ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ
Кафедра русского языка и литературы
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
по курсу «Морфология»
(Институт филологии, 44.03.05 Пед. обр-е («Русский язык и литература»), ДФО, 3 курс, 6 семестр; ЗФО, 4 курс, 7 семестр)
преподаватель − проф. Шаталова О.В.
Учебный год
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №1
1. Слово в лексике и грамматике. Грамматика как основа языкознания. Понятие о морфологии.
2. Общая характеристика категории наклонения у глагола. Изъявительное и сослагательное наклонение: формообразование, основное и переносное значение.
3. Определите частеречную принадлежность выделенных слов. Выполните полный морфологический разбор подчеркнутых слов.
Всегда говори правду, и тебе дорога будет открыта. Глупый осудит, а умный рассудит. Горшок над котлом смеется, а оба черные. В доме лжеца пожар случился, но никто не поверил. Велик океан, но и капля воды для него прибыль (Пословицы).
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №2
1. Основные понятия морфологии: грамматическое значение, грамматическая категория.
2. Повелительное наклонение глагола: формообразование, основное и переносное значение.
3. Определите частеречную принадлежность выделенных слов. Выполните полный морфологический разбор подчеркнутых слов.
В течение нескольких часов я шёл до железнодорожной станции пешком, и на протяжении всей дороги ярко зеленели озимь и яровые, охваченные утренним солнцем. В Дубечне штукатурили внутри станцию и строился верхний деревянный этаж у водокачки (А.П. Чехов).
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №3
1. Основные понятия морфологии: грамматическая форма, грамматическая парадигма. Парадигма и лексема. Понятие о формообразовании и словоизменении.
|
2. Вопрос о категории состояния. Основания для выделения категории состояния в особую часть речи. Основные признаки категории состояния как части речи (синтаксический, морфологический, семантический). Решение вопроса о категории состояния в «Русской грамматике» 1980 г.
3. Определите частеречную принадлежность выделенных слов. Выполните полный морфологический разбор подчеркнутых слов.
Было довольно-таки жарко, и рабочие вяло бродили по кучам щепок и мусора. Походив часа два, я заметил, что от станции куда-то вправо шли телеграфные столбы, которые через полверсты оканчивались у белого Каменного забора (А.П. Чехов).
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №4
1. Проблема частей речи в русском языке: история и теория. Возможные подходы к классификации частей речи (принципы и основания классификаций). Вопрос о количественном составе частей речи.
2. Категория вида как одна из определяющих семантико-грамматическую специфику глагола. Основные способы видообразования.
3. Определите частеречную принадлежность выделенных слов. Выполните полный морфологический разбор подчеркнутых слов.
Рабочие сказали, что там контора, и я, подумав, решил, что нужно идти именно туда. Это была старая и, по-видимому, заброшенная, никем не заселенная усадьба (А.П. Чехов).
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №5
1. Предметно-смысловая основа категории имени существительного. Лексико-грамматические разряды существительных. Собственные и нарицательные имена существительные: характеристика разрядов, соотношение и взаимодействие. Проблемы использования имен собственных в условиях современной коммуникации.
|
2. Семантический объем глагола. Семантические классификации глагольной лексики. Взаимодействие лексических и грамматических значений в различных формах глагола.
3. Определите частеречную принадлежность выделенных слов. Выполните полный морфологический разбор подчеркнутых слов.
В ворота был виден просторный двор, поросший бурьяном, и прежний барский дом с высокой крышей, рыжей от ржавчины. Позади старинного дома был большой сад, уже одичавший, заглушённый выросшей травой и кустарником (А.П. Чехов).
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №6
1. Предметно-смысловая основа категории имени существительного. Лексико-грамматические разряды существительных. Конкретные, вещественные и собирательные существительные: общая характеристика, употребление. Абстрактные существительные: общая характеристика.
2. «Местоименные» наречия и наречия «вторичные». Противоречивость квалификации местоименных наречий в концепции В.В. Бабайцевой.
3. Определите частеречную принадлежность выделенных слов. Выполните полный морфологический разбор подчеркнутых слов.
Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой. Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где еще стояли тополи, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. Чем дальше вглубь, тем было просторнее (А.П. Чехов).