Разработайте рекомендации по развитию творческого воображения.




Задание 5. Какие из перечисленных психологических явлений можно отнести к продуктам пассивного, а какие – к продуктам активного воображения?

пассивного воображения активного воображения
   

1. мечта;

2. образы сновидений;

3. образы, направленные на тот или иной способ разрешения ситуации;

4. образы, исходящие от самого субъекта как участника разворачивающихся событий;

5. образы, направленные на решение творческой задачи;

6. образы, не связанные с волей.

Задание 6. Вставьте соответствующий вид воображения в следующие определения:

1. воображение, которое имеет место на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака, является …………………..… воображением;

2. воображение, характеризующееся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, называют……………………….… воображением;

3. воображение, предполагающее самостоятельное создание образа, вещи, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, называют ……………………………………. воображением.

Задание 7. Вставьте вместо многоточий название приема воображения в следующие определения:

1. прием воображения, состоящий в «склеивании» различных несоединимых качеств в повседневной жизни, называется ……………………….…………;

2. прием воображения, состоящий в выделении существенного, повторяющегося в однородных образах, называется ……………………………………………;

3. прием воображения, состоящий в увеличении или уменьшении предмета, изменении качества его частей, называется ……………………………….;

4. прием воображения, состоящий в подчеркивании каких-либо признаков, называется………………………………………;

5. прием воображения, состоящий в сглаживании различий предметов и выявлении черт сходства между ними называется ……………………………...

Задание 8. Выберите правильный вариант из предложенных ответов.

1. Вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего, называется: а) грезами; б) фантазией; в) мечтой; г) сновидением.

2. Образы минотавра, пегаса созданы на основе: а) типизации; б) гиперболизации; в) схематизации; г) агглютинации.

3) Технические изобретения: троллейбус, аэросани, самолет-амфибия созданы при помощи такой формы воображения, как: а) агглютинация; б) типизация; в) гиперболизация; г) схематизация.

Задание 9. Определите, какие приемы (агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация) использованы для создания образов творческого воображения. По каким признакам это можно установить?

А) в мифах и легендах описываются различные фантастические существа: кентавры (с головой человека и телом коня), сфинксы (существа с головой человека и телом льва), драконы и др.; ______________________

Б) рассматривая вопрос о создании литературных образов, А.М. Горький говорил: «Они создаются, конечно, не портретно, не берут определенного какого-то человека, а берут тридцать-пятьдесят одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и др.» Он советовал молодым писателям: «Если вы описываете лавочника, то надо делать так, чтобы в одном лавочнике было описано 30 лавочников, а в одном попе – 30 попов, чтобы, если эту вещь читают в Херсоне, видели херсонского попа, а читают в Арзамасе – арзамасского попа…»; ______________________

В) конструирование аэросаней, танка-амфибии, дирижабля, экскаватора, троллейбуса и других механизмов_________

Задание 10. Из предложенного ниже перечня признаков выберите те, которые характеризуют воображение.

1.Деятельность мозга, которая не может быть проверена на практике.

2.Сложная психическая деятельность, источником которой не является объективная реальность.

3.Создание или воспроизведение образа, не воспринимавшегося в прошлом.

4.Специфическая деятельность, возникающая в процессе труда.

5.Отражение объективной реальности, действующей на наши органы чувств.

6.Обобщённое и опосредованное отражение действительности.

7.Сложная психическая деятельность, которая является врождённой способностью, развивающейся постепенно, независимо от условий жизни и воспитания.

8.Отражение реальной действительности, но в иных сочетаниях и связях.

9.Отражение того, что было в прошлом опыте. (По В. С. Мерлину.)

Задание 11. Определите, какой вид воображения проявляется в каждом из приведённых отрывков.

