Эластичность спроса по цене. Выручка от продажи товаров.




Значение эластичности Применяемое определение Взаимосвязь цены и спроса Зависимость выручки от изменения цены
Цена падает Цена растет
=0 абсолютно неэластичный спрос Спрос не зависит от цены уменьшается растет
<1 неэластичный спрос В процентном отношении спрос изменяется меньше, чем цена уменьшается растет
=1 единичная эластичность спроса В процентном отношении спрос изменяется так же, как цена, но в противоположном направлении неизменна неизменна
>1 эластичный спрос В процентном отношении спрос изменяется больше, чем цена растет уменьшается
= абсолютно эластичный спрос Цена не зависит от изменения спроса уменьшается растет

 

 

2.Эластичность спроса по доходу.

 

Спрос покупателей изменяется и в зависимости от изменения дохода, а, следовательно, существует и эластичность спроса по доходу (, , ) – это степень изменения спроса покупателей в процентах в связи с изменением его дохода в процентах:

Особенности эластичности спроса по доходу:

  1. эластичности спроса по доходу не берется по модулю, т.к. между динамикой дохода и спроса, в основном существует прямая пропорциональная зависимость. Однако на некоторые товары с ростом дохода спрос будет падать – это некачественные товары;
  2. среднее арифметическое - для товаров, спрос на которые с ростом дохода падает, эластичность спроса по доходу будет отрицательной – это товары низкого качества. Качественные товары имеют эластичность спроса по доходу большую нуля, но которая может быть меньше единицы (неэластичный товар) или большей единицы (эластичный товар)

Статистика свидетельствует о том, что эластичность спроса по доходу зависит от таких факторов:

  1. значимости того или иного товара для бюджета семьи (чем больше товар нужен семье, тем меньше эластичность спроса на него);
  2. является ли данный товар предметом роскоши или первой необходимости (эластичность увеличивается, эластичность уменьшается, соответственно);
  3. консерватизм спроса – при увеличении дохода потребитель не сразу переключается на приобретение более дорогих товаров.

 

3.Перекрестная эластичность спроса.

 

Есть случай, когда спрос на один товар меняется в связи с изменением цены на другой товар.

Пусть имеются два товара: x и y. Тогда зависимость товара x()от изменения цены товара y () определяется с помощью перекрестной эластичности спроса ():

Эта формула применяется при рассмотрении взаимодополняющих (комплементарных) и взаимозаменяющих (субститутов) товаров. Взаимозаменяющие товары имеют >0, взаимодополняющие - <0.

Примеры:

  • взаимодополняющие: фотопленка - цена растет

фотоаппарат – спрос падает

· взаимозаменяющие: апельсины - цена растет

мандарины – спрос растет

Перекрестная эластичность спроса широко используется при проведении антимонопольной политики: доказательством того, что какая-то фирма не является чистым монополистом того или иного товара служит тот факт, что производитель ее товара имеет перекрестную эластичность спроса большую нуля с товаром другой фирмы.

 

15. Ценовая эластичность предложения и фактор времени.

Эластичность предложения и ее факторы.

 

Существует взаимосвязь между изменением цены товара и изменением предложения, т.е. существует эластичность предложения: , где Q – предложение.

Эластичность предложения – реакция величины предложения на изменение цены товара. Поскольку между предложением и ценой товара существует прямая пропорциональная зависимость, то эластичность предложения всегда положительна, т.к. кривая предложения имеет восходящий характер.

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

  1. Способность к длительному хранению, стоимость хранения. Для товара, который не может храниться длительное время (например, свежая рыба) эластичность предложения низкая, тоже относится к продукции, хранение которой стоит дорого.
  2. Особенности производственного процесса. Если производитель товара может либо расширить его производства при росте цены, либо переключится на производство другого товара при снижении цены, то предложение эластично.
  3. Временной. Производитель не в состоянии мгновенно реагировать на изменение цены, т.к. требуется определенное время для найма дополнительных рабочих, закупок материалов, сырья при росте цен, и поступить противоположно при снижении цен.
Фактор времени Вообще говоря, спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее периодвремени для принятия решений. Одна из причин этого правила заключается в том,что многие потребители - это люди привычки. Если цена на продукт растет, намтребуется время, чтобы найти и опробовать другие продукты, пока мы неубедимся в их приемлемости. Если цена говядины повысится на 10%, потребители,возможно, не сразу сократят свои покупки. Но через некоторое время они могутперенести свои симпатии на птицу или рыбу, на которые у них теперь "появилсявкус". Другое объяснение этого правила связано с долговечностью продукта.Исследования показывают, что "краткосрочный" спрос на бензин менее эластичен(0,2), чем "долгосрочный" спрос (0,7). Почему так происходит? Потому что вдолгосрочном плане большие, пожирающие бензин автомобили изнашиваются и из-заподорожания бензина заменяются меньшими по размеру, более экономичнымимашинами. В предпринятом недавно прикладном исследовании, посвященномсистеме пригородного железнодорожного сообщения г.Филадельфии, утверждается,что "долгосрочная" эластичность спроса на железнодорожные билеты почти в 3раза превышает его "краткосрочную" эластичность. Точнее, краткосрочнаяреакция пассажиров (определяемая непосредственно в момент изменения целыбилета) неэластична и равна 0,68. Наоборот, долгосрочная реакция(определяемая за четырехлетний период) эластична и равна 1,84. Более высокаядолгосрочная эластичность объясняется тем, что при наличии достаточногоколичества времени потенциальные пассажиры железнодорожного транспортаполучают возможность принять необходимые решения относительно покупкиавтомобиля или изменения местонахождения дома и работы. Во всяком случае,такое различие эластичности привело автора к выводу о том, что системапригородного сообщения, обслуживающая около 100 тыс. Пассажиров, могла бынемедленно увеличить ежедневную выручку на 8 тыс. дол., повысив цену билетана 0,25 дол., или примерно на 9%. Почему? Потому что краткосрочный спроснеэластичен. Однако в долгосрочной перспективе те же 9% роста цены приведут,согласно оценке, к уменьшению общей выручки более чем на 19 тыс. дол, в день,поскольку спрос эластичен. Общий вывод гласит, что повышение цены, выгодное вкраткосрочном аспекте, чревато финансовыми затруднениями в долгосрочнойперспективе.

 

16. Излишек потребителя и производителя. Общественная выгода от рыночного равновесия.

17. Полезность и ее функция. Сущность количественного и порядкового подхода к анализу полезности.

18. Законы Госсена. Эквимаржинальный принцип.

19. Предположения в отношении предпочтений потребителя. Кривые безразличия и их свойства. Анализ потребительских бюджетов. Бюджетное ограничение. Оптимум потребителя.

20. Реакция потребителя на изменение цен и дохода. Кривые Энгеля. Индивидуальная кривая спроса.

21. Эффект дохода и эффект замещения. Уравнение Слуцкого. Компенсирующие и эквивалентные изменения доходов.

22. Номинальный и реальный доход. Индексы реального дохода.

23. Производство и технология. Понятие производственной функции. Изокванты.

24. Производственный выбор в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи.

25. Производственный выбор в долгосрочном периоде. Замещение факторов производства.Изменение размеров производства. Эффект масштаба.

26. Природа издержек производства, их структура и виды. Динамика издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах.

27. Минимизация издержек производства: определение эффективного способа производства. Траектория развития.

28. Выручка и прибыль. Экономическая природа прибыли. Принцип максимизации прибыли.

29. Концентрация и централизация капитала. Диверсификация. Показатели концентрации отрасли.. Рыночная власть: источники и способ ее измерения.

30. Рыночные структуры: их типы и определяющие признаки Совершенная и несовершенная конкуренция. Движущие силы конкуренции.

31. Рынок совершенной конкуренции: определяющие признаки, достоинства и недостатки.

32. Предложение совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Предложение совершенно конкурентной отрасли. Эффективность рыночной структуры совершенной конкуренции.

33. Экономическая природа и виды монополии. Источники монопольной власти.

34. Предложение на монопольных рынках.

35. Естественная монополия и дилемма ее регулирования.

36. Антимонопольная политика. Экономические последствия и регулирование деятельности монополий.

37. Монополистическое поведение: ценовая дискриминация.

38. Характерные черты монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция и реклама.

39. Монополистическая конкуренция: производственный выбор в условиях ограниченной рыночной власти. Монополистической конкуренции и общественная эффективность.

40. Олигополия: основные черты и стратегии поведения.

41. Модель картеля. Механизм разрушения картельного соглашения. Модели «блокирующего ценообразования» и «сознательного соперничества».

42. Модель ценового лидерства. Ценообразование по принципу «издержки плюс».

43. Модель дуополии Курно.

44. Модель ломанной кривой спроса.

45. Олигополия с точки зрения теории игр.

46. Факторы производства. Особенности функционирования рынков факторов производства. Равновесие на рынках факторов производства при совершенной конкуренции.

47. Равновесие на рынках факторов производства в условиях рыночной власти. Функциональное распределение доходов.

48. Содержание и особенности рынка труда. Спрос и предложение труда. Эффект дохода и замены.

49. Заработная плата: сущность, виды и функции. Методы государственного регулирования рынка труда. Заработная плата в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

50. Проблема бедности: сущность, основные методы измерения. Дифференциация доходов. Коэффициент Джини.

51. Сущность капитала и его формы. Амортизация.

52. Особенности формирование спроса и предложения на капитал. Равновесие на рынке капитала.

53. Доход на капитал (процент) и его экономическая природа. Стоимость денег во времени. Сложный процент и дисконтирование.

54. Неопределенность и риск. Поведение субъектов в условиях риска. Способы его снижения.

55. Асимметрия информации. Риск безответственности. Негативный отбор.

56. Земля как фактор производства. Специфика спроса и предложения земли.

57. Экономическая природа ренты и условия ее возникновения.

58. Цена земли. Арендная плата.

 

59. Общее равновесие и экономическая эффективность. Экономика «Робинзона Крузо».

60. Равновесие в экономике «чистого» обмена. Диаграмма Эджуорта.

61. Эффективность по Парето и экономика благосостояния.

62. Внешние эффекты: сущность, причины, возможности рынка и государства по их интернализации.

 

 

63. Общественные блага. Эффект безбилетника.

Существуют различные блага:

1. Частные – это товары и услуги, которые предоставляются потребителям с учётом индивидуального спроса. Им присущи такие экономические признаки:

· Делимость;

· Реализация по рыночным ценам;

· Польза (выгода) от их использования принадлежит потребителю;

· Обладают «принципом исключения», т.е. потребители, которые не могут приобрести эти блага по рыночной цене, исключаются из потребления. К ним относят продовольственные, промышленные товары и многие виды услуг.

2. Общественные – не являются однородной совокупностью, их можно разделить на:

1) Чисто общественные блага и услуги.

Они создаются и реализуются на основе общественного потребления и независимы от индивидуального спроса каждого из членов обществ

Свойства:

· Потребление не приводит к уменьшению объёма потребления других благ и услуг;

· Не обладают принципом исключения;

· Поступая к группе населения, они не требуют затрат сверх того, как если бы ими пользовался один человек;

· Индивидуальный спрос на них выражает одновременный совокупный спрос.

Всё это способствует возникновению экономической ситуации, когда потребители имеют возможность избежать денежной компенсации расходов по созданию и использованию этих благ, т.е. возникает проблема «безбилетника».

Экономическая природа этих благ и услуг определяет специфику их спроса и предложения. В отличие от частных они поступают в равном количестве потребителям, но при разной предельной оценке данного объёма. При реализации частных благ клиенты при одинаковой цене имеют различный уровень их потребления.

В современной рыночной экономике производство и реализация их возлагается на государство.

2) Частично общественные блага и услуги.

Признаки:

· Обладают принципом исключения.

· Польза от их потребления принадлежит не только отдельному потребителю, но и обществу в целом.

Их производство и потребление может вестись на основе рыночных отношений, но поскольку они затрагивают интересы не только отдельных потребителей, но и общества в целом, то рынок не в состоянии создать их в таком количестве, которое необходимо для обеспечения развития экономики в целом.

Эффект безбилетника — экономический феномен, который проявляется в том, что потребитель общественного блага старается уклониться от его оплаты.

Проблема безбилетника возникает, когда индивид сознательно не желает платить за общественное благо, ожидая получать выгоду без всякой оплаты. Одним из ярких примеров проявления проблемы безбилетника является феномен уклонения граждан от уплаты налогов, идущих (в числе прочего) на обеспечение общественных благ.

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: