Билет 6. В.1. История искусства Древнего Рима Период Империи (1 в до н.э.-5 в)




Установление военной диктатуры в конце 1 в. до н.э., превращение Республики в Империю. Искусство времени первого императора Рима - Октавиана, титулованного Августом, т.е. божественным. Героизированные в духе греческого искусства скульптурные портреты императора. Обожествление в искусстве Августа, героизация его личности в монументальной скульптуре: (1) «Статуя Августа» из виллы его жены Ливии у Прима-Порта, (2) «Август в позе Юпитера», (3) Ливия в образе богини. Формирование официального классицистического стиля. Ведущий вид искусства: архитектура. Масштабное градостроительство: возведение новых городов, дворцов, портов, акведуков, мостов. (4) Форум Августа для торжеств привилегированной элиты.

Основные памятники и типы конструкций последующих периодов. (5) Колизей (Colosseum – колоссального размера) –трехъярусный амфитеатр, с применением римской ордерной ячейки, объединяющей в одно целое аркаду и ордера: тосканский, ионический, коринфский. Основные конструкции Колизея (арка и свод цилиндрический и крестовый), бетон в сочетании с кирпичом и мрамором – травертином, примененные в строительстве - вклад римлян в мировое зодчество. (6) Триумфальная арка Тита (81 г.). Назначение арок и их разновидности (одно, двух, трех и пятипролетные). Стилистические особенности рельефа арки Тита: преобладание высокого рельефа, диагональное расположение отдельных групп в многофигурных композициях, введение декоративного орнамента

1 2 3 4 5 6

Жилищное строительство (по материалам раскопок Помпеи, Стабии и Трои, погибших в 71 г.). Частные дома и многоквартирные (инсулы). Планировка, устройство жилищ, их убранство. Деление богатого дома на две части. Официальный центр дома – атриум с бассейном (заимствование у этрусков). Наличие в жилой территории перистиля (заимствование у греков). Украшение полов частных домов мозаиками (1), а стен фресками. Четыре стиля настенной росписи: (2) инкрустационный - имитация декоративной облицовки, (3) архитектурно-перспектиный, (4) «египтизирующий» (или «канделябрный») – в период влияния на Рим культуры Египта, (5) фантастический (сочетание архитектурного с канделябрным).

1 2 3 4 5

Форум (1) императора Трояна (109 – 113 гг.; архитектор Аполлодор) - как образец монументального архитектурного ансамбля имперского Рима. (2) Колонна Трояна и ее рельефы. Документальная точность исторического рельефа. Реализм и пафос прославления победителя. (3) Пантеон (храм всех богов – 125 г. н.э.) - образец нового типа храма. Принципы организации пространства, применение новых конструкций (купола) и строительных материалов. Круглый план здания, единый купол, богатый интерьер; решение проблемы освещения («глаз Пантеона»). (4) Мавзолей Адриана (117 – 138 гг.) в Риме (сегодня замок св. Ангела). (5) Термы (общественные бани по греческому образцу: спа-центры, спортзалы и бассейны, украшались статуями атлетов, мозаиками). Руины терм Каракаллы. (6) Базилика Максенция, тип базилики перенят у греков («дом базилевса+царя») — общественное здание прямоугольной формы, из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов, место собраний: суд, рынок.

1 2 3 4 5 6

Значение римского зодчества: синтез архитектуры этрусков, греков, и завоеванных «варварских» государств в республиканском Риме, формирование собственного римского стиля в период Империи. У греков балочные, у римлян арочные конструкции. Бетон. «Августовский классицизм» - в основе развития европейской архитектуры.

Скульптура. (1) «Жертвоприношения богине Мира» стена Алтаря мира (13 – 9 гг. до н. э.) на Марсовом поле в Риме. 1 век - реалистический скульптурный портрет: (2) Веспасиан, (3) Вителлий, 2 век - стремление создать идеал, подобный греческому в эпоху Адриана: (4) портрет Антиноя. 3-4 века – реалистическая прямота портретов последних веков существования Рима: (5) бюст Каракаллы. Отражение глубокого экономического и социального кризиса, породившего конфликт между индивидом и обществом в портретах. Портрет Каракаллы (ок. 211 – 217 гг. н. э.). Изменение выразительного языка скульптуры. Портреты III века, периода кровавых и гражданский войн в истории Рима. Правдивость, беспощадная разоблачительность скульптурных портретов «солдатских императоров». Портрет Филиппа Аравитянина (Араба, ок. 245 г. н. э.) Появление портретов людей неримского происхождения: (7) «сириянка». Создание (8) конной статуи императора Марка Аврелия (170 г.), послужившей образцом для последующих европейских монументов.

1 2 3 4 5 6 7 8

Фаюмский живописный портрет: изображения жителей римского Египта 1-4 вв. (египтяне, греки, римляне, сирийцы, евреи,нубийцы),искусство римских провинций. Развитие живописного портрета под воздействием эллинистически-римского искусства. Техника энкаустики. Естественный поворот головы. «Портрет молодой женщины» (2 в. н. э.). «Портрет молодого человека с бородкой в золотом венке» (нач. 2 века).

В 4 веке - официально признали христианскую религию на территории Римской империи, деление империи на Западную и Восточную (Византию). Рим утрачивает свое центральное значение, античное искусство постепенно сменяется средневековыми стилями. Утрата чувства гармонии, свойственного античному портрету, в том числе под влиянием христианства. Постепенный приход искусства к символичности, к более условному языку.

*Билет 5. В.1. Искусство скифов античной эпохи и греческих колоний Северного Причерноморья (VIII в. до н. э. – IV в.)

Бронзовый и ранний железный века: скифы в Южной Сибири (Минусинская степь, Тува и Алтай); в Северном Причерноморье и на Кубани (Краснодарский край и Адыгея). Скифская культура номадов (кочевников) – как культура большого мира различных евразийских кочевых, полукочевых и земледельческих племен. «Военная демократия»: разложение первобытных отношений, зарождение новых черт классового общества. На Кубани и в Северном Причерноморье классовое общество у скифов сложилось рано благодаря контакту с соседями - развитыми греческими колониями (Боспорское царство, Херсонес, Ольвия). Ведущий вид искусства: декоративно-прикладное. Основная тема сюжетных изображений – мифологическая, изображение животных, обитателей степных и лесостепных районов. «Звериный стиль» в скифском орнаменте (зооморфный орнамент). Взаимосвязь декора и назначение предмета. Архитектура кочевников: курганы с кромлехами; полукочевников и земледельцев - городища.

Южная Сибирь (связи скифов с персидской державой Ахеменидов и Китаем). Сибирская коллекция скифского золота Петра I – самая ранняя археологическая коллекция России (1,2,3 из фонда Кунсткамеры). Пазырыкские курганы Алтая: войлочный ковер с всадником (4)

1 2 3 4

Северное Причерноморье (тесные связи скифов с греческими колониями):

Путешествие древнегреческого историка Геродота в Скифию: «У скифов нет ни городов, ни укреплений, и свои жилища они возят с собой» (поход 514 г., Геродот оставил сведения о племенах и народах Восточной Европы в VI—V вв до н. э.) Серебряная амфора из Чертомлыцкого кургана близ Никополя. 4 в. до н. э. (2) Обкладка горита (колчана для лука и стрел) с изображением сцен из жизни Ахилла, электр (сплав золота и серебра), позолота. 4 в. до н.э. курган у речки Чертомлык. (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Образование государства (III век до н. э. — III век н. э.). с центром в (3) столице скифского мира Неаполе Скифском (греч. Neápolis — новый город, в совр. Крыму, в окрестностях Симферополя) Упоминается в Херсонесском декрете II века до н. э. и в «Географии» древнегреческого историка и географа Страбона. (4) Мавзолей скифского царя Скилура, мощные крепостные сооружения, остатки общественных сооружений со стенными росписями, расписные склепы, мраморная и бронзовая скульптура, предметы прикладного искусства, - влияние греческой культуры.

1 2 3 4

Кубань (Краснодарский край и Адыгея): Курган Куль-Оба (неподалеку от Керчи). (1) Электровая чаша из Кургана Куль-Оба с изображением скифов за разными занятиями (охота, врачевание), (2) золотой гребень с изображениями скифов курган Солоха. Курган станицы Костромская, Золотой олень. Украшение щита. 6 в. до н. э. Эрмитаж (СПб). Золотая пантера из Келермесского кургана. 6. в. до н. э. Эрмитаж (СПб).

1 2 3 4

На Кубани и в Северном Причерноморье быстрое развитие классового общества у скифов происходило благодаря контактам с более развитыми греческими городами-государствами.

Развитие искусства и культуры в греческих колониях:

Боспорское царство (Пантикапей - столица Боспорского царства (совр. Керчь), Горгипия – совр. Анапа) (1) Акрополь Пантикапея (2) Фрески склепа Деметры, Пантикапей (3) руины дорического храма Пантикапея (4) Золотой греческий шлем (5) Золотые височные подвески с изображением Афины, найденные в кургане Куль-Оба и составлявшие часть женского головного убора, греческое ювелирное искусство Боспорского царства 4 в до н.э.

1 2 3 4 5

Фанагория – греческая колония на берегах Керченского пролива: предметы из Фанагории и Пантикапея: (1) античная скульптура (2) рельеф (3) акротерий (4) рельеф с хороводом нимф

1 2 3 4

Ольвия. (1) Дом в Ольвии, реконструкция (2) колонна античной Ольвии: каннелюры

Херсонес: (3) античные руины, колонны с капителями коринфского ордера

1 2 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: