Методические рекомендации по подготовке сообщения




Задание по

Дисциплине «Оперативно-розыскная деятельность»

Необходимо выполнить по выбору задание № 1 или № 2

Задание № 1. Составить конспект учебного материала по темам № 1 и 2. Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов, названия тем и теоретических вопросов, подлежащих проработке, прилагаются (приложение № 1).

Задание № 2. Подготовить сообщение по одной из прилагаемых тем.Методические рекомендации по подготовке сообщения прилагаются (приложение № 2).

 


Приложение № 1

Методические указания по выполнению

Самостоятельной работы студентов (СРС)

СРС – это планируемая учебная и научная работа, выполняемая по заданию преподавателя под его методическим и научным руководством.

СРС по данной дисциплине включает подготовку к тестированию, выполнение контрольной работы и подготовку к итоговой аттестации в виде собеседования.

Самостоятельная работа обучающихся по данной дисциплине включает в себя подготовку к практическим и семинарским занятиям (изучение теоретических источников и нормативных актов с целью подготовки ответов на вопросы по теме и участии в дискуссии).

Неотъемлемой частью самостоятельной работы студента является изучение им учебной и научной литературы, рекомендуемой настоящим учебно-методическом комплексом. Стоит отметить, что работа над литературой принесет максимальную пользу лишь в том случае, если студент не ограничится беглым ознакомлением с источниками, а основательно изучит их. Желательно, чтобы работа с источниками сопровождалась составлением развернутого конспекта. При составлении конспекта рекомендуется обращать особое внимание на понятия и термины. При этом важно выписывать все непонятные термины и обращаться за их разъяснением к специальным словарям-справочникам.

Самостоятельная работа может выполняться в читальном зале библиотеки, в учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Организация самостоятельной работы обучающегося должна предусматривать й доступ к базам данных, к ресурсу Интернет. Обязательно предусматриваются получение обучающимся консультации, контроль и помощь со стороны преподавателя.

При подготовке индивидуальных заданий следует рекомендовать изучить:

- научную литературу (монографии, научные статьи, пособия и др.);

- учебную литературу;

- иные источники (СПС Консультант, Гарант, сайты МАСП, Кримицесс. т.п.);

- сайты МВД РФ и других правоохранительных органов, наделенных правом осуществления оперативно-розыскной деятельности. Данные источники полезны, прежде всего, для получения статистических данных, а также открытой (доступной) части информации о результатах проведенных оперативно-розыскных мероприятий.

- официальные сайты судов общей юрисдикции, сайт Росправосдие. Данные источники полезны, прежде всего, для получения приговоров и иных материалов уголовных дел, возбужденных на основании материалов оперативно-розыскной деятельности.

 

Тема 1. Сущность оперативно-розыскной деятельности.

Вопросы для подготовки:

1. Государственно-правовой ха­рактер оперативно-розыскной деятельности.

2. Структурное и организационное обособление от иных функций уголовной юстиции.

3. Наличие собственных средств и методов.

4. Направленность на борьбу с преступностью.

Составить конспект из учебного материала по указанной теме.

Методические указания по подготовке конспекта.

Конспектирование представляет собой систематизированную, логически связную форму записи, включающую выписки, тезисы, дополненные мыслями и комментариями студента. В конспект могут войти также отдельные части текста, цитируемые дословно, факты, примеры, цифры, схемы.

Конспект может быть текстуальным и свободным. В текстуальных конспектах доминируют цитаты автора, выписываются выводы, дающие яркую и меткую формулировку того или иного положения. Свободные конспекты составляются в виде систематизированной записи положений изучаемой проблемы словами конспектирующего.

 

Тема 2. Задачи, принципы и правовая основа оперативно­-розыскной деятельности.

 

Вопросы для подготовки:

1. Основные законодательно закрепленные задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности, их сущность.

2. Федеральные законы и ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность.

Составить конспект ст.ст. 2-4 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и учебного материала по указанной теме.

 


Приложение № 2

Методические рекомендации по подготовке сообщения

Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).

Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Технология изготовления…», «Модель развития…», «Система управления…», «Методика выявления…» и пр.). Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.

Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).

Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.

К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.

План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.

В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения. Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите.

Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.

Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).

В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей.

После подготовки текста / плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:

· Вызывает ли мое выступление интерес?

· Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?

· Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?

· Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.

Перечень вопросов для подготовки сообщения:

1. Сущность и специфика оперативно-розыскной деятельности.

2. Значение оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью.

3. История отечественной оперативно-розыскной деятельности.

4. Задачиоперативно-розыскной деятельности.

5. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности.

6. Принципы оперативно-розыскной деятельности.

7. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, основные права и обязанности.

8. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

9. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

10. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел, общая характеристика.

11. Особенности и основные направления оперативно-розыскной деятельности подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции органов внутренних дел.

12. Специфика и основные направления оперативно-розыскной деятельности подразделений уголовного розыска органов внутренних дел.

13. Особенности оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.

14. Особенности оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях.

15. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

16. Связь оперативно-розыскной деятельности с другими науками уголовно-правового цикла.

17. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

18. Сущность сочетания гласных и негласных методов и средств в оперативно-розыскной деятельности.

19. Сущность принципа конспирации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: