В зависимости от задач, целей деятельности, экономической роли в ФХД ООВО, как правило, выделяют четыре основных типа ЦФО:
1. ЦД – ЦФО, руководитель которого отвечает за реализацию услуг/работ по основной/ иной деятельности в запланированных объемах и (или) получение ООВО запланированного дохода, находящихся в зоне ответственности ЦФО.
Факультет может являться ЦД, если его основная функция – реализация образовательной программы высшего образования, а руководитель несет ответственность за один и (или) несколько показателей:
§ Контингент обучающихся в рамках образовательной программы высшего образования;
§ Стоимость образовательной программы высшего образования;
§ Количество образовательных программ высшего образования.
ЦД также может являться «Центр коммерциализации технологий», образовавшийся из одноименного структурного подразделения, если его основная функция – выявление и коммерциализация конкурентоспособных разработок, сопровождение инновационных проектов и трансфер технологий, а руководитель несет ответственность за доход от коммерциализации технологий.
2. ЦРасх – ЦФО, руководитель которого отвечает за обеспечение запланированных операционных показателей при соблюдении заданного уровня расходов (в т.ч. инвестиционного характера), находящихся в зоне ответственности ЦФО.
Факультет может являться ЦРасх, если его основная функция – распределение нагрузки между преподавателями в рамках утвержденных ООВО образовательных программ высшего образования, а руководитель несет ответственность за один и (или) несколько показателей:
§ Общие расходы факультета;
§ Количество ставок профессорско-преподавательского состава (далее – ППС) на факультете;
|
§ Величина заработной платы ППС.
ЦРасх также могут являться: «Аппарат ректора», «Правовое управление», «Управление капитального строительства», «Бухгалтерия».
3. ЦФР – ЦФО, руководитель которого отвечает за достижение запланированного финансового результата и оказывает управляющее воздействия на различные факторы деятельности ЦФО (в т.ч. на объемы и стоимость образовательных, научных и прочих услуг/работ, расходы), находящихся в зоне его ответственности.
Факультет может являться ЦФР, если он является самостоятельным подразделением, основные функции которого: осуществление образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования (определение портфеля образовательных программ высшего образования, плана приема обучающихся, структуры и содержания учебного плана и др.); определение величины доходов (стоимости образовательных программ) и расходов факультета. Руководитель несет ответственность за показатель финансового результата. ЦФР также могут являться: «Библиотека», «Столовая», «Медицинский центр», «Издательско-полиграфический комплекс» в случае, если они полностью определяют величину собственных доходов и расходов.
4. ЦРазв – ЦФО, руководитель которого отвечает за достижение запланированного финансового результата и принимает решение об инвестировании и изъятии средств. ЦРазв имеет право управлять основными средствами и оказывать управляющее воздействия на различные факторы деятельности, находящихся в зоне его ответственности.
|
Как правило, ЦРазв является ООВО в целом, если она наделена полномочиями по распоряжению имуществом, находящимся в его собственности, и финансового результата, полученного ею в результате приносящей доход деятельности.
Факультет может являться ЦРазв, если он является полностью самостоятельным подразделением и отвечает за финансовый результат и его распределение.
Для каждого ЦФО определяется сфера ответственности, объем прав и обязанностей, механизмы их реализации, а также устанавливаются:
§ доходные и(или) расходные статьи в пределах компетенции ЦФО;
§ планы, находящиеся в пределах компетенции ЦФО;
§ ключевые показатели, за которые ЦФО несут ответственность (не допускается установление показателей, которые выходят за границы полномочий и компетенции центра ответственности);
§ перечень проектов, в реализации которых ЦФО участвует.
Финансовая структура разрабатывается на основе действующей организационно-функциональной структуры ООВО и может быть сформирована путем последовательного выполнения следующих действий:
1. формирование и утверждение организационно-функциональной структуры ООВО;
2. выделение ЦФО в соответствии с экономической ролью и функциями структурных подразделений;
3. определение состава ключевых показателей, перечень доходных и (или) расходных статей соответствующих типу ЦФО, присвоенного структурному подразделению;
4. назначение ответственного за ЦФО и достижение показателей;
5. отражение Финансовой структуры ООВО, прав и полномочий ЦФО в локальных нормативных документах;
|
6. утверждение локальных нормативных документов о Финансовой структуре ООВО.
Финансовая структура утверждается Ректором образовательной организации и закрепляется локальными нормативными актами. Пример Типовой организационно-функциональной структуры и Финансовой структуры ООВО приведен в Приложении.
5. Основные этапы по реализации процесса планирования и бюджетирования ФХД ООВО
Процесс планирования и бюджетирования ФХД ООВО может осуществляться с помощью последовательности этапов, приведенных в таблице 5.
Таблица 5 – Основные этапы по реализации процесса планирования и бюджетирования ФХД ООВО
№ п/п | Этап | Ответственный | ||
Централизованная модель | Децентрализован-ная модель | Смешанная модель | ||
Анализ итогов деятельности периода, предшествующего планируемому. Фактические финансовые и операционные показатели ФХД ООВО/ ЦФО, на основании которых проводится анализ, позволяют оценить результаты деятельности ООВО/ ЦФО, выявить недостатки, скрытые резервы. Анализ итогов деятельности позволяет понять, насколько отчетные данные могут быть использованы для составления планов на следующий период. | Руководитель ЦФО, отвечающий за планирование и бюджетирование ФХД | Руководители ЦФО | Руководитель ЦФО, отвечающий за планирование и бюджетирование ФХД/ Руководители ЦФО | |
Формирование целей и задач ФХД ООВО на плановый период. В рамках данной задачи обеспечивается: § взаимосвязь и непротиворечивость стратегическим целям, задачам, ключевым показателям эффективности и возможностям ЦФО и ООВО в целом, с точки зрения объемов, финансирования, трудовых, материальных и иных ресурсов; § определение приоритетных видов деятельности на предстоящий период планирования; § обоснование планируемых показателей ФХД ООВО, необходимых для достижения планового финансового результата. | Руководитель ЦФО, отвечающий за планирование и бюджетирование ФХД | Руководители ЦФО | Руководитель ЦФО, отвечающий за планирование и бюджетирование ФХД/ Руководители ЦФО |
Продолжение таблицы 5
№ п/п | Этап | Ответственный | ||
Централизованная модель | Децентрализованная модель | Смешанная модель | ||
Определение величины основных операционных показателей, необходимых для планирования и бюджетирования: план приема, перечень образовательных программ, учебная нагрузка, контингент обучающихся и др. | Руководитель ЦФО, отвечающий за планирование и бюджетирование ФХД | Руководители ЦФО | Руководитель ЦФО, отвечающий за планирование и бюджетирование ФХД/ Руководители ЦФО | |
Формирование Плана доходов ООВО. | Руководитель ЦФО, отвечающий за планирование и бюджетирование ФХД | Руководители ЦФО | Руководитель ЦФО, отвечающий за планирование и бюджетирование ФХД/ Руководители ЦФО | |
Формирование ПРасх. На этом этапе формируются ПФР по направлением расходов, ПРасх ЦФО, ИП. | Руководитель ЦФО, отвечающий за планирование и бюджетирование ФХД | Руководители ЦФО | Руководитель ЦФО, отвечающий за планирование и бюджетирование ФХД/ Руководители ЦФО | |
Формирование планов ООВО: ПДР, ПДДС, ПЗ. Осуществляется балансировка планов в соответствии с заданными ограничениями и целевыми показателями деятельности. | Руководитель ЦФО, отвечающий за планирование и бюджетирование ФХД | Руководитель ЦФО, отвечающий за планирование и бюджетирование ФХД | Руководитель ЦФО, отвечающий за планирование и бюджетирование ФХД | |
Утверждение планов ЦФО/ООВО. | Ректор | Ректор | Ректор | |
Доведение утвержденных планов структурным подразделениям ООВО для исполнения. | Руководитель ЦФО, отвечающий за планирование и бюджетирование ФХД | Руководитель ЦФО, отвечающий за планирование и бюджетирование ФХД | Руководитель ЦФО, отвечающий за планирование и бюджетирование ФХД | |
На основании сформированных планов формируется План ФХД, ПЗ, План-график закупок, Отчет о результатах деятельности. | Руководитель ЦФО, отвечающий за планирование и бюджетирование ФХД | Руководитель ЦФО, отвечающий за планирование и бюджетирование ФХД | Руководитель ЦФО, отвечающий за планирование и бюджетирование ФХД |
6. Рекомендации по планированию и бюджетированию доходов (поступлений) и расходов (выплат) ООВО
6.1 Методы планирования и бюджетирования показателей ФХД ООВО
При планировании и бюджетировании показателей ФХД ООВО может использоваться один и (или) несколько методов:
Планирование от достигнутого – предполагает использовать за основу при планировании фактическое значение натурального и (или) стоимостного показателя, сложившегося за отчетный период. При планировании фактическое значение показателя может быть скорректировано на индекс инфляции.
Планирование от достигнутого целесообразно применять в случае, если основные параметры деятельности ООВО остаются неизменными.
Планирование по нормативам – предполагает наличие нормативов потребности в стоимостном или натуральном выражении на расходование тех или иных видов ресурсов.
Норматив потребности разрабатывается и (или) определяется ООВО самостоятельно и может быть установлен с учетом:
§ технологических норм (например, норма обслуживание автотранспортных средств, оборудования);
§ требований санитарно-технических норм (уборка помещений);
§ условий коллективного договора (нормы компенсаций, материальной помощи, пособий и других выплат на одного сотрудника);
§ внутренних нормативно-регламентных документов;
§ статистических данных системы бухгалтерского/управленческого учета о потреблении ресурсов (например, расход шариковых ручек на 1 сотрудника, расход моющих средств на 100 кв. метров площади);
§ опыт других ООВО.
Прямой метод планирования – предполагает определение перечня конкретных мероприятий, планов, потребностей и их стоимостную оценку.
Планирование функциональных расходов целесообразно осуществлять в три последовательных этапа:
1. планирование тарифов, цен на МТР, работы, услуги;
2. планирование функциональных расходов по статьям/подстатьям, ЦФО, объектам;
3. распределение функциональных расходов по источникам финансирования.
6.2 Состав показателей доходов и расходов для целей планирования и бюджетирования ФХД ООВО
Для целей планирования и бюджетирования ФХД ООВО рекомендуется следующий состав показателей доходов и расходов.
Показатели доходов (таблица 6) группируются по видам деятельности, в соответствии с Уставом ООВО. Показатели расходов (таблица 7) группируются по основным функциональным направлениям в соответствии с типовой структурой ООВО.
Таблица 6 – Показатели доходов
№ п/п | Наименование показателя |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
1.1.1 | Общее образование (реализация основных общеобразовательных программ) |
1.1.1.1 | Дошкольное образование (реализация образовательных программ дошкольного образования) |
1.1.1.2 | Начальное общее образование (реализация образовательных программ начального общего образования) |
1.1.1.3 | Основное общее образование (реализация образовательных программ основного общего образования) |
1.1.1.4 | Среднее общее образование (реализация образовательных программ среднего общего образования) |
1.1.2 | Профессиональное образование (реализация основных профессиональных образовательных программ) |
1.1.2.1 | Среднее профессиональное образование (реализация образовательных программ среднего профессионального образования) |
Продолжение таблицы 6
№ п/п | Наименование показателя |
1.1.2.2 | Высшее образование (реализация образовательных программ высшего образования) |
1.1.3 | Профессиональное обучение (реализация основных программ профессионального обучения) |
1.1.4 | Дополнительное образование (реализация дополнительных образовательных программ) |
1.1.4.1 | Дополнительное образование детей и взрослых (реализация дополнительных общеобразовательных программ) |
1.1.4.2 | Дополнительное профессиональное образование (реализация дополнительных профессиональных программ) |
1.1.5 | Подготовка научных кадров (в докторантуре) |
НАУЧНАЯ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
ПРОЧИЕ ВИДЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Таблица 7 – Показатели текущих и инвестиционных расходов
№ п/п | Наименование показателя |
РАСХОДЫНА УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ | |
4.1 | Оплата труда персонала |
4.2 | Начисления на выплаты по оплате труда |
4.3 | Материальная помощь и социальные выплаты |
4.4 | Командировочные расходы |
4.5 | Повышение квалификации |
4.6 | Прочие |
ХОЗЯЙСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РАСХОДЫ | |
5.1 | Содержание объектов недвижимого имущества |
5.2 | Содержание объектов движимого имущества (в т.ч. особо ценного) |
5.3 | Аренда имущества |
5.4 | Расходы на хозяйственные товары и канцелярские принадлежности |
5.5 | Прочие |
РАСХОДЫНА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СВЯЗЬ | |
6.1 | Услуги связи |
6.2 | Информационно-техническое обеспечение |
6.3 | Прочие |
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАСХОДЫ | |
7.1 | Услуги банка |
7.2 | Налоги и сборы |
7.3 | Прочие |
РАСХОДЫНА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
МАРКЕТИНГОВЫЕ РАСХОДЫ | |
ПРОЧИЕ РАСХОДЫ | |
10.1 | Расходы на выездные мероприятия студентов и аспирантов |
10.2 | Представительские расходы |
10.3 | Резервы |
10.4 | Охрана труда |
Продолжение таблицы 7
№ п/п | Наименование показателя |
10.5 | Стипендии |
10.6 | Прочие |
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РАСХОДЫ | |
11.1 | Приобретение основных средств |
11.2 | Строительство и реконструкция |
11.3 | Приобретение долгосрочных финансовых вложений |
11.4 | Прочие инвестиционные расходы |
Планирование ФХД ООВО осуществляется также по источникам финансового обеспечения:
§ Субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;
§ Субсидии, предоставляемые в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
§ Субсидии на осуществление капитальных вложений;
§ Средства обязательного медицинского страхования;
§ Средства от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности.
6.3 Формирование плана доходов
Планирование доходов от образовательной деятельности
Планирование доходов от образовательной деятельности осуществляется в в следующих аналитических разрезах:
1. По характеристикам образования:
§ Вид образования;
§ Уровень (подвид) образования;
§ Подуровень образования (программа);
§ Форма обучения;
§ Специальность/ направление;
§ Категория обучающегося;
§ Образовательная программа.
2. По источникам финансового обеспечения:
§ субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;
§ оказание услуг (выполнения работ) на платной основе и иная приносящая доход деятельность.
3. По ЦФО.
В качестве рекомендуемого минимального уровня детализации доходов от образовательной деятельности в процессе планирования и бюджетирования ООВО предлагается следующий:
1. Образовательная деятельность:
1.1. Общее образование:
1.1.1. Дошкольное образование;
1.1.2. Начальное общее образование;
1.1.3. Основное общее образование;
1.1.4. Среднее общее образование.
1.2. Профессиональное образование:
1.2.1. Среднее профессиональное образование:
1.2.1.1. Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на базе среднего общего образования;
1.2.1.2. Программы подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования;
1.2.1.3. Программы подготовки специалистов среднего звена на базе среднего общего образования.