А) …Начиналось воспаление лёгких… Яше становилось всё хуже, очень хотелось пить, но он никак не мог ни позвать кого-нибудь, ни подняться с кровати. Вдруг он убедился, что находится внутри металлического шара, фантастического межпланетного корабля, того самого, на котором путешествовал Кэйвер с Земли на Луну. Шар почему-то вращался, и Яшу с большой силой прижимало к его гладкой раскалённой поверхности. Кроме того, все предметы расплывались в волнах розового тумана, застилавшего глаза.… В нём замелькали большие радужные круги. Потом куги поблекли, туман исчез, и Яша с удивлением заметил, что находится среди каменных гор. Это была странная местность - без всяких признаков растительности и воды. Она не походила на те места Урала, которые знал Яша, хотя всё это он где-то уже видел. Вот только где? И тут он понял, что находится на…Луне! В чёрном небе горели необыкновенно крупные звёзды. Они не мерцали и были так же ярки, как и солнце, висевшее над острыми гребнями скал…(Б. Фрадкин. Дорога к звёздам.)

Б) …Неожиданно вспомнились Ромашову недавняя сцена на плацу, грубые крики полкового командира, чувство пережитой обиды… И в нём тотчас же, точно в мальчике…закипели мстительные, фантастические, опьяняющие мечты…

…И Ромашов поразительно живо увидел себя учёным офицером Генерального штаба,

подающим громадные надежды…

…Вот начались манёвры. Большой двусторонний бой. Полковник Шульгович не понимает диспозиции, путается, суетит людей и сам суетится, - ему уже делал два раза замечание через ординарца командир корпуса. «Ну, капитан, выручайте,- обращается он к Ромашову. - Знаете, по старой дружбе. Помните, хе-хе-хе, как мы с вами ссорились? Уж, пожалуйста». Но Ромашов, безукоризненно отдавая честь и подавшись на седле, отвечает спокойно-высокомерным видом: «Виноват, господин полковник.…

Это ваша обязанность распоряжаться передвижениями полка. Моё дело – принимать приказания и исполнять их…» А уж от командира корпуса летит третий ординарец с новым выговором.

Блестящий офицер Генерального штаба Ромашов идёт всё выше и выше по пути служебной карьеры…(А. Куприн. Поединок.)

В) …Ещё в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой. Я изучал течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубины тайги, где маленькими кружочками были отмечены безымянные фактории, повторял, как стихи, звучные названия - Югорский шар и Гебриды, Гвадаррама и Инвернесс, Онега и Кордильеры.

Постепенно все эти места оживали в моём воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам. (К. Паустовский. Золотая роза.)

Г) Первые же испытания макета локатора обнаружили опасность искажений. На экране дрожали, исчезая и вновь появляясь, несколько зелёных импульсов, мешая определить место повреждения. Невидимые электрические бури нарушали истинную картину…

…Андрей приказал разобрать всю установку…

Отказываясь от достигнутого, Андрей ничего не мог предложить взамен. Он знал одно - путь, избранный им неверен. Достаточно было посмотреть на схему: она была сложной, уродливой и, значит в чем-то порочной… В работе учёного наступают периоды, когда воображение иссякает, и нет никаких способов пробудить его. Иногда это длиться часами, иногда - годами. Сознание того, что решение близко - достаточно одного усилия, одной счастливой мысли, чтобы найти его, - гнетёт мучительно. Оставаться в лаборатории он не мог, здесь всё ему напоминало о его бессилии. Он вышел…

…- Подождите, пожалуйста, - умоляюще попросил Андрей. Он отломил стружку. Острые кромки впились в кожу. Андрей потянул стружку за концы, они сжимались и разжимались, пружиня, они напоминали ему броню кабеля. Он растягивал стружку, пока она не сломалась; тогда он нагнулся и поднял целый ворох колючих стружек. Лицо Андрея слегка побледнело. Технолог смотрел на него с интересом.

…Открытие всегда наступает внезапно.… За какие-то секунды мозг Андрея представил стружку в виде специальной обмотки, которую вот таким же способом можно растягивать, изменяя характеристику. Если подключить такую катушку, то искажения компенсируются; он мысленно прикинул по формулам, как всё изменится, - и всё, всё стало поразительно простым и ясным.

Тут же, не выпуская из рук стружки, он принялся возбуждённо объяснять технологу…(Д. И. Гранин. Искатели.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: