Первая часть – сонатное аллегро




Симфоническое творчество Бородина

Заслуги Бородина как симфониста огромны: он основоположник эпического симфонизма в русской музыке и вместе с Чайковским – создатель русской классической симфонии.

Сам композитор отмечал, что его «тянет к симфоническим формам». Причем, члены «Могучей кучки» во главе со Стасовым пропагандировали картинно-сюжетный, программный тип симфонической музыки берлиозовского типа или глинкинского образца; классический же 4-хчастный сонатно-симфонический тип считали «ожившим».

Бородин отдал дань этой позиции в своих критических статьях и в симфонической картине «В Средней Азии» – единственном программном симфоническом произведении.

Но больше он склонялся к «чистому» симфоническому циклу, о чем свидетельствуют три его симфонии (последняя не окончена). Стасов сожалел об этом: «Бородин не пожелал стать на сторону коренных новаторов».

Однако Бородин дал настолько своеобразную трактовку традиционной симфонии, что оказался в этом жанре еще большим новатором, чем иные «ниспровергатели».

Творческую зрелость Бородина-симфониста ознаменовала 2-я симфония. Годы ее написания (1869-1876) совпадают со временем работы над «Князем Игорем». Эти два произведения близки; их роднит круг идей и образов: воспевание патриотизма, мощи русского народа, его духовного величия, изображение его в борьбе и мирной жизни, а также – картины Востока и образы природы.

 

А.П. Бородин. «Богатырская» симфония»

Вторая симфония – наиболее выдающееся симфоническое произведение Бородина - один из величайших памятников всей русской и мировой симфонической музыки.

Симфония писалась композитором в годы работы над «Князем Игорем» (1869 – 1876). Искания Бородина в этих двух областях тесно переплелись. За симфонией закрепилось название «Богатырская».

Бородин рассказывал Стасову, что в медленной части он хотел нарисовать фигуру Баяна, в первой части – собрание русских богатырей, в финале – сцену богатырского пира «при звуке гусель, при ликовании великой народной толпы».

Все эти картины (к ним надо прибавить скерцо) объединены общей патриотической идеей. Она последовательно раскрывается в симфонии – идеей любви к родине и прославления богатырской мощи народа. Единству идейного содержания отвечает музыкальная цельность произведения.

Первая часть – сонатное аллегро

ЭКСПОЗИЦИЯ

Богатырские образы симфонии наиболее полно воплощены в первой части – сонатном аллегро.

В главной партии выделяется начальная тема, которой открывается симфония. Это зерно, из которого вырастает музыка всей первой части. Здесь сразу возникает основной богатырский образ симфонии.

Могучие октавные удвоения, настойчивое повторение тоники (си) с энергичной раскачкой – придают теме необычайную устойчивость, силу и решительность. Она звучит как могучий призыв, боевой клич.

Интонационно тема родственна речевым возгласам, русским былинным напевам и более широкому кругу народных песен.

В теме имеется любопытная смена двух хроматических вариантов одной ступени: ре-диез и ре-бекар, не стоящих рядом. Такое явление называется «хроматизмом вразбивку». Оно характерно для русских народных песен разных жанров.

Своеобразна тема и в ладовом отношении. Здесь есть признаки мажора, минора, фригийского лада. Хотя основная тональность – си минор.

В мажоре, как ответ первой теме и ее продолжение – звучат наигрыши деревянных духовых, носящие плясовой оттенок (плясовая тема). Они придают главной партии большую живость (как будто откликнулись дружины на призывный клич витязя).

В конце главной партии утверждается первая тема в более широком движении.

Короткая связующая часть подводит к побочной партии. Это задушевная, спокойная и светлая мелодия. Своей распевностью она близка русским народным лирическим песням. Воспринимается как выражение лирического чувства всей народной массы.

Побочная не противостоит главной партии, не вступает с ней в конфликт, а дополняет ее.

Внутренняя близость обоих образов подтверждается в заключительной партии экспозиции. Здесь возвращается первая тема из главной партии (в басах), с которой соединяется (в верхнем голосе) новая фраза, сходная с побочной, но ставшая такой же энергичной, как главная.

Экспозиция заканчивается утверждением богатырского образа – проведением первой темы четвертями в ре мажоре.

РАЗРАБОТКА

Разработка первой части построена по обычному для Бородина эпическому, картинному принципу. Она содержит несколько разделов, основанных на одних и тех же или сходных интонациях.

После небольшого вступительного раздела начинается эпизод (скачки) в стремительном движении, сопровождаемый ритмической фигурой – I П I П I П.

На фоне этого ритма многократно проходят попевки первой темы то в основном виде, то в новом интонационном варианте, который является результатом взаимопроникновения главной и побочной партий.

Быстрый темп, непрерывное стаккато, остинатный ритм рождают представление о тревожной стремительной скачке. Возникает драматическое напряжение, которое поддерживается секвенцией, средствами гармонии, полифонии и динамики. Победным завершением этого эпизода звучат плясовые наигрыши из главной партии.

Новый эпизод – лирическая зарисовка: проведение побочной партии (в тональности ре-бемоль мажор). Это небольшая передышка, после которой снова идет драматическая картина скачки.

Следует большое, длительное нагнетание на органном пункте доминанты, приводящее к репризе.

РЕПРИЗА

Кульминация разработки совпадает с началом репризы.

Первая тема – зерно главной партии - предстает в более мощном, тяжеловесном изложении (ритмическое увеличение, fff, добавление новых инструментов, присоединение к унисонной теме аккордов).

Побочная партия звучит в репризе еще мягче и нежнее.

Заключительная партия – еще решительнее и энергичнее.

Между ними и после заключительной партии опять проходят эпизоды со стремительным движением вперед, нагнетанием, напоминающие разработку. Это приводит к еще большему росту основного образа, усилению его богатырского характера.

Часть заканчивается утверждением тоники и проведением первой темы в унисон – в наиболее величественном и грозном звучании, с ритмическим учетверением каждой доли.

Вторая часть – Скерцо

Вторую часть – Скерцо – отделяет от первой части один единственный протянутый аккорд.

Скерцо написано в трехчастной форме.

Крайние разделы представляют собой сонатное аллегро без разработки. Они полны неудержимо быстрого движения. С первых тактов в них устанавливается ровный частый пульс (октавы у валторн), который пронизывает обе темы:

1. Стремительная – короткие фразы, стремительный темп, остинатный ритм фона, органный пункт на доминанте – все это напоминает «скачки» в разработке 1 части. Но драматизма нет – это изображение богатырского состязания.

2. Напевная – явно ощутим восточный колорит.

Восточный колорит еще более присущ музыке среднего раздела Скерцо – трио. Здесь движение застывает. Томная, медленная мелодия едва колышется. Время от времени останавливается на одних и тех же оборотах.

В гармонии появляются пряные обороты. В басах – мерное покачивание на органном пункте.

Развиваясь далее, она переходит в суровые унисонные фразы, которые напоминают о богатырской главной теме 1 ч.

Так осуществляется связь между различными частями, способствующая единству симфонии.

Третья часть – Andante

Ее можно назвать «богатырской эпической песнью». Она воспринимается как повествование народного сказителя Баяна о славных битвах и подвигах древних витязей.

Написана в форме сонатного аллегро. Главная партия (первое проведение у валторны – ре-бемоль мажор, второе – у кларнета – си-бемоль минор) имеет переменный лад. Гармонизована диатоническими аккордами побочных ступеней.

Ритм очень гибкий, метр меняется, фразы не равны одна другой – впечатление свободно льющейся речи сказителя.

В побочной партии - на фоне тремоло струнных проходит несколько раз у разных инструментов короткая фраза. Благодаря интонационной связи с главной партией побочная партия звучит как ее продолжение.

Но эпическое настроение сменяется взволнованностью (пошел рассказ о тревожных и грозных событиях).

Картина опасных испытаний и битв вырисовывается в заключительной части и в разработке. Ощущается большое драматическое напряжение. Обе темы приобретают грозный характер.

Нарастание приводит к кульминации – мощному утверждению варьированных попевок первой темы.

Реприза начинается возвращением главной партии в ликующем звучании почти всего оркестра. Тревожные настроения растворяются в общей радости победы. Возникает картина торжества и прославления богатырской силы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: