемещение камеры во время съемки с любым изменением направления взгляда объектива.
5. Совмещение мизансценирования с любым видом движения камеры. Рассмотрим каждый из вариантов подробней.
Попробуйте вспомнить, сколько видов панорам со статичной точки вы знаете? Один? Два? Три?...
Во-первых, горизонтальная панорама. Камера стоит на месте - на штативе или в руках у оператора, который не сходит со своего места, а только поворачивает аппарат.
Во-вторых, вертикальная панорама, когда камера на головке штатива, оставаясь в одной вертикальной плоскости, совершает во время съемки поворот вокруг горизонтальной оси, как бы осматривает объект снизу вверх или сверху вниз.
В-третьих, диагональная панорама, совмещение горизонтального и вертикального движения камеры: поворот одновременно с подъемом или опусканием взгляда объектива.
В четвертых, круговая панорама - поворот камеры во время съемки вокруг статичной точки на 360 градусов.
Возможно, у кого-то из читателей уже родилось недовольство: "зачем это нам рассказывают такую элементарщину?" Любители покупают в магазине камеру и снимают, не зная никаких горизонтальных и диагональных панорам. Крутят камерой как хотят, лишь бы объект было видно!
|
Но у профессионалов дело обстоит иначе. Операторы и режиссеры - мастера своего дела знают - что при выполнении простейших панорам можно натолкнуться на "подводные рифы".
Нельзя, например, вести съемку длиннофокусным объективом, поворачивая камеру с большой скоростью - на экране возникнет эффект стробоскопа (подергивания кадра) или вместо осмотра местности объективом получится смазка - изображение превратится в бегущие и прыгающие горизонтальные полосы. Поэтому даже самая простая горизонтальная панорама должна выполняться осмысленно и быть подчиненной конкретной задаче развития экранного рассказа.
Цели использования панорамных съемок
В творческой практике существует три основных вида панорам.
1. Панорама обзора - простейший вид съемки движущейся камерой. Применяется для описания обстановки действия, местности, интерьера. В этом случае действие в кадре не является главным объектом внимания.
2. Панорама осмотра или наблюдения - второй вид съемки. В этом случае движение камеры должно обеспечить наилучшие условия для всматривания и разглядывания происходящего действия героев или обстановки.
3. Панорама слежения - третий вид. Применяется, когда камера наблюдает за движением объекта в кадре, за его перемещением на местности или в интерьере и, не позволяя ему выйти за рамки кадра, - следит за объектом неотступно.
Причем один вид панорамы по ходу съемки может переходить в другой по воле режиссера и оператора в соответствии с замыслом.
Подводные рифы
|
Они заключаются в том, что нельзя начинать и заканчивать съемку в панораме во время движения аппарата. Профессионал должен думать о будущем соединении кадров. Кадр с панорамным движением может в окончательном монтаже оказаться состыкован со статичным кадром. А это неприятно ударит по глазам зрителя.
(Вспомните 10 принципов) J.
На съемке все панорамы во имя расширения и сохранения свободы любого монтажного перехода в окончательном варианте произведения начинаются и заканчиваются, как минимум, двух- трехсекундными кусками статики.
Нельзя при съемке, например, горизонтальной панорамы резко изменять направление движения камеры и переводить ее в вертикальное движение без остановки.
Психофизиология человеческого восприятия такова, что наш глаз, приноровившись к осмотру горизонтально движущегося на экране изображения, не может мгновенно перейти к осмотру кадра с вертикальным движением. После мгновенного изменения направления панорамы мы еще некоторое время в силу инерции глазных действий будем продолжать пытаться воспринимать движущееся в первоначальном направлении изображение. Лишь убедившись в ошибочности своих действий, мы поменяем "приказ" глазам на восприятие движущегося изображения в ином направлении. Кроме того, мы испытаем дискомфорт восприятия событий с экрана при резком изменении направления движения панорамы. Мы можем в момент начала движения в новом направлении что-то упустить, не заметить в предлагаемом изображении.
Панорама с движения (тревеллинг)
И в документалистике, и в игровом экранном творчестве часто бывает так, что панорама с одной точки не позволяет проследить за героем, который длительное время перемещается на местности и совершает при этом какие-то действия.
|
Представьте себе уличный цирк. Идут три артиста и по ходу показывают свои номера. Если снимать их панорамой с одной точки, то сначала они будут на общем плане приближаться к нам издалека. Потом пройдут в профиль мимо камеры, а удаляться будут и вовсе спиной к объективу. Получится не очень удачный результат на экране. В подобных случаях, как раз, прибегают к использованию съемки с движения. Аппарат ставится на специальный автомобиль с улучшенной подвеской и специальными навесными площадками. Циркачи идут по улице, выкидывают разные фортели, а камера едет чуть впереди и снимает их в профиль, в три четверти или в фас. Для параллельного движения камеры и артистов можно использовать специальные тележку и рельсы (если съемка игровая). Подобный прием позволяет держать объекты в кадре на одной крупности длительное время и не упускать ни одного их действия. Фон за спинами артистов будет уплывать назад, как если бы мы смотрели на них, идя с ними рядом.
Подобным образом снимаются репортажи о велогонках. Оператор с камерой садится в автомобиль и, чуть опережая движение гонщика, снимает его на трассе.
В личной практике автора однажды оператору пришлось сесть в багажник режиссерского автомобиля и снимать, как два персонажа ехали по улице на велосипедах и спорили между собой по очень важному вопросу. А режиссеру пришлось выполнять две функции: шофера и собственную - наблюдать за работой актеров в зеркало заднего вида.
Совмещение панорамы и тревеллинга
Попробуем решить более сложную съемочную задачу. Как сделать, чтобы актеры длительное время находились в кадре, шли или бежали, перемещаясь на местности, но при этом обойтись сравнительно малыми техническими средствами?
Влюбленные - в укромном уголке на природе, в лесу. Девушка заигрывает со своим ухажером. То они целуются, то она вырывается из его объятий и убегает. Тогда парень пускается вдогонку. Настигает ее. Снова целуются. И опять она ускользает из его рук. Погоня продолжается, и все повторяется вновь. Что произойдет дальше, описывать не будем.
Для съемки уложим рельсы на открытом месте, окруженном кустарником. Кустарник невысок. Он может скрыть фигуру человека только по грудь.
На рельсы ставим тележку с камерой. А дальше дело режиссерское - разработать мизансцену продолжительного кадра с беготней и остановками актеров. Этим мы и займемся.
Первая позиция камеры 1а, статика. Снимем. Девушка срывается с места - камера начинает панорамировать. За ней парень - камера поехала в точку 1б.
Так как путь проезда у камеры короче, чем путь пробега актрисы, то аппарат должен успеть встать на точку 1б как раз в тот момент, когда парень догонит девицу.
На второй позиции (б) они поцелуются. Потом она снова вырвется из объятий и побежит вдоль рельсов обратно. Чтобы камера успела за ней, съемку лучше продолжить панорамой слежения влево и одновременно начать проезд.
На полпути девушке лучше остановиться и обернуться, дразня ухажера. Тогда она окажется лицом к объективу, и на точке 1в можно получить крупный план (на плане мизансцены промежуточная точка не показана).
Но такая съемка с движения, когда камера смотрит почти в противоположном направлении, создаст иллюзию для зрителя, что влюбленные бегут по совершенно другому месту, потому что пара будет двигаться на другом фоне.
В точке 1в вновь остановка. Здесь может произойти короткое объяснение. А дальше опять пробег, но по другую сторону рельсов. Опять сначала панорама и через мгновение начало движения камеры в точку 1г, где на парном крупном плане произойдет решающее объяснение.
Чего мы, собственно, добились? Ради чего городился огород?
Кроме того, что была проиллюстрирована возможность совмещения съемки панорамой при одновременном движении камеры, вам был показан прием, как малыми техническими средствам можно снять длинный кадр, который создаст у зрителя впечатление, что пара резвилась, пробегая довольно большое расстояние. Это произошло за счет того, что на каждом движении камеры по рельсам мы помещали влюбленных на новый фон местности. А пробег от точки 1б до точки 1г вообще был снят с полным сохранением направления движения, что зрителю покажется бегом по прямой. Проведя такую съемку при длине рельсов около 15 метров, мы создадим на экране впечатление длинного пробега, который займет около двух минут.
Но чтобы провести такую съемку, требуется несколько репетиций для четкой синхронизации действий актеров и операторской бригады.
На этом примере был одновременно рассмотрен вариант совмещения актерской мизансцены и относительно сложного движения камеры.