1.2.2. Высшее образование:
1.2.2.1. Программы бакалавриата;
1.2.2.2. Программы специалитета;
1.2.2.3. Программы магистратуры;
1.2.2.4. Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
1.2.2.5. Программы ординатуры;
1.2.2.6. Программы ассистентуры-стажировки.
1.3. Профессиональное обучение:
1.3.1. Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;
1.3.2. Программы переподготовки рабочих, служащих;
1.3.3. Программы повышения квалификации рабочих, служащих.
1.4. Дополнительное образование:
1.4.1. Дополнительное образование детей и взрослых:
1.4.1.1. Дополнительные общеразвивающие программы;
1.4.1.2. Дополнительные предпрофессиональные программы.
1.4.2. Дополнительное профессиональное образование:
1.4.2.1. Программы повышения квалификации;
1.4.2.2. Программы профессиональной подготовки.
1.5. Подготовка научных кадров (в докторантуре).
Планирование доходов от образовательной деятельности, как правило, осуществляется по учебным годам с последующим переходом к финансовым, и производится в следующем порядке:
1. Планирование численности обучающихся (осуществляется в форме
№ 8 «Планирование численности обучающихся»)
В качестве источника первичных данных, как правило, используются данные Формы № ВПО-1, Формы № 1-НК и др., предоставленные на момент планирования в Минобрнауки РФ или ведущиеся в ООВО.
Для расчета плановых значений численности обучающихся предлагается формула (1):
(1)
– численность обучающихся на 01 октября учебного года ; | |
– численность обучающихся на 01 октября учебного года ; | |
– коэффициент движения численности обучающихся в учебном году . |
Значение коэффициента движения численности обучающихся в учебном году (с возможной детализацией по курсам) определяется с учетом общей численности обучающихся в учебном году , а также принятых, выпущенных, прибывших, выбывших обучающихся в учебном году – формула (2):
– численность принятых обучающихся в учебном году ; | |
– численность выпустившихся обучающихся в учебном году ; | |
– численность прибывших обучающихся в учебном году ; | |
– численность выбывших обучающихся в учебном году ; | |
– численность обучающихся на 01 октября учебного года . |
2. Планирование стоимости обучения и величины нормативных затрат (осуществляется в форме № 7 «Планирование стоимости за обучение»)
При планировании стоимости обучения и величины нормативных затрат целесообразно учесть индекс инфляции и фактические значения за предыдущие учебные годы.
3. Планирование суммы доходов (осуществляется в форме № 6 «Планирование доходов от образовательной деятельности»)
Доход от образовательной деятельности за период (учебный год или указанную продолжительность обучения) по нижнему уровню детализации рассчитывается по формуле (3):
(3)
– доход от образовательной деятельности за период (учебный год или– указанную продолжительность обучения) в учебном году ; | |
– численность обучающихся на 01 октября в учебном году ; | |
– количество учебных месяцев в учебном году ; | |
– стоимость обучения (величина нормативных затрат) в учебном году ; | |
– продолжительность обучения в месяцах в учебном году . |
Доход от образовательной деятельности за период (финансовый год или указанную продолжительность обучения) по нижнему уровню детализации рассчитывается по формуле (4):
(4)
– доход от образовательной деятельности за период (финансовый год или указанную продолжительность обучения) в финансовом году ; | |
– численность обучающихся на 01 октября в учебном году ; | |
– количество учебных месяцев учебного года в финансовом году ; | |
– стоимость обучения (величина нормативных затрат) в учебном году ; | |
– численность обучающихся на 01 октября в учебном году ; | |
– количество учебных месяцев учебного года в финансовом году ; | |
– стоимость обучения (величина нормативных затрат) в учебном году ; | |
– продолжительность обучения в месяцах в финансовом году . |
Доход от образовательной деятельности верхних уровней детализации рассчитывается как сумма соответствующих ему нижних уровней.
Планирование доходов от научной (научно-исследовательской) деятельности
Планирование доходов от научной (научно-исследовательской) деятельности осуществляется с учетом:
§ Показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в части выполнения фундаментальных и прикладных научных исследований;
§ Условий получения средств субсидий на иные цели, предусматривающие осуществление научных исследований (целевые субсидии на реализации программ повышения конкурентоспособности, целевые субсидии на поддержку научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных организациях высшего образования и т.д.);
§ Действующих и планируемых к получению грантов государственных научных фондов (РГНФ, РФФИ и др.);
§ Действующих и планируемых к заключению хозяйственных договоров на выполнение научно-исследовательских работ;
§ Планов научных работ, фундаментальных и прикладных исследований научных подразделений ООВО;
§ Планов и соглашений о сотрудничестве с партнерами ООВО о проведении работ и выделении средств;
§ Текущего уровня расходов на осуществление научной (научно-исследовательской) деятельности.
Планирование доходов от научной (научно-исследовательской) деятельности осуществляется в форме № 5 «План доходов».
Планирование доходов от прочих видов деятельности
Перечень прочих видов деятельности ООВО является индивидуальным и определяется в соответствии с Уставом ООВО. Планирование доходов от прочей деятельности осуществляется с учетом:
§ показателей, достигнутых в текущем и предшествующих плановому периодах;
§ плановых объемов продукции, товаров, работ, услуг;
§ плановых цен на продукцию, товары, работы, услуги.
Планирование доходов от прочей деятельности осуществляется в форме № 5 «План доходов».
6.4 Формирование плана функциональных расходов
Планирование расходов на управление персоналом
Планирование численности и оплаты труда
Планирование численности отдельных категорий работников осуществляется на базе информации текущего года с корректировкой по показателям отраслевых «дорожных карт».
Планирование средней численности ППС осуществляется с учетом:
§ показателей текущего года;
§ объемов учебной нагрузки на планируемый период;
§ особенностей применяемых технологий обучения;
§ организации учебного процесса и специфики образовательных программ;
§ численности студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на плановый период.
При планировании численности прочих категорий работников, не определенных Планом мероприятий «Дорожной карты», учитываются предусмотренные «дорожными картами» доли работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников.
Численность персонала формируется на очередной год и каждый код планового периода с учетом достижения плановых показателей программ, проектов и мероприятий по развитию ООВО в форме № 9 «Планирование ФОТ».
Фонд оплаты труда работников (далее – ФОТ) планируется исходя из объемов субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, средств от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности.
Расходы на оплату труда планируются с учетом норм Положения по оплате труда, Порядка установления стимулирующих выплат и надбавок, Положения по премированию, Коллективного договора и иных локальных нормативных актов.
Фонды гарантированной части заработной платы всех категорий персонала планируются исходя из штатного расписания, составленного в разрезе источников финансирования и включающего оклады по должностям, а также компенсационные выплаты и надбавки, установленные законодательством РФ и локальными нормативными актами организации.
Планирование фонда гарантированной части заработной платы производится с учетом изменений, связанных с:
§ корректировкой Дорожной карты и Плана мероприятий по ее реализации;
§ планируемыми изменениями структуры персонала;
§ намечаемой трансформацией организационной структуры;
§ изменениями контингента обучающихся;
§ предполагаемой индексацией заработной платы;
§ динамикой средней заработной платы по региону;
§ планируемой величиной, законодательно устанавливаемой минимальной заработной платы;
§ необходимого уровня заработной платы, предусмотренного соответствующими нормативными актами;
§ иными факторами.
Фонд денежного довольствия военнослужащих планируется на основании штатного расписания, утвержденного Министерством обороны РФ, Министерством образования и науки РФ и руководителем организации, в соответствии действующими законодательными актами.
Фонды стимулирующей части планируются в зависимости от намеченных на плановый год ключевых задач реализации стратегии развития организации, а также с учетом сохранения существующих эффективных систем мотивации и поддержки мероприятий, обеспечивающих успешную деятельность организации.
