Государственный, внутрифирменный и независимый (аудит) контроль.
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.
Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, траспределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.
Текущий финансовый контроль - это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т.д.)
Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т.п.) В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.
Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:
а) в силу требований законодательства и
б) по решению компетентных государственных органов.
Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:
а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
б) президента;
в) исполнительных органов власти общей компетенции;
д) ведомственный и внутрихозяйственный;
|
е) общественный;
ж) аудиторский.
Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который осуществляется в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный контроль.
45. Банковская система РФ. Правовое положение Центрального Банка РФ
Банковскую систему российской Федерации составляют: Государственный Центральный Банк Российской Федерации, коммерческие банки и другие кредитные организации. Такая двухуровневая система банков закреплена в ст. 2 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”.
Банковская система страны предназначена для осуществления денежных расчетов между организациями, необходимость которых вызывается в первую очередь осуществлением предпринимательской деятельности. Через банковскую систему проходят практически все денежные ресурсы, кроме наличности, находящейся на руках у населения. От работы банков во многом зависит нормальное функционирование денежного оборота, финансовой системы и экономики в целом. Наглядным доказательством этого можно назвать события, вызванные решениями Правительства РФ от 17 августа 1998 года, за которыми последовало разрушение многих банков, нарушение денежных расчетов между юридическими лицами и потеря доверия иностранных инвесторов. И это при том, что существующие в стране банки представляют собой не простую совокупность разрозненных кредитных организаций, а организованную систему. В первые годы перестроечного процесса в стране появлялось огромное число различных коммерческих банков с разветвленной сетью филиалов и отделений по всей стране. Многие из них, не выдерживая конкуренции или просто не найдя своей ниши в банковской структуре, прекращали свою деятельность, вызывая неблагоприятные экономические последствия для своих клиентов.
|
Количественный состав кредитных учреждений в рыночной экономике не может регулироваться государством. Он может зависеть лишь от объективной потребности экономики в банках. Регулирование со стороны государства должно быть направлено на упорядочение банковской системы, обеспечение ее стабильности и эффективности.
Банковская сфера России открыта и доступна для иностранных инвестиций. В нашей стране могут создаваться кредитные организации с долевым или полным участием иностранного капитала. Зарубежным банкам предоставлена возможность учреждать в России свои дочерние кредитные организации — юридические лица, открывать филиалы и представительства. Кредитные организации с участием иностранного капитала подчиняются действующему в Российской Федерации правовому режиму и входят в банковскую систему России. Подобные же кредитные учреждения российских банков за рубежом подчиняются установленному в стране пребывания национальному правовому режиму и не входят в состав российской банковской системы.
Таким образом, банковскую систему Российской Федерации составляют: Банк России, его учреждения, кредитные организации, включая дочерние банки иностранных и международных банков, их филиалы и представительства. Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) возглавляет банковскую систему России.
|
Деятельность Центрального банка РФ определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
Подотчетность Банка России Государственной Думе означает, что назначение на должность и освобождение от должности его Председателя осуществляется Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации. Кроме того, Государственная Дума назначает и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет и аудиторское заключение. Государственная Дума определяет аудиторскую фирму для проведения аудиторской проверки Банка России.
Помимо этого, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России и заслушивает доклады его Председателя.
Банк России независим в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента Российской Федерации.
Банк России имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Банк России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно является и органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, и юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, государством в лице Правительства Российской Федерации.
Полномочия Центрального Банка, направленные на предпринимательскую деятельность, установлены ст. 45—47 Закона «О Центральном банке РСФСР», в соответствии с которыми Банк России имеет право предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, покупать и продавать чеки и переводные векселя, а также государственные ценные бумаги и облигации на определенных законом условиях, выдавать гарантии и поручительства, производить другие коммерческие операции, предусмотренные законом.
Целями деятельности Банка России как органа управления кредитно-денежной системы являются:
♦ защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам;
♦ развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
♦ обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
В соответствии с целями, поставленными перед Центральным банком РФ, его основными задачами являются следующие:
♦ активное участие в разработке денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики Правительства Российской Федерации;
♦ всемерное сдерживание инфляционных процессов в стране;
♦ сокращение бюджетного дефицита;
♦ поддержание стабильного денежного обращения;
♦ обеспечение устойчивости курса рубля как государственной валюты;
♦ обеспечение государственного фонда валютных резервов;
♦ расширение кредитования коммерческих банков в основном за счет ресурсов эмиссионного фонда;
♦ расширение возможностей неэмиссионного кредитования и покрытия бюджетного дефицита на разных уровнях системы властей;
♦ максимальное использование методов денежно-кредитного
управления банковской системой.
Исходя из поставленных целей и задач Банк России выполняет следующие функции:
♦ во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
♦ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
♦ является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
♦ устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
♦ устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
♦ осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдаст и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
♦ осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
♦ регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
♦ осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
♦ определяет порядок расчетов с иностранными государствами;
♦ организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки;
♦ участвует в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации составления платежного баланса России.
Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства и установленных им нормативных актов.
Главная цель банковского регулирования и надзора заключается в поддержании стабильности банковской системы, в защите интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организа-
ций за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Надзорные и регулирующие функции Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора.
Для кредитных организаций Банк России устанавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности.
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный размер установленного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д. В этих полномочиях Банка России проявляются его координирующие и контрольные функции за деятельностью кредитных организаций. На местах эти полномочия осуществляются через главные территориальные управления Банка России, являющиеся его филиалами.
В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредоставления информации или предоставлении неполной или недостоверной информации Банк России имеет право потребовать от данной кредитной организации устранения выявленных нарушений, а также взыскать штраф или ограничить проведение его отдельных операций.
Взаимодействуя с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, Банк России консультирует их по наиболее важным вопросам нормативного характера. Кроме того, Банк России рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.