Виды рынков ресурсов. Характерные особ-ти. Рынок труда: теор. подх. разных эк. шк. к анализу рынка труда.
Кап-л, труд, земля, предприн. сп-ть – ресурсы. прод. и покуп., они имеют цену, а цены эк.ресурсов выступают в виде ден. дохода: з/п,рента, прибыль. Ценообразование на ресурсы представляет собой образ-е доходов: прибыль, ренту, з/п. Особенности рынков ресурсов: из-за огранич-ти ресурсов ограничне V пр-ва. Т.к. ресурсы огранич., то спрос на них устойчив и для рынков ресурсов хар-на концентрация спроса, кот. делает типичным явлением монопсонии и олигопсонии. Цена на ресурсы склад. в завис-ти от спроса и предл-я. Предл-е ресурсов отраж. прямую связь между ценой и V ресурсов, поэтому в интересах владельцев ресурсов продавать ресурсы по более высок.цене. Спрос отраж. обратн. связь м/ду ценой и V рес-сов, если цена увел, то предпр-е вынужд. меньше покупать ресур. или замен. их более дешевыми.
Особенности спроса на ресурсы. Спрос на рес. явл. производным (зависимым) от спроса на продукц., изготовл. с прим-ем данных ресурсов. На дв-е спроса на ресурсы влияет и производит-ть труда: если она растет, их треб. больше. изм-е спроса на данные рес. завис. от динамики спроса на др. рес., т.е. от изм-я цены на замещ. ресурсы и на дополнит.
Важн. следствие зак. спр. и предл-я на рынке рес. — высокий доход на дефиц. ресурсы, кот. остро необх. для пр-ва предм. потребл-я; и, напротив, падение дохода на рес., имеющ. в изобилии, на их замен-ли.
Рынок труда: чел. капитал – глав. из всех рес., его инвестиции наиб. эффективны. труд хар-ся: 1. разн. физ. данными и способностями 2. неодинак. квалиф-цией, → разл-я в з/п. Рынок делится по профессиям, отраслям, переход с одного р. труда на др. затруднит 3. раб.сила мобильна,можно менять занятия перемещ. на др.тер-рии. 4. труд не отделим от чел-ка. Вкл.: соц, эк, полит. аспекты. Безработица усложняет функционир-е рынка труда.
|
Виды рынков труда: моиопсонический – покуп-ль опр. масштабы спроса и ур. цены, на профсоюзном — продавец товара. конкурентный - ни продавцы, ни покупатели не влияют на усл-е купли-продажи труда. имеют: большое кол-во фирм, наним. раб.силу; множ-во рабочих одинак. классификации; невозм. для фирм и рабочих контролир. уровень з/п. а) отдельная фирма б)рынок труда
а)тк з/п опр. р-ком, кривая предл-я труда прох. строго горизонт., фирма будет нанимать рабочих, пока пред.доход=пред.издержки в т.а. Т.о весь доход, получ. от рабочих, нанятых фирм WcaQcO. Δwcab-добав. доход, испо. для выплаты доходов по др. факторам пр-ва. Каждый последующ. раб. нанятой фирмы произв. доб. продукт меньшего размера, чем предыд., значит, ↓ з/п всех занятых на фирме рабочих.
Б) на конкур. рынке кривая предл-я труда возраст. вправо вверх и опр-ся пред. издержками труда. Пред. издержки могут хар-ся как альтернат. или издержки упущ. возможностей.
Модель монопсонии.
1 покупатель возм. воздейств. на величину з/п.
Профсоюз. модель. рабочие продают свою раб.с. коллективно через профсоюз. способы повыш-я з/п.
1.огранич. на предл-е труда. 2. ↑ ур. стандарт. з/п.
3. ↑ спр. на труд. 4. Устран. эксплуат. тр. монопол-м.
трактовки рынка труда и мех-ма его функц-я.
Суть неоклассич.подх.: р. труда функц-ет на основе ценового мех-ма. осн. рын. регулятор - з/п. с пом. з/п регулир. спрос на труд и его предл-е, равновесие.
|
Кейнсиан. подход. р. тр. нах.в сост.пост. нерав-вес-я з/п фиксир. и не под. измен., особ. в стор. уменьш-я. не уравновеш. рынок.спрос на раб. силу регулир-ся совок. спросом, т. е. объемом пр-ва.
Монетаристская модель. сущ. жестких цен на раб. силу, естеств. ур. безраб. формир. на базе фрикц. и стр-рной безраб.. Это оптим. ур., кот. обесп. стабил. в эк-ке. Для уравновеш. рынка исп. инструменты кред.-ден.пол-ки ЦБ:учетн.ставку; резервн. треб-я.
Марксизм р. т. - особого рода. Это рынок, на кот. продается не труд, а спос-сть к труду, т. е. раб. сила. Цена раб.силы (з/п) является превращ. ф.ст-ти раб. силы, кот. опр. усл-ями воспр-ва раб. силы (завис. от ст-и благ, необх. для воспр-ва раб. с., спос к тр.).
Институционалисты о р. труда. подход с т.зр-я профессион. и отрасл. различий в стр-ре раб. силы и соответств-х уровней з/п.
8. сущность, формы, пок-ли ур. концентр. пр-ва. Эк. значение. Диверсифиция пр-ва. Центр-ция пр-ва. Оптимальный размер пр-ва.
Концентрация -процесс сосредоч. выпуска прод-ции на крупных предпр-ях, направл. на ↑ выпуска прод. или оказ. услуг. 4 формы конц. пр-ва: 1. укрупнение предпр. - сосредоточ. пр-ва на крупных предпр-х-опр. НТП орудий труда и ↑ объема выпуска. 2. специализация –сосредот. однородного пр-ва, кот. по своему типу явл. массовым или крупносерийным. 3.кооперир. - прямые произв. связи м/ду предпр., участв. в совместном изгот. определен. прод-ции. 4. комбинир-е – соед-е разных пр-в, представ. собой последоват. стадии обраб. сырья, комплексную перераб. сырья или использ-я отходов пр-ва в одном препр-тии. Эти формы взаимосв. и часто доп. др. друга, и только системный подход к их рассм-ю может обесп. решения по их использ-ю. Наиб. приемл. путь -интенсивный, за счет НТП. Для анализа концентр. прим. абс. и относит. пок-ли, поэтому различ. относ. так и абс. концентр. Абс. конц. хар-зует размеры пр-ва отдельных предпр-ий, а ее ур. опр-ся след.пок-лями: 1. среднег. ст-ть ОПФ 2.среднеспис. числ-ть работников 3.V выпуска прод. Относит. конц. хар-зует распред. общего объема пр-ва в отрасли между предпр-ями различного размера. Ее уровень измер. след. пок-лями: доля отдельного предпр-я в выпуске какой-л. прод-ции в целом по отрасли, доля отдельного предпр-я на рынке прод-ции. Пок-ли уровня относит. конц. в большей мере хар-зует степень монополизации предпр-я. Эк. пок-ли предпр-я (себест-ть, прибыль, рентабельность, производ-ть труда) в значит. степ. зависит от развития концентр. пр-ва, т.е от объема выпуска прод-ции.
|
«+» концентрации: 1) разв-е НТП, 2) рост произв-ти труда 3) эффектив. исп-е машин «-» нагрузка на окр. ср., необх. инвестиции.
оптим. разм. пр-ва в пром-ти следует понимать такие, кот. обеспеч. выполн-е заключ. договоров и обязат-в по пр-ву прод-ции (вып-ю работ) в устан. сроки с min приведенных затрат и max возможной эффект-тью.
2 подхода к определению оптим. размеров пред-тия: 1. св. с минимизацией приведенных затрат(Зi)на выпуск пр-ции. Зi=ci+Eн*Ki+Зтрi→min,
где c - себест-ть пр-ции по i-му варианту. Eн-норматив. коэф. эффект-ти капит. влож-й. Кi-капит. влож. по i-му варианту. Зтр i- трансп. расх. по i-му вар.Оптим. счит. такой размер пред-тия, при котором достигается минимизация привлеч. затрат. 2подход: Завис-ть полных затрат на пр-во и реализ-ю пр-ции от объема пр-ва. Оптим. размер предпр-я достигается при мин. полных издержек.
Диверсификация выраж. процесс расшир-я акт-ти предпр-я, кот. исп. собств. накопления не только для поддерж. и разв-я собств. бизнеса, но и на освоение новых видов продукции, созд-е нов. пр-в и оказание всевозм. услуг. В рез-те диверсиф-и пр-ва предпр-е стан. сложным многоцелевым комплексом, вклю пр-во прод-ции и оказ. услуг разного назнач-я и хар-ра. Диверсифицированным счит. предпр-е, у кот. > 30% общ. объема продаж прих. на товары, не св. с осн. сферой деят-ти предпр-я. Диверсификация способствует: 1.большей выживаемости любого хоз. субъекта в условиях рынка 2.наиб. полному использ-ю ресурсов предпр-я 3.наиб. полному насыщению рынка необх. тов. и усл. 4.проведению антимоноп. пол-ки.
Централизация пр-ва — объедин-е ряда пр-в в одно крупное предпр-е, укрупнение пр-ва на основе, объективного процесса развития производит-х сил на базе машинной техники.