С учетом указанных выше критериев формируются данные о ФОТ на каждый год всего периода планирования в форме № 9 «Планирование ФОТ».
Планирование расходов на материальную помощь и выплаты социального характера
Планирование расходов осуществляется в форме № 10 «Планирование расходов на материальную помощь и социальные выплаты».
Плановая величина расходов на материальную помощь, социальные выплаты, гарантии, льготы определяется с учетом:
§ Коллективного договора ООВО;
§ фактической величины расходов на материальную помощь, социальные выплаты, гарантии, льготы;
§ нормативных значений выплат, установленных локальными нормативными актами;
§ численности работников, студентов и других категорий, имеющих право на выплаты материального и социального характера в плановых периодах.
Планирование расходов на командировки
Планирование расходов на командировки осуществляется в форме
№ 11 «Планирование расходов на командировки».
По данной статье планируются расходы на командировки работников ООВО, включая расходы на:
§ проезд к месту командировки;
§ проживание;
§ суточные расходы;
§ регистрационные взносы для участия в конференциях;
§ оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
§ консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;
§ прочие расходы.
При планировании командировочных расходов необходимо учитывать:
§ фактическую величину расходов на командировки, сложившуюся в периоде, предшествующем планируемому;
§ нормативы командировочных расходов в соответствии с действующим законодательством и локальными нормативными документами;
§ планы командировок;
§ плановую величину тарифов на проезд, стоимость проживания и других расходов.
Планирование командировочных расходов можно осуществлять по следующим формулам (5-8):
(5)
(6)
(7)
(8)
где – командировочные расходы;
– суточные расходы;
– расходы на проезд;
– расходы на проживание;
– норматив суточных расходов;
– количество суток;
– количество командируемых сотрудников;
– средняя стоимость проезда;
– средняя стоимость проживания.
Планирование расходов на повышение квалификации сотрудников
Планирование расходов на повышение квалификации сотрудников ООВО осуществляется в форме № 27 «Прочие расходы» с учетом:
§ внутренних документов ООВО, определяющих процесс повышения квалификации сотрудников (например, План повышения квалификации сотрудников);
§ заявок ЦФО на повышение квалификации сотрудников;
§ сложившихся в текущем и предшествующих периодах величины расходов на профессиональное обучение;
§ стоимости программ повышения квалификации;
§ других факторов.
Планирование хозяйственно-технических расходов
Планирование тарифов на коммунальные услуги
Планирование тарифов на коммунальные услуги производится в форме № 12 «Плановые тарифы на коммунальные услуги».
Планирование тарифов на очередной финансовый год осуществляется с учетом сложившегося уровня тарифов в регионе; договоров, заключенных c организациями, предоставляющие услуги коммунального характера.
Планирование тарифов на 1-й и 2-й плановый периоды осуществляется с учетом индекса инфляции, определяемого Федеральным Законом о федеральном бюджете, а также плановыми значениями индекса инфляции в случае несоответствия периодов планирования ФХД ООВО и периодов, определенных Федеральным законом о федеральном бюджете.
Расчет плановой величины тарифа на коммунальные услуги на 1-ый плановый период производится по формуле (9):
, (9)
где – тариф на 1-й плановый период;
– тариф на очередной финансовый год;
– индекс инфляции на 1-й плановый период, %.
Расчет плановой величины тарифа на коммунальные услуги на 2-ой плановый период производится по формуле (10):
, (10)
где – тариф на 2-ой плановый период;
– тариф на 1-й плановый период;
– индекс инфляции на 2-ой плановый период,%.
Плановые тарифы могут быть рассчитаны с налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) и без НДС.
Планирование тарифов, при необходимости, может осуществляться по поставщикам коммунальных услуг.
Планирование цен на МТР, работы, услуги
Планирование цен на МТР, работы, услуги производится в форме № 13 «Плановые цены на материально-технические ресурсы, работы, услуги».