ЭТИКА КИНИКОВ И КИРЕНАИКОВ




ЭМПЕДОКЛ

6 (6) Выслушай прежде всего, что четыре есть корня вселенной: Зевс лучезарный, и Аидоней, и живящая Гера, Также слезами текущая в смертных источниках Нестис. 7 (8) Но и другое тебе я поведаю: в мире сем тленном Нет никакого рожденья, как нет и губительной смерти: Есть лишь смешенье одно и размен того, что смешалось, — Что и зовут неразумно рождением темные люди. 9 (11—12) Глупые! как близорука их мысль, коль они полагают, Будто, действительно, раньше не бывшее может родиться Или же нечто вконец умереть и разрушиться может. Ибо из вовсе не бывшего сущее стать неспособно; Также и сущему сгинуть нельзя, ни подумать об этом, — Ибо оно, куда ни поставь, там и вечно пребудет. 10 (13) Нет во Всем нигде пустоты, как нет и излишка. 11 (14) Нет во Всем нигде пустоты: и откуда ей взяться? 14 (17) Сей беспрерывный размен никак прекратиться не может: То, Любовью влекомое, сходится всё воедино, То враждою Раздора вновь гонится врозь друг от друга. Но, поскольку размен сей никак прекратиться не может, Вечно постольку они, неизменные, движутся в круге. 21 (26) Властвуют поочередно они во вращении круга, Слабнут и вновь возрастают, черед роковой соблюдая. Только они и есть, и все те же, но входят друг в друга… 22 (27) Так, под плотным покровом Гармонии, там утвердился Сферос, шару подобный, гордясь, что единствен и замкнут. 24 (28) Равный то отовсюду и всяких лишенный пределов, Сферос, шару подобный, гордясь, что единствен и замкнут. 103 (115) Если из демонов кто, долговечною жизнью живущих, Члены свои обагрит нечестиво кровавым убийством Или, вступивши в раздор, поклянется преступною клятвой, — Тридцать тысяч времен вдали от блаженных скитаться Тот осужден, возрождаясь в различных обличиях смертных, Тяжкие жизни пути проходя одни за другими. 127 (140) …листьев лавра всецело чуждайтесь! 128 (141) О злополучные! бойтесь к бобам прикасаться руками! 129(142) Ни чертоги эгидодержавного Зевса не примут, Ни Аидов чертог… 130 (143) В крепкую медь от пяти почерпая источников воду… 131 (144) …не вкушать от порока… 132 (145) Ибо доколе средь тяжких пороков мятетесь безумно, Душу от скорбей жестоких никак облегчить вы не в силах.

АНАКСАГОР

А17. «О рождении и гибели эллины думают неправильно: на самом деле ничто не рождается и не гибнет, но соединяется из вещей, которые [уже] есть, и разделяется. Так что правильнее было бы называть рождение «соединением», а гибель «разделением». А6. «А так как и у большого и у малого равное число долей по количеству, то и на этом основании все должно заключаться во всем. И [следовательно, ничто] не может быть по отдельности, но все содержит долю всего. Во всех [вещах] содержится много [веществ], и причем как в больших, так и в меньших [вещах] содержится равное количество [веществ], выделяющихся [из смеси]. В11. Он ясно говорит, что «во всем содержится доля всего, кроме ума, а в некоторых [существах] содержится и ум тоже». В12. Все вещи содержат долю всего. В3. «Ибо ни у малого нет наименьшего, но всегда [еще] меньшее (ибо бытие не может перестать быть путем деления), и точно так же у большого есть всегда большее. И оно равно малому по множеству. Сама же по себе всякая вещь и велика и мала». А21. Явление – суть зрение невидимое. А1. Он учил, что Солнце — раскаленная глыба, по величине больше Пелопоннеса. В1. «Все вещи были вперемешку, бесконечные и по множеству, и по малости, так как и малость была бесконечной. И пока все было вперемешку, ничто не было ясноразличимо по причине [своей] малости: все обнимали аэр (туман) и эфир, оба бесконечные. Ибо изо всех [тел], которые содержатся во Вселенной, эти [два] самые большие и по множеству, и по величине». В12. «Все [вещи] содержат долю всего, Ум же есть нечто неограниченное и самовластное и не смешан ни с одной вещью, но — единственный — сам по себе. Ибо он тончайшее и чистейшее из всех вещей, и предрешает абсолютно все, и обладает величайшим могуществом. И всеми [существами], обладающими душой, как большими, так и меньшими, правит Ум. И совокупным круговращением [мира] правит Ум, так что [благодаря ему это] круговращение вообще началось.

ЛЕВКИПП И ДЕМОКРИТ

В1. Левкипп же и приятель его Демокрит учат, что элементы [стихии]- полное и пустое, называя одно из них бытием, другое- небытием. А именно, из них полное они называли бытием, пустое же и редкое-небытием. А именно, они учат, что атомы движутся, ударяя друг друга и ударяясь один о другой; однако они не говорят, откуда начало природного движения. Левкипп же полагал, что он обладает учениями, которые, будучи согласны с чувственным восприятием, не отрицают ни возникновения, ни уничтожения, ни движения, ни множественности сущего. В25. Ведь чему учит Демокрит? Бесконечно многие по числу сущности, невидимые и неразличимые, не имеющие притом [внутренних] качеств и не подвергающиеся [внешнему] воздействию, носятся рассеянные в пустом пространстве. В4. Демокрит же и Левкипп говорят, что [все] прочее состоит из неделимых тел, последние же бесконечны числом и бесконечно разнообразны по формам; вещи же отличаются друг от друга [неделимыми], из которых они состоят, их положением и порядком. В3. он предположил атомы [неделимые частицы]-бесконечное число всегда движущихся элементов и бесконечное множество форм их-[бесконечное]. В10. [Лишь] в общем мнении существует сладкое, в мнении - горькое, в мнении - теплое, в мнении - холодное, в мнении- цвет, в действительности же [существуют только] атомы и пустота. В12. Начало вселенной-- атомы и пустота... В2. через посредство пустота происходит расторжение и гибель, равным же образом и увеличение, когда твердые [тельца] незаметно входят [в пустоту]. В3. А именно, предполагая сущность атомов абсолютно плотной и полной, он называл их бытием, учил, что они носятся в пустоте, которую он называл небытием, и говорил, что последнее существует не менее, чем бытие. В14. Различий же их три: "очертание, поворот и соприкасание", это значит: форма, положение и порядок. В35. Парменид и Демокрит: все существует согласно необходимости. В28. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости.

ЭТИКА КИНИКОВ И КИРЕНАИКОВ

Киники. «…Мораль всегда была классовой моралью: она или оправдывала господство и интересы господствующего класса, или же, как только угнетенный класс становился достаточно сильным, выражала его возмущение против этого господства и представляла интересы будущности угнетенных» [128] «Свобода и независимость киников, состоящая в том, чтобы до крайней степени уменьшить связанность с потребностями, абстрактна, так как она, нося отрицательный характер, должна быть по существу отречением» [131] «нужно искать удовольствия, наступающие после трудов, а не до них».«Презрение к наслаждению само по себе доставляет величайшее удовольствие» (Диоген Синопский).

Киренаики. «Ощущение, которое возникает для нас, не показывает нам ничего, кроме себя самого. Следовательно, только ощущение, по правде сказать, есть то, что нам является. А то, что вовне и способно вызывать ощущение, может быть, и существует, но это не то, что нам является» (Sext. Emp. Adv. Math. VII 194). «удовольствие является наилучшей целью жизни, а страдание - наихудшей» (Аристипп).

ПЛАТОН.

Натурфилософия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: